… Зрительный зал заполняется зрителями – шумными, радостными, непосредственными, ибо именно такие – маленькие непоседы – обычно ходят на сказки и только они могут в полной мере оценить игру, в которую их вовлекут вполне взрослые актеры, на час своего представления превратившиеся в детей, но – понарошку. «Маленькая сказка» – инсценировка, основанная на одной из самых знаменитых произведений Редьярда Киплинга «Кот, который гулял, где ему вздумается» с добавлением его не менее знаменитых стихов. Придумал ее Дамир Бахтиев – молодой актер и начинающий режиссер, выпускник ВТУ им. Щукина (спектакль – его дипломная работа) и поставил в своем театре «Город», что давно составляет славу подмосковного города Долгопрудный.
Спектакль начинается еще до начала, когда персонаж, который впоследствии станет Котом (Павел Князьков), лежит на верхней приступочке, как на крыше, что-то жуя и лениво наблюдая за суетой в зрительном зале, пока не появляются его товарищи – дети, живущие по соседству. Спускаются во двор – сцену, где вывешено, словно для просушки, одеяло с изображением звериной шкуры, резвятся, пока не появляется Мудрейшая (Галина Королева) – их взрослая немного странная соседка, знающая много сказок. Именно она затевает с ними игру, определяя каждому роль – какой-либо первообраз первобытного мира.
Актер и ребенок схожи в своей самозабвенной страсти к игре, возможно, поэтому перевоплощение взрослых в детей проходит весело и легко. А превратиться из ребенка – в персонажа сказки Киплинга – еще легче, тем более, что в каждом преображении остается след от предыдущего: в ребенке – от взрослого актера, в сказочном персонаже – от ребенка. Да и аксессуары – вроде бы случайные вещи, оказавшиеся под рукой (вроде той же сумки смешной, которая станет выменем Коровы), помогают. А все вместе они в конечном итоге представят зрителю персонификацию архетипов человеческого социума: Человек как добытчик, охотник (Андрей Кудряшов), Женщина как Подруга Человека, хранительница домашнего очага (Кристина Трофимович), Дикая Собака (Юрий Соловьев) – Друг, Дикая Лошадь (Наталья Шарапова) – Слуга, Дикая Корова (Татьяна Жемчужная, к слову, за эту роль удостоенная приза театрального фестиваля «Долгопрудненская осень») – Кормилица. Среди них лишь Кот-индивидуалист мечтает, пользуясь всеми общественными благами, сохранить независимость от коллективных обязательств. Забегая вперед, заметим, что ему это не удается, он все равно вынужден, хотя бы частично, принять на себя определенные обязательства – таковы условия игры в цивилизованном мире. Эта мысль И – не только, а, может и не столько – посыл для детской аудитории спектакля, сколько для родителей.
По-своему воплощая тему «театр в театре», режиссер развивает тезис Аристотеля о познании мира, познании себя через подражание как важнейшем свойстве человеческой натуры.
Сложная многоуровневая структура, включающая, также, стихи Киплинга, в постановке Бахтиева воспринимается как цельная, монолитная композиция. И не только благодаря введению фигуры Мудрейшей – организатора рассказчицы и игры, чье повествование – тот стержень, на который нанизываются эпизоды действия, а, прежде всего, благодаря общему стилю постановки и актерскому ансамблю. А ансамбль при всем различии типов, обогащенных индивидуальными чертами характера, с особым, присущим каждому персонажу пластическим рисунком и соответствующей естеству и темпераменту интонацией, слажен, существует в едином ритме, едином контексте, с импровизационной непринужденностью и увлеченностью взаимодействуя друг с другом.
Спектакль брызжет искрами остроумия, изобилуя многочисленными находками богатой фантазии постановщика. Так, фоном для важного разговора Женщины с Котом в пещере служат азартные скачки троицы «охотников» – Мужчины, Собаки, Лошади, создавая контраст и забавный напоминая, что серьезное в жизни часто соседствует или сопровождается смешным. А чего стоит, к примеру, сцена, когда Корова обнаруживает обглоданную кость своего возлюбленного быка Степы, вздыхая с тоской Гамлета над черепом «бедного Йорика». Или шутовская пантомима – приход грозной Паучихи (Александр Щелканов) за своим похищенным детенышем. Да разве перечислишь все?
Динамика, озорство, юмор, как и музыкальное оформление – бой то зловещих, то таинственных, то торжествующих африканских тамтамов, жизнерадостная зажигательность танцевальных номеров – придают спектаклю яркую зрелищность, не затеняя содержание, предполагающее размышления о человеке и окружающем мире, о судьбах цивилизации. И вдруг – контрастом – «Потерянный рай», композиция группы «Ария» на ту же тему, о рае, как о любви друг к другу, о готовности помочь, но в совершенно иных интонациях, погружающих в интимную глубину размышлений. Или «Заповедь» как завещание, как плод всего опыта автора и великая мудрость Редьяра Киплинга, его послание человечеству о том, что есть человек.
… Игра закончилась. Родители зовут актеров-детей домой. А они, полные новых ощущений, всматриваются в лица тех, кто стал свидетелем их истории: найдет ли отклик то, о чем они поведали? Безусловно. Малышей не может не захватить игровая стихия, превращения людей – в зверей, в которых столько человеческого. Взрослых – не задеть тема о противоречиях между «хочу» и «должно», размышления о том, что свобода личности требует жертвы и ее цена подчас – обособленность, отчуждение от общества. А всех вместе – режиссера яркая индивидуальность творческой манеры молодого, смело смешивающего виды и жанры театра в интенсивных поисках своей темы, своего языка, своих выразительных средств.
Благодаря экспрессивной манере, сочетанию зрелищной, стильной формы и множественности смыслов, «Маленькая сказка» вызывает интерес не только у детей, но и взрослых, становясь спектаклем для семейного просмотра.
Бахтиев Дамир – ведущий актер театра «Город». Среди его ролей – Оскар в спектакле «Оскар и Розовая Дама» по роману Эрика-Эммануила Шмитта, умирающий от рака мальчик, сыгранный им без умилительности внешнего и надрыва, но с глубоким уважением к маленькому человеку, обладающему чувством собственного достоинства. Александр Вертинский из моноспектакля «Я сегодня смеюсь над собою…» в постановке Юрия Соловьева по книге барда «Дорогой длинною», в котором при внешней ироничности героя, пульсировал, бился внутренний нерв. Здесь, как и в музыкальном спектакле «Безымянная звезда» Бахтиев Дамир, сыгравший Марина Мирою, проявил музыкальный дар и, и своеобычность пластического рисунка. Не случайно за эти роли актер был удостоен дипломами лауреата различных театральных фестивалей. Будем надеяться, что в его лице Москва обрела еще и талантливого режиссера.
Фото предоставлено театром
Комментарии