Когда учитель входит в класс, перед ним «чистый холст», как перед художником, который уже знает, что будет на нем писать. Но огромная ошибка – не видеть структуру холста, множества нитей. У каждого фрагмента своя неповторимая структура. В зависимости от этого краски будут играть уникальными, неповторимыми оттенками. Поэтому каждый мазок кисти должен быть тщательно продуман и подготовлен.
Учитель – художник, но прежде чем писать картину, надо «познакомиться с материалом», узнать его структуру. Необходимо увидеть каждого ученика в классе, научиться общаться с ним на его языке и научить всему, что знаешь сам. Только тогда получится шедевр.
Зайдите в класс, посмотрите вокруг, представьте себя художником. А через много лет на встрече выпускников посмотрите на свою картину, и, если она прекрасна, вы – состоявшийся педагог.
Зайдите в класс и почувствуйте себя музыкантом: настройте инструмент в сердце каждого ученика, услышьте его звучание, научите звучать в общем оркестре. Послушайте эту музыку на выпускных экзаменах, и, если это удивительная симфония, значит, цель достигнута, «голос твой в сердце проник»…
Но если честно – вы просто хороший учитель!
У слова «философия» много значений и прекрасный перевод – мудрость. Моя педагогическая мудрость в том, что я – учитель, педагог, художник и музыкант в одном лице. Я – человек, способный вести за собой, увлекать своих учеников познанием мира, который их окружает. Я – мудрый путеводитель по дорогам бытия, в котором каждый мой ребенок – хрупкое, большое «Я».
Елена САМОЖЕНА, учитель химии лицея №12 Кургана, учитель года Курганской области-2005
Комментарии