Информационные технологии стремительно проникают в процесс образования. Как показывает опыт, использование информационных технологий позволяет сделать обучение максимально удобным в плане выбора учеником времени и места обучения. Это тем более актуально, учитывая, что финансовая грамотность до текущего момента еще не вошла в обязательную школьную программу.
При этом в современном мире в условиях расширения видов финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности стали чрезвычайно актуальными для большинства населения. Личная финансовая безопасность становится важным фактором финансового благополучия людей, что признано официально уже на государственном уровне. Так, в сентябре 2017 года была принята Государственная стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. Документ дал официальное определение финансово грамотного гражданина, который должен как минимум уметь:- следить за состоянием личных финансов;- планировать свои доходы и расходы;- формировать долгосрочные сбережения и финансовую «подушку безопасности» для непредвиденных обстоятельств;- иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;- рационально выбирать финансовые услуги;- жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и платежей по ним;- знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;- знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;- вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.Увлеченность подрастающего поколения компьютерными играми должна быть использована во благо. Поэтому актуальным стал вопрос, как скрестить это увлечение с задачей вовлечения детей в изучение вопросов финансовой грамотности. Как за рубежом, так и в России в последние годы стали появляться компьютерные игры, посвященные финансовой тематике. Все они заставляют детей думать, считать, планировать и учиться на ошибках. Этим и хороша игра: цена ошибки, даже самой большой, остается виртуальной, в то время как полученные выводы и навыки ребенок может использовать в реальной жизни. В качестве примеров бесплатных онлайн-игр по финансовой грамотности на русском языке можно привести: «Финансовый футбол» – игру, разработанную компанией VISA и Российской экономической школой (РЭШ), составленную в виде викторины. Верные ответы на вопросы в области управления личными финансами позволяют игроку продвинуться к воротам противника, чтобы забить гол. Игра «Portfolio» – еще одна игра РЭШ, которая знакомит игрока с различными вариантами инвестиций: банковский депозит, ценные бумаги, ПИФы, долевой бизнес. В начале игры у игрока есть миллион рублей, и каждый год ему необходимо продумывать свой инвестиционный портфель. Игра длится 10 лет, и каждый год показывает новые возможности, раскрывая их преимущества и недостатки. Компьютерная игра «Мой план» представляет собой текстовую игру и дает возможность поиграть за молодого человека, недавно переехавшего в собственную квартиру. Ему предстоит столкнуться с реальными хозяйственными проблемами и финансовыми вопросами, и те решения, которые он примет, зависят напрямую от играющего. Игра, разработанная Волгоградским государственным университетом, «Путь к финансовому успеху» позволяет развить навыки управления своими доходами и расходами. В процессе игры хорошо усваиваются психологические особенности финансового поведения, что позволяет его рационализировать. Для повышения интереса московских школьников к этой важной для их будущей жизни теме Московским центром технологической модернизации образования была разработана интерактивная компьютерная игра «Квест по финансовой грамотности» с увлекательным сюжетом, отражающим события из реальной жизни современной молодежи. Использование компьютерной игры-квеста в процессе обучения как новой информационной технологии решает такие педагогические цели, как развитие личности ребенка, подготовка его к комфортной жизни в условиях информационного общества, развитие мышления, формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации. От всех перечисленных выше продуктов компьютерную игру-квест отличает то, что она имеет многовариантное развитие событий. Игрок в ней может управлять действиями главного героя, определяя тем самым ход его жизненных событий, характер и тяжесть возникающих проблем. При этом игра имеет музыкальное сопровождение, яркие иллюстрации, анимированных героев и запрограммирована таким образом, что при любом развитии событий в жизни главного героя, которые складываются под управлением и при выборе игрока, игрок так или иначе, пройдя более быстрый или более длительный путь, придет к правильному решению с помощью всплывающих подсказок (или подсказок от других персонажей игры), которые предоставляют ему теоретические знания, позволяющие в дальнейшем на практике принимать более эффективные и верные решения. Главный герой квеста мальчик Петя – студент первого курса, будущий маркетолог. Его девушка Лена – студентка факультета экономики, имеющая определенный уровень знаний в сфере экономики и личных финансов. Она выступает в роли не только подруги, но и советчика для Пети, когда тот попадает в затруднительные ситуации и стоит перед выбором принятия того или иного финансового решения. И таких ситуаций у него по ходу игры возникает достаточно. Почему главными героями квеста были выбраны студенты первых курсов? В ходе проведенного несколько лет назад в рамках московской программы повышения финансовой грамотности населения Российским экономическим университетом им. Г.В.Плеханова опроса старшеклассников выяснилось, что примером для подражания в первую очередь являются молодые люди на несколько лет старше их самих. Именно советы старших товарищей они бы послушали в первую очередь. Поэтому и нашими героями стали не школьники, не учителя или родители, а студенты.Проходя задания квеста, игрок учится планировать свои доходы и расходы, составлять личный финансовый план, знакомится с понятием «финансовая подушка безопасности», учится оптимизировать свои расходы. Главный герой по ходу игры сталкивается также с микрокредитованием, и игрок, управляющий его действиями, может оказаться хоть и в игровой, но неприятной ситуации необходимости возврата взятого кредита с очень большими процентами. В игровой форме он имеет возможность понять, на какие условия кредитного договора или договора займа необходимо обязательно обращать внимание при его подписании, какие законодательные нормы регламентируют отношения клиента и финансовой организации, какие права законодательно закреплены за потребителем финансовых услуг и как их можно отстаивать в реальной жизни. В игровой форме разбирается теория «хайпов» – финансовых пирамид в Интернете. Затрагивается тема электронных денег: рассматриваются виды кредитных карт и правила их безопасного использования. В конце квеста у игрока остается определенная сумма игровых денежных средств, которые он смог накопить за время игры, выбирая те или иные действия главного героя. Таким образом, можно улучшать свой результат, проходя квест заново неограниченное количество раз. Можно устраивать соревнования между разными игроками. Прохождение квеста по времени занимает один школьный урок и может использоваться как детьми самостоятельно, так и педагогом для всего класса в рамках школьного обучения.Надо отметить, что в последнее время различными финансовыми структурами, задействованными в работе по повышению финансовой грамотности населения, также активно разрабатываются и выпускаются бесплатные приложения для мобильных устройств, позволяющих вести учет личного бюджета, своих ежедневных трат для детей разного возраста. В рамках федерального проекта повышения финансовой грамотности разработаны и размещены в свободном доступе для скачивания приложения для мобильных телефонов. В частности, приложение для мобильных телефонов «Финзнайка» представляет собой онлайн-игру для детей старше 11 лет и позволяет, выполняя различные игровые задания, изучить ряд тем по финансовой грамотности: деньги, семейный бюджет, банки, валюта, страхование. Типы заданий: ребусы, сопоставление (установление соответствия между какими-либо действиями и результатами этих действий), тесты и другие. Для этой же возрастной категории разработано энциклопедическое приложение «Финсовет», которое поможет разобраться, куда уходят деньги, и научиться ими управлять. В основе приложения заложено 9 тем: основы финансовых знаний, планирование доходов, управление расходами, личные сбережения и пенсии, займы и кредиты, инвестирование, страхование, финансовые риски и безопасность, а также защита прав потребителей. А для детей более младшего возраста (от 7 до 15 лет) выпущено мобильное приложение «Монеткины», которое помогает уже с малых лет учиться планировать доходы и расходы и вести личный бюджет. Приложение учитывает реальные и запланированные доходы и расходы за день, неделю, месяц – любой срок. Есть функция ежедневного напоминания о том, что пора ввести свои расходы, построение графика доходов и расходов. Также в приложении можно вести бюджет вымышленного героя, если ребенок пока не располагает собственными средствами. Массовое использование гаджетов детьми и подростками должно приносить им не вред, а благо. Задача разработчиков образовательных программ идти в ногу со временем, учитывать интересы и увлечения молодежи и использовать их в образовательных целях. Хочется отметить, что и очное общение подростков с профессионалами не теряет своей актуальности. Поэтому ТемоЦентр как оператор московской программы повышения финансовой грамотности регулярно проводит деловые игры по предпринимательству и финансовой грамотности для старшеклассников, на которых ребята могут не только ознакомиться с теоретическим материалом, но и получить опыт командной работы и практические навыки в игровых ситуациях, имитирующих реальную жизнь и возникающие в ней проблемы и задачи. На деловые игры можно зарегистрироваться через сайт Школы новых технологий, войдя в раздел «Мероприятия» и выбрав мероприятия ТемоЦентра. Там же размещены и анонсы деловых игр с кратким описанием их содержания. Игры будут проводиться до конца учебного года еженедельно по вторникам и четвергам.
Комментарии