Пятьдесят лет вперед
Череда посткарантинных премьер в российских кинотеатрах началась с представления, а затем и проката фантастического блокбастера «Вратарь Галактики», который снят режиссером Джаником Файзиевым по сценарию, написанному им же в партнерстве с писателем Андреем Рубановым. Картина собирает как хвалебные, так и ругательные отзывы. Разберемся в плюсах и минусах.
Авторы рисуют нам будущее. Если вдуматься, то не столь далекое – 2071 год, молодые, а уж тем более юные киноманы с большой вероятностью попадут в него безо всякой машины времени. А за два десятка лет до этого в Галактике разгорелась война: злой маг Черно (неузнаваемый в монструозном гриме Евгений Миронов) решил ее разрушить. Добрые силы во главе с магистром Бело (опять же Миронов, только в более привычном для зрителей образе) смогли ему противостоять, однако полную победу не одержали. Черно прямо в своем космическом корабле-лаборатории влетел чуть ли не в ядро Земли, по пути разбив на осколки Луну. Бело с соратниками сделали так, чтобы маг не выбрался из корабля и, окончательно там ослабев, перестал представлять угрозу для человечества. А для нейтрализации темной энергии, исходящей от злодея, на поверхности над его темницей был построен огромный стадион в виде одуванчика, на котором уже двадцать с лишним лет проводятся межпланетные состязания по космоболу (что-то среднее между гандболом и квиддичем). Играют в него только прирожденные атлеты – девушки и юноши с даром телепортации, остальные наслаждаются зрелищем. Наверное, излишне говорить, но логики ради стоит отметить, что стадион этот находится в российской столице.
Москва-2071 предстает перед нами тропическим раем, поскольку климат в результате нарушения космического баланса изменился. Пальмы, лианы, кокосы-бананы. Можно было бы позавидовать москвичам-потомкам, если бы не одно «но»: экономика после катастрофы тоже изменилась не в лучшую сторону, да что уж, она, судя по картинке, рухнула и не восстановилась. Грязь, нищета, безработица. Горожане в условиях недостатка хлеба спасаются зрелищами: космобол – их все. И только молодому и симпатичному горемыке по имени Антон (Евгений Романцов) не до игр, потому что его мама (Елена Яковлева), единственный родной человек, тяжело больна, а денег на лечение нет, как нет и подходящих рабочих вакансий для него. Но так часто случается: то, к чему ты равнодушен, настигает тебя. Так и тут: поругиваешь космобол – жди приглашения в сборную землян, которую возглавляет симпатичная и искренняя Наташа (Виктория Агалакова), соратница Бело. Конечно, позвали Антона не за красивые глаза, а за случайно выявившийся талант к телепортации. Он в ответ предложил сделку: я вам себя, а вы мне лечение моей мамы. Ударили по рукам, и все было бы хорошо, если бы не новые герои и обстоятельства.
«Вратарь Галактики» изобилует цитатами из лучших образцов жанра, и кого-то это может нешуточно раздражать. На мой взгляд, ничего страшного в этом цитировании для нас, зрителей эпохи постмодернизма, нет. Не предъявляем же мы в конце концов претензии Спилбергу или Тарантино, когда они используют тот же прием (если все же есть таковые, то им, возможно, стоит задуматься: современное кино – их ли форма досуга?). Кроме того, искусство в принципе вторично по отношению к жизни.
Гораздо более проблематично, что подача так называемого научно-технического блока организована как-то сумбурно, не позволяет сразу понять полностью «кто, что, где, когда, зачем и почему». С другой стороны, это может расцениваться как уверенность авторов в высоких мыслительных способностях публики. Как бы то ни было, маленькие зрители (фильм маркирован 6+) будут нуждаться в пояснениях родителей, причем эту информацию для большей пользы можно сопровождать рисунками и схемами.
Есть и сценарные недочеты, порождающие вопросы, в частности, откуда у Черно дети, почему, когда Антон, прося о помощи, раскрыл ладони, ядовитый стручок не выпал у него из рук и чем все-таки больна мама героя?
Лучший способ получать удовольствие в таких случаях – сосредоточиться на хорошем, тем более что оно присутствует в немалом количестве. Во-первых, спецэффекты во «Вратаре…» выполнены на очень высоком уровне, я не припомню похожего в российском кинематографе. Во-вторых, есть темы и подтемы, способные разбудить эмоции: одиночество, безысходность, любовь к близким, товарищество. «Делай то, для чего ты рожден», «Защити ближнего», «Тот, кого трудно любить, более всего нуждается в любви», «И у света есть темная сторона» – да, эти месседжи могут быть банальными для взрослой аудитории, но не будем забывать, что юные зрители только познают мудрость мира, им в этом плане «Вратарь…» поможет. В-третьих, что касается актерской игры: если молодежь справляется на твердую четверку, то, скажем так, зрелая гвардия без усилий доказывает, что она по-прежнему в строю и не скоро его покинет.
Пересуды в сетях вызвало присутствие на экране в роли полицейского Михаила Ефремова, ныне обвиненного в непреднамеренном убийстве человека. Некоторые пользователи удивлялись, что кадры с ним не были вырезаны. Я не знаю, чем руководствовались авторы, оставив все так, как было задумано изначально, но считаю их решение верным. Это дает возможность в очередной раз убедиться в способности кино к некоему пророчеству (в эпизоде, когда Антон, убегая от полицейских, попадает под машину), а еще пожалеть о том, что профессиональный дар и талант человечности, увы, не всегда присутствуют одновременно.
Чем еще привлекателен «Вратарь Галактики»? Тем, что содержит моменты, которые мы можем трактовать как созвучие нынешней повестке, сдается, она еще долго будет актуальной. «- Обними меня! – Это еще зачем?» – короткий диалог Наташи и Антона у кого-то вызовет улыбку, а у кого-то гримасу. И это тоже хорошо.
Жаннат ИДРИСОВА
Комментарии