search
main
0

Играя в будущее. Испытание любопытством

​Вы любите фантастику? Наверное, все в детстве увлекались такими авторами, как Азимов, Верн, Беляев. Давайте вспомним слова, которые были придуманы ими, а сейчас стали частью нашей жизни: космический корабль, клон, силовое поле, телепатия, робот.

В стремительно меняющемся мире мы не замечаем, как будущее становится настоящим. Московское образование идет в ногу со временем и уверенно принимает вызов современной стратегии развития. В свете проф­ориентационных движений, WorldSkills и «Атласа новых профессий» мы понимаем, какие требования будут предъявляться к ученику будущего. Не стоит забывать, что выпускник будущего – это сегодняшний дошкольник.Часто говорят, что нынешние дошколята другие. Например, они не умеют завязывать шнурки, но с легкостью справляются с гаджетами. Современные дети гораздо активнее воспринимают действительность и хотят быть непосредственными участниками жизни. Как же удержать внимание современного и очень активного ребенка? Как создать такие условия, в которых ему будет интересно расти и развиваться?Опытный педагог знает, что ведущий вид деятельности дошкольника – это игра. Поэтому мы решили играть в ученых. Так появилась «Школа любопытства» – первая ступень Курчатовского проекта непрерывного конвергентного образования. Цель работы «Школы любопытства» – формирование у дошкольников целостной картины мира.Основным инструментом в работе стала организация исследовательской деятельности в виде проектов. Для организации системной работы все дошкольные группы в соответствии с возрастными особенностями взяли проекты по биологии, географии, физике, химии. Необходимо отметить, что не педагог предлагал тему для проекта, а сами дети. Так, например, после посещения школы, где учитель биологии рассказал о гидропонной установке, ребята обратились к воспитателю с просьбой помочь им вырастить растения гидропонным методом. Так родился биологический проект «Как вырастить растение самостоятельно?».В современной проектной деятельности педагог создает проблемные ситуации, в которых ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Например, ребята подготовительной группы, вернувшись с прогулки, в туалетной комнате вместо мыла увидели микроскоп. Этот случай привел к очень интересному проекту «Что такое бактерии?».Под руководством педагогов юные исследователи собирают информацию по обсуждаемой теме, пользуются различными источниками и ИКТ, работают на настоящем научном оборудовании Курчатовской лаборатории: умело используют микроскопы и цифроскопы, метеостанции и другие измерительные приборы. После проведения экспериментов и анализа полученной информации ребята обсуждают свою гипотезу, представляют результат в виде схем, рисунков или в виде информационного ролика (в этом случае, конечно, без помощи взрослых не обойтись). Таким образом, консолидация ресурсов школы привела к созданию единого образовательного пространства, направленного на развитие личности дошкольника.Благодаря работе команды педагогов в корпусах дошкольных групп были созданы профориентационные лестничные марши, интерактивные экскурсионные маршруты, сенсорно-тактильные коридоры, исследовательско-экспериментальные холлы. Также все ребята имеют возможность прийти в музей «Про зрение» в дошкольный корпус «Улыбка», который посещают дети с особыми образовательными потребностями. А там маленькие ученые расскажут о физических явлениях, помогут создать дизайнерские очки или покажут, как работает оптическая линза. В корпусе «Теремок» можно послушать сказку про «нефтяную» рыбку и ознакомиться с очистительной установкой, созданной дошколятами под руководством педагогов. В корпусе «Солнышко» юные экологи объяснят, как из осенней листвы получить топливо. А дети из корпуса «Цветик-семицветик» с удовольствием расскажут вам о природе айсбергов и запасах пресной воды.Необходимо отметить, что активными участниками проектной деятельности являются родители. Они вместе с детьми собирают информацию: используют интернет-ресурсы, смотрят познавательные телепередачи, читают художественную литературу, посещают музеи научно-технической направленности. Часто дома устраивается настоящая творческая мастерская, а потом каждая семья может презентовать свой проект на ежегодной школьной научной конференции.Накопленный опыт позволил нашей школе в этом учебном году организовать и провести совместно со Школой новых технологий городской конкурс «В науку первые шаги», участие в котором приняли 192 школы города Москвы. На конференции было представлено более 400 научно-исследовательских проектов.«Будущее приближается к нам со скоростью 60 минут в час», и с ним приходят новые метапрофессии. Так, «Атлас новых профессий» говорит нам о том, что существует 52 профессии, которых не будет уже через несколько лет. На смену им придут профессии, в которых важны надпрофильные навыки: умение работать в команде, креативность, умение слышать и слушать, нацеленность на результат, системное мышление. На наш взгляд, очень важно начинать формировать эти навыки у нынешних дошкольников уже сейчас. Как формировать? Конечно, через игру! Поэтому в 2018‑2019 учебном году в нашей школе появится направление BabySkills, которое предложит современному дошкольнику поиграть в сити-фермеров, аэрокосмических инженеров и заняться прототипированием. Вот такие они, игры поколения next.Помните известные строки Владимира Маяковского: «У меня растут года, будет мне семнадцать. Где работать мне тогда? Чем заниматься?»

Теперь на вопрос классика мы можем смело ответить: «Современному обществу нужны биоэтики и IT-генетики».

Светлана ХОМИЦЕВИЧ,методист школы №1748 «Вертикаль»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте