search
main
0

Игровой метод при изучении вопросов финансовой грамотности (опыт педагога).

21 век ставит перед психолого-педагогической наукой новые задачи. Ежедневно родители, педагоги, психологи сталкиваются с тем, что современные дети существенно отличаются от предыдущих поколений. Приемы и методы работы с детьми, эффективные еще 20 лет назад, перестают приносить желаемый результат.

Кроме того, вплоть до последнего десятилетия окружающая ребенка реальность не предоставляла особенного разнообразия источников информации, и учитель был наиболее доступным и удобным проводником знаний. С наступлением 21 века информационный фон резко изменился. Объем сведений, поступающий из массы новых, ранее не существовавших источников, возрос многократно и продолжает ежедневно расти. Современные дети вынуждены воспринимать и обрабатывать огромные массы информационного материала самого разного содержания, зачастую самостоятельно определяя приоритеты для получения новых знаний.

Что же изменилось, относительно того, что мы видели в школе раньше? По разработанной еще Яном Амосом Коменским в 17 веке классно-урочно-предметной форме обучения, каждый ребенок должен удерживать фокус внимания на протяжении 40-45 минут. Для большинства детей такие условия являются некомфортными, дети испытывают потребность переключаться с одной задачи на другую, менять положение в пространстве, менять род деятельности намного чаще, чем раз в 40-45 минут.

Текущую действительность можно рассматривать как ситуацию постоянного информационного давления. Огромное количество информации, доступной и потребляемой детьми, подается в максимально благоприятной для восприятия форме: с красивыми изображениями и спецэффектами, с увлекательным звуковым сопровождением, небольшими порциями, которые дети могут быстро воспринять и обработать. В результате дети приходят в школу перегруженными субъективно важной для них (по разным основаниям) информацией и не могут потребить то, что предлагает им учитель. Ощущая дискомфорт, ребята стремятся уйти из этой ситуации: телом, меняя положение в пространстве, ерзая на стульях или даже вставая с места, или сознанием, отвлекаясь, задумываясь о постороннем, рисуя на полях тетради и т.д. Педагог, настроенный на усвоение детьми информации по его предмету, требует от них дисциплины и подает материал достаточно строго, серьезно и сосредоточенно, чем еще больше усиливает контраст с легким и ярким развлекательным контентом.

Родительская общественность всерьез озабочена так называемой «эпидемией СДВГ» – синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, в основном у младших школьников. Родители подростков жалуются на нежелание учиться, нежелание ходить в школу, на то, что детям ничего не интересно, кроме развлечений.

Что же делать? Можем ли мы изменить ситуацию? Ответы можно найти в разных источниках. Обратимся лишь к некоторым из них.

Еще в 2008 году Александр Григорьевич Асмолов, в тот момент заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова, вице-президент Общества психологов России, в своем выступлении на круглом столе «Зачем российской школе новые стандарты образования?» в «Комсомольской правде» сказал: «Школа будущего – это прежде всего школа развития личности человека, ребенка, а не школа дрессуры, зубрежки. Школа будущего – это школа, где главное, что делает ребенок, – учится учиться. Новая школа – это школа, в которой учат искусству жизни с непохожими детьми. Это школа толерантности. Новая школа – это школа, в которой учителя и вообще народ школьный умеют общаться, а не боятся общения. И, наконец, это школа, где нет рабства уроков». (Асмолов, 2008)

Системно-деятельностный подход в обучении, лежащий в основе действующих Федеральных государственных образовательных стандартов, говорит нам о том, что развитие личности учащегося и появление у него новых умений происходит не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, заданной учителем так, чтобы произошло самостоятельное осознание проблемы, поиск решения и, как результат, открытие нового знания.

Одним из ответов на обозначенные вызовы современности мы считаем игровые технологии, которые достаточно активно применяются в Волгоградской области в образовательной деятельности. Так, в 2017-2018 учебном году в регионе в рамках программы «Азбука финансовой грамотности» был реализован комплекс образовательных мероприятий для обучающихся подросткового возраста.

Программа комплекса построена на интерактивных методах в виде финансовых боев и коммуникативных турниров. Финансовые бои предполагают решение задач с последующим комментированием командами порядка решения, хода мыслей и выводов. Коммуникативные турниры – это дискуссии представителей команд на заданную тему: один представитель команды приводит аргументы «за», представитель команды соперников – «против» сформулированного вопроса. Оцениваются содержательность дискуссии, финансовые знания участников, коммуникативность, способность вести диалог, артистичность, чувство юмора.

Опыт применения этих форм обучения показал, что игровые методы позволяют не столько оценить формальные знания в области финансовой грамотности, сколько показывают уровень, глубину понимания предметного материала и способность применить знания для решения практических задач. Задания, полученные в интерактивной соревновательной форме, мотивируют подростков на дальнейшее самостоятельное изучение предметного материала, стимулируют интерес к финансовой грамотности как области знания. Интерактивные формы организации работы детского коллектива развивают такие метапредметные и личностные компетенции, как умение самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности, осуществлять деятельность, оценивать и принимать решения, контролировать и корректировать деятельность, выбирать правильные стратегии в различных ситуациях, а также умение использовать разнообразные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

В процессе реализации комплекса образовательных мероприятий в Волгоградской области выявились и необходимые условия для его эффективного применения. Наиболее существенным мы считаем готовность педагога выйти из экспертной позиции «носителя знаний» и стать организатором деятельности, модератором творческого процесса, наставником детей в их самостоятельном поиске решений для поставленных задач. Также важным условием является принятие детьми и педагогами приоритета понимания в предметной области, умения обосновать свою позицию, навыков коммуникации над знанием правильного ответа на вопрос.

Учитывая все особенности современных школьников, необходимо в обучении основам финансовой грамотности найти к ним подход и вовлечь в образовательный процесс. Лучше всего сделать это позволяют игровые технологии. В разделе библиотеки сайта

ВАШИФИНАНСЫ.РФ размещены методические материалы и более 40 сценариев: деловых игр и практикумов, станционных игр и квестов, чемпионатов по решению кейсов, интерактивных лекций и прочее. Все сценарии составлены таким образом, чтобы педагог мог самостоятельно изучить документ и получить для себя ответы на все вопросы, и имел возможность сразу проводить описанное в сценарии мероприятие.

Таким образом, исходя из опыта проведения массовых игровых мероприятий на территории Волгоградской области, мы можем утверждать, что игровые формы обучения не только увлекательны, но и максимально эффективны. Они имеют ряд особенностей, которые присущи именно игровым мероприятиям: игровое пространство является упрощенной версией жизни, что, безусловно, в разы повышает эффективность обучения, в процессе игры участники получают реальный практический опыт, они принимают самостоятельные решения и могут допускать ошибки, пробовать идти на риск, а выводы, сделанные в игре, и развитые умения останутся с участником в реальной жизни. Игровые технологии активно применяются педагогами региона как в рамках текущей образовательной деятельности по повышению финансовой грамотности, так и в рамках проведения внеурочных тематических мероприятий (Недель финансовой грамотности, межшкольных турниров и пр.).

Рассуждая о задачах обучения основам финансовой грамотности современных школьников, мы говорим о том, что учащиеся на этих занятиях получают большое количество практико-ориентированных знаний, а также умений и установок на ответственное финансовое поведение. Поскольку умения и установки нельзя сформировать с помощью лекции или чтения учебника, то единственный реальный способ сделать это – практические занятия с применением игровых форм обучения.

Литература:

Азбука финансовой грамотности: методическое пособие для педагогов дополнительного образования. Электронное издание / Губанов А.Ю., Губанова Т.М., Лозинг В.Р., Лозинг Д.В., Нечипоренко А.В. – М., 2017 год.

Азбука финансовой грамотности: справочник школьника (информационно-просветительское пособие для обучающихся). Электронное издание / Губанов А.Ю., Губанова Т.М., Лозинг В.Р., Лозинг Д.В., Нечипоренко А.В.. – М., 2017 год.

Об авторах:

Надежда Владимировна Васильева – игропрактик, педагог-психолог, региональный игротехник по Волгоградской области в рамках контракта № FEFLP/QCBS-3.25 «Формирование финансовой грамотности у обучающихся через организацию проектной деятельности и других интерактивных форм обучения в системе общего и дополнительного образования». Награждена дипломом победителя всероссийского конкурса исследовательских, научно-методических и творческих работ «Мир психологии».

Екатерина Юрьевна Сушко – консультант по мероприятиям, связанным с информационной кампанией в рамках реализации Программ по повышению уровня финансовой грамотности на территории Волгоградской области.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте