Празднование Дня Победы в этом году отличалось особым градусом воодушевления. Несмотря на то что прошло 62 года, память об этом событии не только не стирается, но, напротив, накал чувств увеличивается. Самоотверженность и самопожертвование поколения, отстоявшего страну и мир от фашизма, являются для сегодняшних молодых россиян нравственным камертоном. Примером для воспитания подрастающего поколения могут служить и факты биографий героев войны, и повседневная жизнь большинства населения – стариков, женщин, детей – в ту лихую пору, длившуюся 1418 дней. Атмосфера надежды на победу правого дела питала дух народа и помогала выдержать, казалось бы, нечеловеческие испытания.
В курсе «Граждановедение» автором одноименного учебного комплекта Я. Соколовым в каждой главе предусмотрены разделы «Прочтите и подумайте», «Познай людей и самого себя», которые нравятся ребятам. А если учитель еще дополняет учебный материал примером из окружающей жизни, из сегодняшней повседневности – это, как правило, вызывает неподдельный интерес учеников и их живой отклик. Дискуссия обеспечена. Не сомневаюсь, что прошедшие торжества, связанные с Днем Победы, на уроке «Граждановедение» станут темой для горячих и искренних обсуждений. При этом важно сориентировать ребят. Им в наследство оставлен не только моральный дух Победителей и их ратные подвиги, редкостное долготерпение россиян, но и самоотверженный труд, увенчанный созданием материальных, духовных и художественных ценностей, свидетельствующих о таланте и самобытности наших граждан. Открывая новый печатный орган – «Гражданин» в 1872 году, редактор князь Мещерский подчеркивал, что «русская история, несмотря на ее отсталость, давно уже своею жизнью сложила верное представление о Гражданине своего государства. Сейчас, когда приходится часто слышать об отсутствии гражданского общества в России и подается это так, что понятие гражданин чуждо российской общественной жизни, как нельзя кстати звучит определение, данное 135 лет назад в редакторской статье Владимиром Мещерским: «Через всю ее (России) тысячелетнюю историю проходит везде благородный тип русского гражданина, как сознательного бойца и смиренного труженика за честь, достоинство и благо своей родины».
Такие люди не перевелись в России и сейчас, только мы о них не знаем. Для нас известны только те, о которых рассказывает «черный ящик», а у него труженики не в чести. Большинство СМИ забиты сообщениями о других «героях». Поэтому вместе с учебником приходится учителю противостоять массированному потоку криминальной и светской хроники. Например, пятиклассникам после изучения темы «Гражданин» предлагается подумать над конкретными ситуациями, в которых можно проявить свою гражданскую позицию. Выйти не только на экологический митинг, но и на весенний субботник и убрать мусор, накопившейся за зиму, посадить деревья, озеленить территорию и украсить клумбы; включиться в охрану памятников культуры и выполнять конкретные работы по их восстановлению. Словом, много интересных и нужных дел может найти для себя юный гражданин, но при этом необходим взрослый организатор, умелый наставник. Хочу рассказать об одном из них.
Случайно попала в «Музей русской гармоники Альфреда Мирека» и даже не слышала о существовании такого учреждения в Москве. Экспозиция, рассказ экскурсовода с демонстрацией игры на разнообразных видах гармоник, праздничный концерт в День исторического наследия, данного в стенах музея музыкантами – сотрудниками музея произвели неизгладимое впечатление. Захотелось узнать об Альфреде Миреке. Кто такой? Почему его имя носит музей? Полученную устную и видеоинформацию дополнила печатной, позаимствованной из обстоятельного и красочно оформленного «Путеводителя по всем залам Музея русской гармоники А. Мирека» Жизнь нашего современника, москвича Альфреда Мартиновича Мирека – яркая иллюстрация к осознанию школьниками понятия гражданин. Его гражданская позиция и дело всей жизни дает ему право на внимание широкой общественности и внесение в список достойных сынов Отечества.
Определение Гражданина, данное князем Мещерским, как нельзя лучше соответствует поведению коллекционера Альфреда Мартиновича Мирека. Свою жизнь он посвятил любимому в народе музыкальному инструменту, исследовал гармонное производство в России и за рубежом, собирал в течение 55 лет коллекцию этих инструментов, систематизировал их и вместе с ней рос сам как научный работник. Получил мировое признание, степень доктора искусствоведения и звание заслуженного деятеля искусств России. В результате его устремлений и самоотверженной работы появился в Москве «Музей Русской гармоники Альфреда Мирека».
Альфреда Мирека можно образно назвать Менделеевым язычковых инструментов. Если Дмитрий Иванович представил все известные в его время химические элементы в периодической таблице и открыл один из основных законов естествознания, то Альфред Мартинович свел в схему 198 инструментов: ручных и губных гармоник, концертино, фисгармоний, бандонеонов, музыкальных механических игрушек, музыкальных автоматов, баянов и аккордеонов. Она явила как бы генеалогическое древо основных видов язычковых музыкальных инструментов, на котором четко прослеживается развитие конструкторской мысли и с большой точностью определяется время возникновения конкретной модели. Этот научный вклад в инструментоведение признан мировой музыкальной общественностью, а сама схема используется в качестве основного учебного пособия в музыкальных заведениях многих стран. В коллекции А.. Мирека имеется первая в мире гармоника, созданная в 1780 г. санкт-петербургским органным мастером Франтишеком Киршником. Альфреду Мартиновичу удалось доказать, что именно эта гармоника, созданная в России, стала родоначальницей всех разновидностей этого инструмента не только в нашей стране, но и в мире. Путешествуя по залам музея, вы узнаете о зарождении и развитии сначала кустарного изготовления гармоник в России, затем о появлении фабричных гармонных производств. Перед вами изделия, получавшие золотые и серебряные медали на заграничных выставках. В витринах музея привлекают внимание миниатюрные гармоники различных размеров и конструкций, в том числе необычной формы – в виде сапога или тюрбана. Миниатюрные инструменты, прозванные в народе «черепашками», прославили изобретателя – Петра Невского. Он и его последователи игры на «черепашках» исколесили в начале ХХ века многие страны мира, о чем свидетельствуют афиши в витрине музея и звукозапись игры Петра Невского.
В 1961 году первые посетители могли познакомиться с экспонатами необычного музея в подмосковном поселке научных работников – Софрино. Затем коллекция получила международное признание. Ее включили в Каталог музыкальных коллекций мира Международного комитета музеев при ЮНЕСКО. В 1990 г. при поддержке Министерства культуры РСФСР она экспонировалась в Голландии. Отраден тот факт, что собрание частного лица, его серьезная исследовательская работа нашли признание отечественной и мировой музыкальной общественности еще при жизни коллекционера.
Попутно отметим, что многие музеи создавались на базе частных коллекций. Например, Государственный исторический музей, что на Красной площади, – крупнейшее хранилище памятников истории и культуры народов, проживающих на территории Российской империи. Его основу составили коллекции П.И. Щукина, И.Е. Забелина, А. С. Уварова, Д.И. Самоквасова, А.П. Бахрушина, А.Д. Черткова и других, переданные в дар городу в конце Х1Х века. В традициях отечественной благотворительности А.М. Мирек передал созданный им музей в дар Москве в год ее 850-летия. 12 января 1999 г. Правительство Москвы приняло Постановление «О создании Музея русской гармоники А. Мирека» на правах филиала Музея истории Москвы. К именам многочисленных известных отечественных коллекционеров, чьи собрания легли в основу многих музеев страны, прибавилось имя собирателя гармоник – А.М.Мирека. Его биография отражает характерные этапы истории нашей страны ХХ века – пионер 20-х, комсомолец 30-х, коммунист 50-х, член общества «Мемориал», историк и правозащитник, кавалер орденов и медалей. Он родился в семье инженера-архитектора, руководившего строительством Химкинского речного вокзала в Москве. После ареста отца в 1937 г. работал монтажником-высотником. А потому в семейном уголке музея рядом с флейтой отца помещен и молоток его сына – юного аккордеониста, и аккордеон «Хонер Танго У», на котором в 1945 г. начинал свою артистическую и преподавательскую деятельность А. Мирек. За свою жизнь он написал 12 книг: не только учебно-методических по музыке, истории инструментоведения, первую энциклопедию язычковых инструментов «Гармоника. Прошлое и настоящее», но и таких, как «Записки заключенного» и «Тюремный реквием» (о своем пребывании в тюрьмах на Лубянке, в Бутырках и Крестах, на лагпунктах Унжлага).
Ныне здравствующий Альфред Мартинович – активный научный сотрудник музея своего имени. Для посетителей музей был открыт с 2000 г. Музей проводит ежегодно в последнюю неделю октября международные фестивали «Гармоника – душа России» для гармонистов, баянистов, аккордеонистов и исполнителей на редких видах гармоник. Демонстрируют свое мастерство музыканты не только в помещении самого Музея русской гармоники А. Мирека, а в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ). Завершающий этап фестиваля, включающий награждение участников дипломами и кубками и заключительный концерт, проходит в Концертном зале им. П.И. Чайковского. О том, что в стране достаточно энтузиастов, которые продолжают национальные традиции и с увлечением обучают подрастающее поколение, свидетельствует и телевизионная передача «Играй, гармонь, любимая». Многие годы она знакомит с самородками земли русской, играющими на инструменте, ставшем всенародным любимцем. Передаче удалось сохраниться в сетке телевещания и в перестроечное время. Выход ее в эфир – раз в месяц на 1-м канале в 7 час.20 минут воскресного утра – символичен. Душа народа жива, только загнана пока в «подвал» вещания. Но важнее, конечно, узнавать об увлеченных людях и встречаться с ними вживую. В непосредственном контакте ощутимее энергетика их Личности, заразительна их увлеченность делом, часто способствующая пробуждению юной души. Бывает, что сопричастность яркому событию оказывается судьбоносной. После торжественного чествования памяти Победителей фашизма поспешим прикоснуться к живому роднику вдохновляющих дел, неиссякающему и мирно трудящемуся.
В заключение хочется обратить внимание на одно обстоятельство: в календаре памятных дат два события стоят рядом. 18 апреля – День исторического наследия и 9 мая – День Победы. Они как бы органично составляют единое целое из двух ипостасей, характерных для русского Гражданина, – сознательного бойца и труженика за честь, достоинство и благо своей Родины. А вдохновляющим моментом для него, как показывает тысячелетняя история России и Победа в последней мировой войне, является народное убеждение в том, что дело должно быть правым.
Комментарии