search
main
0

Играя, долететь до Марса

Высшая форма исследования

Понятие игры неразрывно связано с детством. По мере нашего взросления она уходит от нас, оставаясь прерогативой горстки любителей. Уже в подростковом возрасте мы разучиваемся моделировать жизнь «понарошку». И напрасно, ведь игра – единственный способ безопасно прожить и наглядно познать самый неожиданный жизненный опыт! И сделать его своим.

 

 

Как земляне скорпионов победили

Эпизод первый. Земляне прибывают на Марс в своем инопланетном корабле. Им предстоит ступить на неизведанную почву с непредсказуемой средой и, возможно, недружелюбными обитателями. Одни члены команды за то, чтобы взять с собой оружие, другие предлагают захватить воду и пищу, ведь планета терпит экологическое бедствие. От общего решения зависят успех миссии и судьба команды…

Наконец-то споры улеглись, решение принято, команда выходит на переговоры к марсианам. Те подносят капитану пустой стакан и показывают жестами, что им нужна вода! А воду незадачливые земляне как раз и не взяли. Зато зачем-то притащили с собой маленького котенка, казалось бы, совершенно ненужного в экспедиции. Но тут сюжет игры выписывает совершенно неожиданный вираж: оказывается, на планете расплодились червяки и скорпионы, вытеснившие других животных. Выясняется, что котенок вполне способен выловить всех скорпионов. Так была решена экологическая проблема, а земляне получили в благодарность от марсиан участок земли для своего поселения.

Сюжетно-ролевая игра «Марсианские хроники» по мотивам романа Рэя Брэдбери разработана специально для подростков и ставит целью повышение толерантности к разным системам ценностей.
Как часто, не потрудившись понять соседа, мы произносим про себя слова «я не приемлю», «мне чуждо», «они не такие, как я», а значит, «неправильные»! Игра, конечно, может завести далеко в сторону от выбранного сюжета, ее повороты извилисты и зависят от вольной фантазии игроков, решения могут показаться парадоксальными и наивными. Зато, ставя участников в центр экстремальной ситуации, она учит сначала договариваться в среде товарищей, а потом уже искать общий язык с чужаками, сталкиваясь с неизвестной системой нравственных координат. Она позволяет снизить уровень агрессивности при столкновении с другой культурой, исследовать чужие ценностные приоритеты, а еще, что важно, собственные стратегии поведения при столкновении с неизвестным, делать выбор и брать на себя ответственность за последствия этого выбора. Ведь, согласитесь, наших путешественников спасла случайность, поскольку принятое ими решение было фатально рискованным и могло привести экипаж к гибели.

Разработал игру «Марсианские хроники» фонд социального развития «Полдень», миссия которого – социальная адаптация подростков из детских домов. Проект «Полдень» работает более чем в 70 воспитательных учреждениях 23 регионов России. По мнению организаторов проекта, такие игры дополняют наставничество и другие практики, способствующие развитию детей-сирот.

Фонд появился более 10 лет назад как волонтерский проект. Его участники – игропрактики, которые разрабатывали игры для себя, – ездили по детским домам и играли с подростками, стараясь помочь им адаптироваться к взрослой жизни за стенами детского дома. Ведь для них эта жизнь – то же самое, что и воображаемая Земля для марсиан: неизведанная, суровая и в чем-то угрожающая, со своими понятиями, нравами и законами. За время существования фонда было разработано более 100 игровых образовательных решений и цифровых продуктов, проведено около 6000 мероприятий: игр, тренингов, профориентационных занятий, психологических тестирований. Около 3000 сирот из 80 детских домов от Калининграда до Владивостока прошли программы фонда.

