Детям нужно играть. Эту мысль никто не оспаривает. Однако, как выяснилось из исследования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, у наших детей есть всего лишь полчаса в день на свободную игру. Именно это порождает серьезный конфликт интересов ребенка и всей системы дошкольного образования.
В дошкольном образовании игра должна быть ведущей деятельностью ребенка. В реальности же получается, что игрушки стоят на полках, а малыши в детском саду готовятся к школе. За свободное время ребенка, когда он может просто играть, приходится бороться. А ведь мы прекрасно знаем, что игра детей в этом возрасте очень продуктивна и интуитивно правильна. При этом родители уверены, что в детском саду их дети много играют, что все обучение в дошкольных учреждениях построено на игре. Данные, которые есть у промышленности, говорят о другом, а они самые беспощадные и объективные. Мы видим, как реализуется игровая деятельность в штуках и в деньгах. К сожалению, на вес золота те регионы и те детские сады, в которых выстроена действительно развивающая среда, где в обучении детей применяются игровые технологии. И на всех конференциях мы рассказываем о таком опыте. Но в то же время есть огромное количество садов, где несколько игрушек сиротливо стоит на полках. Проведя уже вторую научно-практическую конференцию, мы видим замечательный пример таких регионов, как Москва, Ростовская, Ульяновская области, где игровые технологии не только являются частью учебного процесса, но на них простроена вся программа развития ребенка. Хочется особо отметить авторский коллектив детсада «Волгарик» из Ульяновской области, там на основе ТРИЗ-технологии разработали не только программу, но и игры, и игровое оборудование, которые совершенно уникально развивают изобретательское мышление. Одна из серьезных заявок на такую программу представлена и в Хорошколе в Москве, где все построено на игровой деятельности детей. При этом все научное и профессиональное сообщество обсуждает изменения в программах развития ребенка, основанных не просто на многообразии игр, а прежде всего на свободной игре ребенка, когда малыш сам выбирает, сколько и в какие игры играть. Сейчас появляется новое пространство, в котором промышленная игрушка очень дружелюбно соседствует с природными материалами, с дополнительными аксессуарами и инструментами, и нет никакого конфликта интересов. Надо понимать, что главной является игра, а не игрушка.
Промышленная игрушка лишь один из инструментов для детей, родителей и специалистов. И сегодня очень хочется, чтобы возможности детской игрушки не расходились с потребностями ребенка. Есть фабрики, которые работают уже 50‑80 лет. Ныне, когда идет дискуссия, какие игрушки умные, а какие – нет, многие говорят, мол, в советское время были другие, реалистичные игрушки. Убеждена, что все игрушки умные, потому что главное – не игрушка, а то, как с ней ребенок играет. Я смотрю на розового слона, оранжевого крокодила и тихонько вздыхаю: меня радует, что вот уже как 50 лет с ними играют и сейчас продолжают играть. В то же время у нас нет пока никаких валидных исследований, какими должны быть игрушки. Как и нет исследований, во что дети любят играть, какое влияние оказывает игра на детей.
Антонина ЦИЦУЛИНА, президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров
Комментарии