Ваш малыш подрос, и уже недалек тот день, когда вы приведете его в детский сад. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли ребенку хорошо там, не начнет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с близкими, с домом. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья.
В семье малыш привык к установленному распорядку жизни, определенной обстановке, способам обращения с ним.
У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.
Для нас с вами, людей взрослых, перемена обстановки, встречи с новыми лицами – дело привычное, часто привлекательное. Хотя многие не могут примириться с новой обстановкой. Иное дело – ребенок первых лет жизни. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любое приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. В раннем возрасте это особенно сложная задача. Малыш тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом, привычным для него укладом жизни. Он часто отказывается от общения с незнакомыми людьми.
На эти перемены в жизни малыши отвечают, как говорил академик Иван Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям.
Первые годы жизни – начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. Ни в один из последующих возрастных периодов ребенок не развивается такими стремительными темпами, как в раннем детстве. Своевременно начатое, педагогически огромное воспитание обеспечивает полноценное и всестороннее развитие малыша, способствует формированию различных видов деятельности, предупреждает возникновение отрицательных привычек и форм поведения. Поэтому так важно с момента рождения малыша правильно организовать процесс его воспитания и обучения. Последовательно усложнять задачи, методы и перемены воздействия.
Таким образом, период адаптации – тяжелое время для детей, их родителей и персонала группы.
Недавно мне довелось побывать в одном из детских садов нашего города Ефремова. Встретились с заведующей детским садом №4 («Ласточка») Татьяной Чижиковой. Наш разговор опроверг сложившиеся стереотипы на детсадовскую жизнь. Ведь мы часто думаем, что в детских садах ребятишки только едят, спят и гуляют, но это совсем не так. У них идет своя маленькая бурная жизнь, в которой есть свои правила и условия, взгляды и идеи, свое воображение о чести и бесчестии, другое мировоззрение и восприятие окружающего мира. Так давайте же окунемся в эту сказочную страну и постараемся понять, как же там живут и проявляют себя дети, ведь большую часть времени они проводят в детском саду. И, как известно, общество очень сильно влияет на формирование характера человека, а особенно на детей, которые только начинают созревать как морально, так и физически.
«Ласточке» уже сорок лет. Сейчас в детском саду функционируют шесть групп. Здесь всегда создавались условия для формирования личности ребенка, делалось все для того, чтобы он ощущал тепло заботливых рук воспитателей и помощников.
Для ребятишек «Ласточка» стала вторым домом, где царит семейная обстановка, дети играют, слушают музыку и сказки, участвуют в конкурсах. Ведь как бы малы ребята ни были, необходимо будить их интерес ко всему и развивать в них заложенные способности.
Благодаря энергичной и сконцентрированной работе Татьяны Николаевны сюда принимают лучших педагогов. Она держит все под своим контролем и вниманием. Как психолог быстро входит в контакт с людьми и распознает личность человека, подбирая при этом нужных сотрудников. Коллектив сплоченный и очень дружный. По словам Татьяны Николаевны, в этой работе главное – отдавать всю себя детям, не жалея при этом ни сил, ни времени. Здесь нужна большая сила воли, выдержанность, стойкость и «непробиваемый» характер, так как всю энергию и силы приходится растрачивать на детей. Бывает очень сложно заинтересовать, увлечь и расположить к себе малышей и при этом не потерять самообладание и контроль. Работа в детском саду нелегкая, нужна психологическая закалка. Сюда люди приходят не из-за денег, так как зарплаты мизерные, а по призванию. Поэтому царит в этом садике уют и хорошее настроение!
Детский сад помогает родителям в воспитании детей, которое осуществляется на основе научно разработанной программы, важной для всестороннего развития ребенка на каждом возрастном этапе – с младенчества до поступления в школу. Занятия, игры, труд и спорт ведут педагоги, имеющие, как правило, специальное образование.
Особое внимание педагогов «Ласточки» уделяется вопросу духовно-нравственного воспитания. Часто проходят музыкальные фольклорные праздники, у детей развивается слух и чувство ритма. Они знакомятся с культурой, обычаями и традициями русского народа. Чтобы пробудить у дошкольника патриотические чувства, воспитатели знакомят детей с достопримечательностями родного города и края, посещают музеи, выставки, памятники.
Константин Паустовский говорил: «Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи – нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему». Быть патриотом своей страны – значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к Родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям.
Также огромное значение придается развитию творческих способностей детей. Действуют кружки: «Начальное моделирование», «Умелые ручки», «Театр и дети», «Оригами». В этом учебном году выполнен специальный заказ родителей: работает бесплатный кружок английского языка «Веселый язычок». В уголках по изодеятельности в доступных для детей местах есть материал для рисования, лепки, аппликации. Работают несколько видов театров: настольный, теневой, пальчиковый.
Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. Без нее нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос.
г. Ефремов, Тульская область
Комментарии