– Игра помогает познать опыт реальной жизни, который они не получают в режиме детского дома, и присвоить его, – убеждена координатор программ «Полдня» Евгения Гаврилина. – Ведь яичницу они готовить рано или поздно научатся, а вот чего у них точно нет, так это опыта собственного выбора и принятия решения, умения отслеживать эмоциональные состояния. Их мнение не учитывается, поэтому проще и быстрее дать в глаз соседу, чем договориться с ним. А мы показываем подростку, что его мнение важно, что его всегда выслушают, и что мнение можно выражать более «экологичными» способами, чем кулаки и брань, которые процветают в условиях детдома. Кстати, неумение коммуницировать часто является причиной вторичного сиротства и возвратов детей из приемных семей в детские дома в случаях, когда приемные родители ожидают любви и благодарности, а натыкаются на грубость и асоциальное поведение.

Поэтому таким важным этапом любой игры Евгения и ее коллеги считают рефлексивный разбор, обсуждение процесса уже после того, как она закончилась. Участники озвучивают, какие решения они принимали или нет и почему, что на них повлияло. Очень важно проговорить новый опыт и сделать для себя выводы. Можно поделиться своим настроением, ощущением дискомфорта, даже покритиковать в уважительной форме решения и действия соучастников. Так, как это делали волонтеры и специалисты НКО из различных регионов страны, работающие в области дополнительного образования. Они собрались в московском офисе «Полдня» на обучение курсу образовательных игр для подростков из детских домов под названием «В переплет», основанному на сюжетах мировой художественной литературы. Кроме «Марсианских хроник» это еще игры по повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (о столкновениях с последствиями «превосходства» одной нации над другой), по роману Харпер Ли «Убить пересмешника» (о столкновении людей одной культуры с разными ценностями) и другим, не менее острым и увлекательным литературным сюжетам.

– Я как волонтер работаю с воспитанниками детских домов в Нижегородской области, в том числе со сложными ребятами с тяжелыми заболеваниями, – рассказала участница игры «Марсианские хроники» Ольга Рафикова. – Во многих учреждениях очень остро стоит проблема дедовщины, буллинга. Многие ребята выросли в семьях, где рукоприкладство – это норма жизни и общения. Все это бессознательно транслируется в их поведении. Например, большая девочка молча берет малыша за шкирку и поднимает его в воздух, вместо того чтобы объяснить, что нельзя шуметь и капризничать во время занятий. Почему? Да так ей проще и быстрее добиться, чтобы он замолчал. Но после наших игр мы наблюдаем положительную динамику в их поведении: безынициативные, вялые подростки становятся более контактными, ждут нас с нетерпением и играют с увлечением и большой отдачей.

А вот педагог Красноярского гос­университета имени Решетнева и куратор программ «Полдня» в крае Наталия Ливак убеждена, что взрослым игра даже более необходима и полезна, чем детям, как профилактика «подводных камней» в любых реальных ситуациях. И поэтому она часто играет со своими студентами. В игровой форме тренируются и прокачиваются самые разные профессиональные навыки: умение логически мыслить, взаимодействовать в команде, принимать чужую точку зрения, установки, ценности и прочие «софт скиллз».

Почему московское метро заговорило по-японски

Эпизод второй. Мальчику по имени Семен предстоит задача: в кратчайшее время (несколько минут) разобраться в карте метро, найти на ней нужные станции и по­строить маршрут до новой школы. Карта весьма странная: станции на ней написаны по-японски (но русскими буквами) и очень мелко. Мало того, карту еще нужно найти, то есть попросить у пассажира напротив. Но пассажир постоянно говорит не о карте, а каких-то своих проблемах – то ему жарко, то холодно. При этом в сознание все время влезают посторонние звуки: шум поезда и кондиционера, разговоры других пассажиров, а душа сжимается от страха заблудиться и опоздать на важный урок.

Но вот наконец все дорожные препятствия преодолены, Семен благополучно вбегает в класс до звонка. Но теперь его ждет следующее испытание: прочесть наизусть стихи Пушкина. Однако вместо стихов внутренний голос подсовывает ему мысли о соседской собачке, о вчерашнем фильме, вообще о чем угодно. В сознании мелькают, как конфетти, разноцветные карточки с обрывками мыслей и не относящимися к делу словами… И нужно выбрать из них те, что сложатся хотя бы в четверостишие. А одноклассники все время смеются за спиной и жужжат в ухо, и это ужасно отвлекает. Усилием воли он все же складывает неподдающийся стихотворный пазл.

Школьник Семен – это придуманный ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС), персонаж игры «Не твой день», входящей в игровой цикл «ПРОчувствуй». Участники игры, соглашающиеся побыть на какое-то время таким Семеном, получают полное представление о том, что творится с любым человеком с РАС в непривычной обстановке мегаполиса и что усложняет ему жизнь. Толпа людей, резкие цвета и громкие звуки, непонятные правила, затаенный страх запутаться, сбиться с пути, не справиться – все это вкупе способно надолго выбить из колеи любого. Но если мы воспринимаем препятствие как вызов и повод проверить свои силы, то человека с ментальными особенностями, зависящего от привычной и размеренной вереницы событий, оно вообще может ввести в состояние ступора.

В эту игру сами подростки с РАС не играют: она разработана специально для их возможного окружения – для педагогов, работающих с ними, и для детей, которые могут учиться с ними в одной школе, так, чтобы они смогли прожить с ним кусочек его трудного дня, понять весь спектр состояний и правильно, бережно коммуницировать с ним. И на основе этого понимания решить, как облегчить адаптацию, к примеру, путем тьюторского сопровождения или действенных подсказок. Трудились над этой игрой специалисты из партнерской организации «Полдня» – Межрегиональной общественной организации (МОО) «Игры будущего», которая занимается разработкой игровых технологий для образования.

– К созданию игры мы привлекали несколько групп психологов, экспертов, сотрудников некоммерческих организаций, которые работают с детьми с РАС. Это благотворительный фонд помощи людям с ментальными нарушениями и их семьям «Единение», инклюзивный проект «Добрый заяц», Российский детский фонд (г. Пенза), благотворительная региональная общественная организация (БРОО) «Особый Петербург», – вспоминает директор МОО «Игры будущего» Ольга Чудова. – Работа шла чрезвычайно серьезная, поддержал программу благотворительный фонд «Абсолют-Помощь».

Кроме того, три гейм-дизайнера трудились над механикой игры – сочиняли карту метро, карточки со словами, из которых нужно составить стихи, и другие детали. Психологи выделили маркеры различных состояний у людей с РАС и дали нам экспертную справку: что переживает ребенок, каково содержание расстройства, способы помощи и т. д. А затем мы проводили обучение с сотрудниками и волонтерами разных некоммерческих организаций. У нас есть партнерская школа в Санкт-Петербурге под названием «ИЛИ», куда берут детей с РАС, там прошла апробация игры. И это было точное попадание: дети сразу же узнавали – это же про Ваню или Машу, они так же теряются, не могут собраться с мыслями, если в классе шумно. То есть выступили настоящими экспертами по обратной связи.

В цикл «ПРОчувствуй» кроме «Не мой день» входят также «Одно расстройство» – про особенности пищевого поведения, «Проклятый старый дом» – о расстройстве настроения, «Конь и его рыцарь» – про психосоматику. Игры, носящие характер погружения, развивают эмпатию у подростков и могут служить профилактикой буллинга. Класс, прошедший через подобную игру, может стать по-настоящему инклюзивным, зная состояние соученика, дети отнесутся к нему внимательнее и бережнее. В играх также заложены способы самоподдержки для подростка, помогающие вывести себя из пограничного состояния к границе нормы, не обращаясь к специалистам.

Особняком стоит игра «Опыт человечности» – про переживания родителей детей с особенностями, где персонажи – некие старшие «искусственные интеллекты», создающие следующее поколение идеальных «искусственных интеллектов». Внезапно в систему вкрадывается ошибка: часть идеальных качеств меняется на более слабые. Участники вынуждены действовать с неидеальным персонажем, они могут моделировать и отрефлексировать свои чувства и через игру принять факт особенностей у ребенка. Ведь ментальные нарушения не планируются при рождении, о погрешностях никогда никто не задумывается, нам кажется, что они всегда случаются с кем-то другим, не с нами.

От таблицы Менделеева до открытия Антарктиды

– Наша система строится по разветвленной модели, – объясняет Ольга Чудова. – Сначала мы обучаем региональных кураторов наших программ, а те уже работают самостоятельно и обучают местных волонтеров. Потом кураторы вместе с волонтерами выезжают в детские дома, поскольку одному человеку проводить игру сложновато. Новая игра разрабатывается и апробируется сначала на взрослых, а потом уже на детях. Мы были бы рады пойти в обычные школы, но загруженность учителей и ковидные ограничения пока препятствуют этому.

Недавно «Полдень» выиграл президентский грант на межрегиональную программу «Россия начинается здесь». Если представить себе всех воспитанников детских домов вкупе как пирамидку, то ее верхушка – мотивированные дети, желающие получить образование, готовые находить репетиторов онлайн. Но таких мало. «Полдень» работает с более широкой частью этой пирамиды – немотивированным большинством, которое можно вовлечь в занимательную образовательную игру, это гораздо легче, чем внушать им мысль о пользе работы с репетиторами. Через нее можно погрузить их в историю, литературу, математику, химию, географию…

Зашли вроде поиграть, а потом стало интересно, ведь когда тебе самому надо рассчитать курс корабля и направление ветра или создать взрывчатое вещество для восстания декабристов, ты поневоле втянешься. «Россия начинается здесь» – это межпредметная игра, нацеленная на стирание границ. Ведь в детском доме сплошные строго установленные рамки и границы. Порой не разрешается даже выйти за территорию, самостоятельные путешествия расцениваются как побег. А игра расскажет о малой родине, о том, как устроена жизнь в других регионах и городах.

– Разрыв между крохотным мирком детского дома и огромным миром людей чрезвычайно велик, а рано или поздно ребятам придется выходить в этот мир, – говорит психолог «Полдня» Анна Горовая. – К этому переходу им необходимо готовиться заранее, а игры послужат подспорьем. Но из того, что нами разработано, многое пригодится и в любой обычной школе. Особенно нам хочется передать в учебные заведения «Золотой век». Это программа по истории XIX века, состоящая из девяти игр, основанная на принципе межпредметного подхода. Любое событие разыгрывается с точки зрения истории, географии, математики, химии, литературы. А ведь XIX век – это сплошные открытия в разных областях. От войны 1812 года мы проходим сквозь интереснейшую эпоху – тут вам и таблица Менделеева, и Достоевский, и мореплавание, а заканчиваем началом строительства КВЖД. В этом цикле, например, есть игра «Терра инкогнита», где мы рассматриваем открытие Антарктиды Беллинсгаузеном, изучаем морское дело. Попробуйте поставить паруса, не зная алгебраических формул!

Кстати, еще один аргумент в пользу подобных игр – это пробуждение интереса к оригинальным сюжетам, на которых они строятся, а значит, к чтению как таковому. Скажем, цикл «В переплет» построен на основе сюжетов мировой литературы, но сами произведения детям знать не обязательно. Игра только отталкивается от них, как лодка от причала, и никто не знает, к каким берегам она может вырулить и где закончит свое «плавание». Однако многие участники, поиграв, затем принимались искать литературу, чтобы узнать, как все было на самом деле. Поэтому самых активных «Полдень» награждает подарками – комплектами книг.

Я, пожалуй, соглашусь с многими участниками: игра необходима всем. Она должна взрослеть вместе с ребенком и по мере его роста становиться все более многофигурной, многоуровневой, полной глубоких смыслов. Чтобы, закалившись в ее крутых лабиринтах, человек не побоялся бы ступить даже на всамделишный Марс.

Людмила ПОЛОНСКАЯ, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте