search
main
0

Игра втемную – таков принцип проведения в Приморье главного учительского конкурса

Не нужно ничего доказывать. Будет только хуже! – Так сказала мне учитель русского языка и литературы Светлана Камандига, когда я позвонила ей с просьбой дать комментарии “по поводу”. – После того, как по тебе проехал танк, глупо спрашивать, почему именно ты оказался под его гусеницами…

Оглашение имени победителя конкурса в празднично украшенном зале Театра им. Горького во Владивостоке стало для присутствовавших там учителей без преувеличения громом среди ясного неба. Все, кто собрался на церемонию награждения, так или иначе следили за ходом напряженной борьбы на разных этапах соревнования. Имя потенциального лидера, вышедшего в суперфинал, хотя и не афишировалось, но было известно. Та самая Камандига, выигравшая, между прочим, немногим ранее районный и городской конкурсы “Учитель года”…

– Первое место в краевом конкурсе “Учитель года” заняла воспитатель из Спасска-Дальнего Ирина Самохвалова! – В зале буквально на секунду повисла пауза, а потом раздались бурные аплодисменты.

Симпатичная, стройная девушка в черном вечернем платье получила роскошный букет цветов из рук губернатора. Плюс к этому – солидный денежный приз. Еще плюс – ключи от иномарки. И в довершение всего жительнице города Спасска вручили ключи от двухкомнатной квартиры во Владивостоке. При этом и.о.мэра города Юрий Копылов, видимо, по простоте душевной в сердцах ляпнул перед телекамерами: “Да, не повезло нам с судьями!..” А чуть позже демонстративно станцевал со Светланой, оказавшейся в итоге на пятом месте, на сцене вальс.

Когда праздник закончился, на выходе, у гардероба, я стала невольной свидетельницей разговора двух директоров школ:

– Как же людей теперь поднимать на конкурс? Кто на него пойдет? – спрашивала одна.

– Как – кто? Молодые и красивые! – ответила другая.

На эту реплику можно было просто не обращать внимания, сочтя ее за неизбежные досужие женские пересуды. Однако некоторые моменты проведения конкурса сделать этого, увы, не позволяют…

Сколько баллов набрали участники за каждый тур? Сначала я попыталась выяснить этот простой на первый взгляд вопрос у одного из членов жюри, проректора Института повышения квалификации учителей Марии Федуриной. Не разобравшись, зачем, собственно, я пришла, Мария Григорьевна начала мне рассказывать о замечательных качествах победительницы Ирины Самохваловой. И невзначай показала листик, где от руки были проставлены баллы практически за все, исключая два последних, туры конкурса.

– Видите, как хорошо выступала Ирина! – говорила мне Мария Григорьевна, показывая на оценки приморского учителя года. Я видела, но ничего не понимала. Потому что не могла не заметить на том же самом листике баллы Светланы Камандиги, которые были на порядок выше самохваловских. Более того, именно их итоговая сумма была обведена жирным кружком, а рядом поставлена “птичка”!

– А это что? – ткнула я туда. – Ведь по оценкам получается, что победить должна была Камандига? Надеюсь, вы разрешите сделать ксерокопию предварительных итогов?

После этих слов листик из моих рук быстро изъяли. Стремясь исправить допущенную оплошность, Мария Григорьевна заявила мне, что, во-первых, написанные здесь баллы не имеют ровно никакого значения, потому что писала она их сама и могла допустить ошибку. (Что само по себе довольно странно для члена жюри конкурса!) Во – вторых, здесь нет итогов двух последних туров, которые Камандига откровенно завалила. А в-третьих, все дальнейшие вопросы я должна адресовать председателю жюри, у него самые точные данные в компьютере…

Что ж, с тем же вопросом “Сколько баллов набрал каждый участник конкурса “Учитель года”?” иду к председателю, заместителю начальника краевого отдела народного образования Виктору Станкевичу.

Прием, оказанный собственному корреспонденту “Учительской газеты”, особо радушным назвать было нельзя.

– Я вам вообще ничего не скажу! – словно капризный школьник, заявил Виктор Владимирович.

– То есть как?.. – не поняла я. – Это что, секретные материалы?

– А почему я должен это делать? И вообще с “Учительской газетой” я разговаривать не буду…

Комментарии к сложившейся ситуации, откровенно попахивающей скандалом, мне удалось получить, только добравшись до вершины чиновничьей пирамиды краевого отдела народного образования.

– Мы сознательно делаем конкурс закрытым и не говорим предварительные баллы его участникам, – заявил мне главный начальник Константин Межонов. – Иначе пропадет азарт, а в конечном итоге – весь смысл соревнования…

Наверное, подобное утверждение имело бы право на жизнь, если бы в итоге победившему учителю вручили почетную грамоту и, грубо говоря, кулек с конфетами. Но, к счастью или к несчастью, теперь уже не поймешь, учитель года в Приморье подарки получает поистине царские. Их общая стоимость тянет (вместе с двухкомнатной квартирой во Владивостоке) десятка на два тысяч долларов США! И еще большой вопрос, зачем педагоги края идут на конкурс? Ради повышения профессионального мастерства или в банальной погоне за деньгами?

Согласитесь, когда стоит вопрос, получишь ты или нет новую квартиру, адски тяжело думать о таких “мелочах”, как наиболее творчески провести перед коллегами, к примеру, урок импровизации… Второй момент: ставка победителя настолько высока, что неизбежно возникает вопрос – а судьи кто? До суперфинала , в который, повторюсь, Светлана Камандига вышла первой, работы конкурсантов оценивали методисты и преподаватели Института усовершенствования учителей. Кадры там отменные, у многих – ученые степени и звания. (Отмечу, что именно эти люди, скажем так, некоторые из них, естественно, не пожелавшие представиться, выражали свое возмущение результатами приморского “Учителя года” и в конечном итоге побудили меня заняться этой темой). Заключительные два тура конкурса, которые и определили победителя, судило главное жюри. В его состав в основном входили руководящие работники образования разного уровня…

Заключительный день соревнования проходил во Владивостоке 26 апреля. Результаты почему-то сказали не сразу. Церемония награждения и оглашение победителя назначались на 28-е. По словам Светланы, ей даже втихаря посоветовали сочинить стихотворение со словами благодарности в адрес губернатора. (Положено в Приморье так, что тут поделаешь!) А в мэрии Владивостока, как говорят, даже был выписан ордер на квартиру Камандиге, которая, между прочим, живет с семьей в будке киномеханика, в подсобном помещении школы…

В итоге награждение в связи с отъездом губернатора перенесли с 28 апреля на 4 мая. Чем оно завершилось, известно. Что и на каком уровне произошло за эту неделю (и произошло ли ?), наверное, не узнает уже никто. А вот дальше начинаются вопросы, на которые никто не может или не хочет дать ответа. Самый простой из них – почему в суперфинал вместо положенных трех вышли шесть человек? И мне почему-то с большим трудом верится, что учительница, блестяще прошедшая практически все туры, на двух последних выступила столь безобразно плохо, что была не достойна войти даже в тройку призеров!

Наверное, будет лишним пересказывать все те разговоры, которые ходят среди педагогов города после завершения долгожданного профессионального соревнования. В конце концов поезд уже ушел… Однако большой вопрос, захочет ли кто-нибудь из уважающих себя людей попытаться сесть в этот состав на будущий год? Мало охотников ехать в туннеле без освещения…

– Я тоже участвовала в конкурсе, правда, в первую девятку не попала, – мы беседуем с преподавателем гимназии # 1 Владивостока Светланой Жеуровой. – Когда я захотела узнать, на чем “срезалась”, ничего внятного мне так и не сказали. То же самое творилось и в отношении остальных моих коллег. А ведь на “Учителя года” съехались действительно лучшие учителя Приморья, элита нашего образования. Практически у всех – колоссальный потенциал, свои программы, научно-исследовательская работа. Получилось же, что с нами сыграли “втемную”… Веру чистого и честного участия у нас подорвали. Лично у меня на следующий год нет желания участвовать в этом конкурсе.

– Не надо призов, квартир, хочется справедливости! – сказала в завершении нашего невеселого разговора Светлана Камандига. – Пусть уже не в отношении меня, так хотя бы будущих участников конкурса!

Думаю, к этим словам присоединилось бы подавляющее большинство учителей Приморского края.

Лада ГЛЫБИНА

Владивосток

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте