search
main
0

Играя разные роли. Концепция школы как социокультурного центра хорошо работает и в крупных городах

​«Великий Коменский считал, что двигаться от ступени к ступени в образовании можно только тогда, когда предыдущая стала надежной опорой для следующей. Когда я прочитала об этом, я подумала, что это про нас…» – говорит Марина Донских, директор школы №29. Сегодня это настоящий комплекс со своим детским садом и прочными связями с вузами: школа находится в микрорайоне новостроек Университетский, в непосредственной близости от Липецкого государственного технического университета. И все это несмотря на то что возраст у школы вполне себе детский – прошло всего восемь лет с момента ее открытия… Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Ни один конкурс не страшен!Большая школьная стройка закончилась в Университетском в канун 1 сентября 2010 года. Буквально в ночь перед Днем знаний в школе наводили порядок… Закончили в пять утра. И уже через несколько часов прозвенел первый звонок. По правде говоря, Марина Вячеславовна считает, можно было и раньше закончить, но тут всецело ее ответственность: вмешивалась с коллегами в проект, предлагала изменения, зато в итоге получилась настоящая современная школа, в которой здорово не то что работать, а просто находиться.В 2010 году и сам микрорайон еще находился на стадии строительства. Даже транспорт сюда еще не ходил в отлаженном ритме, а от центра Липецка далеко. Это обстоятельство не могло не сказаться на том, каким поначалу был коллектив: директор и не скрывает – пришли те, кто кочует по школам, возможности, да и права отбирать просто не было. Так что за первый год многие уволились, но десять человек из тех, первых, остались, потому что поняли: здесь можно и нужно много работать. Теперь ежегодно команда прирастает уже теми, кто готов выдерживать усиленные темпы и решать амбициозные задачи. Как правило, это молодежь.В первые годы становления школы нагрузка ложится в основном на плечи административной команды, идет, так сказать, отладка процессов, затем те, кто понял главные тренды, сами начинают предлагать, двигать, трансформировать. Хорошо, кстати, что пришли именно молодые: им не скучно слышать слово «креативить», им не нужно указывать, что делать, они просто живут своим делом. И, развиваясь сами, развивают весь педколлектив. Поэтому, когда в 2014 году школа впервые попала в региональный рейтинг лучших школ «ДНК образования», сначала все немного удивились, а потом поняли – наконец-то сработало… После такого признания и приятного бонуса в виде денежного поощрения ни один конкурс уже не был страшен. В 2016 году на федеральный этап «Учителя года России», пройдя строгий региональный отбор, вышел именно учитель из 29-й Михаил Мешков.Собрать коллектив для детского сада, признается Марина Донских, еще сложнее: здесь не такие большие зарплаты, особенно у обсуживающего персонала, поэтому даже тем, у кого профильное образование, гораздо проще пойти в торговлю, особенно в новом микрорайоне со всеми его новыми супермаркетами… Однако и здесь коллектив постепенно сложился, и в прошлом году детский сад стал площадкой РАО по теме преодоления барьеров между детским садом и начальной школой. В основном все те, кто работает под началом Марины Вячеславовны, – это 30-40-летние. Но без старшего поколения в образовании, конечно же, никуда…«Нередко во многих вещах люди сегодня действуют по принципу «вот это не мое» и отстраняются. Я бы хотела, чтобы этого не было, по крайней мере, в педагогике, – размышляет директор. – Если к тебе подошел молодой учитель, а ты опытный, то должен понимать, что нужно ему ответить, подсказать, что правильно, а что – нет, ответить так, чтобы не унизить, а, наоборот, помочь молодому учителю приподняться над собой. Задача опытного педагога в отношении молодого коллеги – поставить его «на крыло». Молодежи сейчас много в школе, и это очень хорошо. И каждый из них имеет право на профессиональные ошибки и, конечно, на корректное адекватное наставничество. Нужно сделать все, для того чтобы они не ушли из школы. И наши опытные педагоги это понимают».Чтобы никто не заскучалСегодня в школе №29 учатся 1,5 тысячи детей и 500 – в детском саду. «Комплекс позволяет по-иному посмотреть на образование, – говорит Марина Донских. – И действительно, понять, как сделать так, чтобы не разрывать уровни образования – дошкольного и школьного».В какой-то мере этому способствует блок дополнительного образования, где есть большой смысл в разновозрастных группах по интересам. В 29-й очень сильное патриотическое направление. Благодаря инициативе учителей ОБЖ и физкультуры развивается свое юнармейское движение. Причем участвуют и те ребята, которые когда-то не отличались примерным поведением, но в конечном итоге их удалось отнять у улицы, и теперь у них, как с гордостью и облегчением отмечает директор, не только прекрасные академические результаты, но и планы на будущее, причем у кого-то даже связанные с военной карьерой. Все правильно: главное – задать направление…Сильное в школе и художественно-эстетическое направление. Главная его гордость и всеобщий центр притяжения – фольклор. В будущем учебном году даже откроется музей фольклора… А началось все так же – с инициативы одного учителя. Молодой педагог Екатерина Бровкина и ее семья буквально живут фольклором и даже собирают народные костюмы Липецкой и близлежащих областей, в этих костюмах учитель музыки и приходит к своим ученикам на уроки. Поют, естественно, народные песни: мелодии распевные, тексты по настроению – веселые и грустные. А как иначе справлялись с душевными трудностями наши предки? Песнями! Никаких психотерапевтов же не было… Но, оказывается, песней можно лечить не только душу, но и вполне себе тело, по крайней мере, некоторые небольшие проблемы со слухом и речью у самых маленьких воспитанников детского сада удается исправить.«Мне всегда хотелось, чтобы дети много рисовали, танцевали, пели, играли, чтобы детский сад не превращался во вторую школу, – рассказывает Марина Вячеславовна. – Ознакомление с окружающим миром, ОБЖ – это надо. Научить в детском саду читать и писать? Думаю, это не так важно. А вот развивать логику – обязательно».Именно поэтому в прошлом году в «Солнечном городе» открыли шахматный кружок. Продолжить занятия можно будет и в школе. А еще направление по робототехнике для самых маленьких. Здесь опять все зависит от педагога: если есть энтузиаст, занятия будут, причем не просто для того чтобы были, как у всех, а с пониманием того, что ты можешь дать этому возрасту и какую отдачу получить. И такой специалист тоже нашелся…Увлекать нужно с самого раннего возраста – так считает Марина Донских. Иначе не избежать проблем в социализации. Почему дети уходят из реального мира в социальные сети? Потому что в реальном мире им становится скучно. Но если с раннего детства вовлекать ребенка в массовые, интересные и полезные активности, то ему, наоборот, станет скучно у компьютера, и он соберет друзей и придумает что-то полезное в реальной жизни. А отсюда и до каких-нибудь важных изобретений рукой подать. Ведь все начинается в детстве…Для маленьких и взрослых…и продолжается в старшей школе, если уж мы говорим о больших открытиях! К слову, сегодня больших открытий ждут именно в научно-техническом направлении, но, как показывает практика, для этого надо что-то менять. Раньше – Марина Донских вспоминает свою старшую школу – у всех были и алгебра, и черчение. Сегодня физико-математический класс, а это она тоже испытала на своем, правда, уже директорском опыте, набрать не так-то просто. Сами дети не готовы туда идти. Все хотят быть гуманитариями, юристами, экономистами. Хотя, казалось бы, сколько уже было разговоров о том, что рынок перенасыщен и первыми, и вторыми, и третьими… Сначала и многие родители 29-й тоже сомневались в полезности такого сложного профиля: мыслимо ли это, когда ребенок до двух ночи бьется над сложной задачей? Честно говоря, Марине Вячеславовне хочется у них спросить: а мыслимо ли, когда ребенок до тех же двух часов ночи сидит в соцсетях? Может, все-таки выбрать из двух зол меньшее? Как математик, она с ними тем более не согласна: что может быть увлекательнее поиска красивого решения задачи?Физико-математический профиль в 29-й организован силами самой школы и находящегося по соседству технического университета. Эта слаженная работа помогла школе в прошлом году войти не только в Топ-500 школ России, но и в сотню лучших образовательных организаций по инженерно-технической направленности.Второе крупное направление – медицинское, которое реализуется на базе химико-биологического профиля школы. С прошлого года в школе работает региональная инновационная площадка «Пропедевтика химии», обучение ведется с 7-го класса. «Это направление необходимо для нашего региона, – говорит Марина Донских. – С врачами, как и везде, у нас непросто, поэтому мы заключили договор с нашим управлением здравоохранения и с Воронежским государственным медицинским университетом имени Бурденко о создании предуниверсария».Впрочем, в партнерстве школа реализует не только академические проекты, но и вполне практические. Например, с тем же управлением здравоохранения ведется проект «Здоровый ребенок»: целый год с детьми работают врачи-педиатры, эндокринологи, диетологи – изучают контингент на предмет наличия избыточного веса. Это, как известно, ключевой фактор риска для развития множества серьезных заболеваний.А с региональным отделением МЧС реализован другой важный проект – «Научись спасать жизнь». Школа стала городской пилотной площадкой, а дальше проект пошел по районам. Смысл его в том, чтобы научить детей оказывать первую помощь. Начали, как всегда, с самых организованных – с юнармейцев. Нет, ну должен же быть в школе тот, кто в чрезвычайной ситуации не растеряется и в то же время не навредит? Такой синтез качеств дорогого стоит. Может быть, даже жизни…29-я школа вообще многое делает не только для себя. В 2013 году здесь стартовал масштабный проект «Школа – социокультурный центр микрорайона». Его цель – скомпенсировать удаленность Университетского от театров и музеев города, поэтому школе приходится играть и эти роли. Например, благодаря отличному актовому залу и, главное, сцене удалось договориться с городскими театрами о том, что постановки, не требующие массивных декораций, могут идти прямо в школе. Не всегда, конечно, это получается организовывать безвозмездно, но ведь каждый труд должен быть оплачен?Сначала родители в микрорайоне – правда, не все – прохладно и даже с сомнением относились к такой инициативе: «А зачем это нам?» Но после того как стало понятно, что ради спектакля или концерта совсем не обязательно тратить лишние деньги, а тем более время, чтобы добраться в центр, все обернулось с точностью до наоборот: «А кого в следующий раз позовете?»

«Родители ведь тоже разные, – говорит Марина Донских. – Есть те, которые видят, и те, которые не видят. Я здесь и про плохое, и про хорошее. Есть и те, кто сам воспитан с издержками. Ведь уже в школу своих детей привели те, кто сам рос в 90-е. Тяжелое было время… Поэтому мы учим и воспитываем и маленьких, и взрослых. Наша школа действительно уже стала школой для всех. Пусть нам самим и не так много лет».

СтатфактШкола №29 располагается на территории в 33 тысячи квадратных метров в современном трехэтажном здании площадью 15 тысяч квадратных метров, включающем в себя отдельные блоки для начальной школы, спортивного зала и плавательного бассейна. Весь комплекс удалось построить чуть более чем за один год.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте