search
main
0

Игра в термины Словесные завесы скрывают подготовку теракта против образования

В пункте 4 Плана модернизации социальной сферы, утвержденного правительством, читаем: “Установление особого статуса образовательных организаций (“учебное заведение”) вместо существующего статуса государственных учреждений”. Этот короткий текст вызывает по меньшей мере три вопроса.
1. О каких организациях идет речь? Если о некоммерческих, то Закон РФ “Об образовании” давным-давно позволяет их создавать. Если же о коммерческих, всякого рода ЗАО, ООО, ОАО и прочих с неограниченной безответственностью, то мы категорически против.
2. Если вместо государственных учреждений нам предлагают создавать организации с неведомым особым статусом, не означает ли это, что реанимируется “почившая в бозе” приватизация в системе образования? Если нет, зачем убирать из названия учреждений определение “государственные”?
3. Конституция гарантирует бесплатное образование именно в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях, но вовсе не в организациях с особым статусом. Одно из двух: либо коллеги этого не знают, либо они хотят отменить даже те очень слабые гарантии бесплатности и общедоступности образования, которые в Конституции все-таки есть.
С моей точки зрения, запись в правительственных документах об изменении статуса образовательных учреждений или грубая ошибка, или, если хотите, подготовка террористического акта против образования.
Уважаемый мною М.Э.Дмитриев – вдохновитель и организатор социальных реформ – доказывал, что менять статус образовательных учреждений нужно для того, чтобы мы получили больше свободы.
На самом деле никакой необходимости городить огород нет. Кому мешал Закон “Об образовании” в части свободы? По-моему, особо никому. Бюджетный кодекс мешает. Да, это правда. Но разве нам трудно совместно с правительством внести поправки в этот Бюджетный кодекс для того, чтобы расширить права образовательных учреждений? Мы будем двумя руками эту идею поддерживать.
15 февраля 2001 года первому заместителю министра экономического развития и торговли М.Э.Дмитриеву направлена юридическая справка, в которой, в частности, говорится.

В настоящее время вопрос об автономии и финансовых отношениях государственных и муниципальных образовательных учреждений можно считать в достаточной мере урегулированным с юридической, но не с фактической точки зрения.
Пункт 3 статьи 120 Гражданского кодекса устанавливает, что “особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами”. Именно такие особенности статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений установлены действующими законами, в чем не раз удавалось убедить представителя президента в Государственной Думе и Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.
Абзац второй статьи 7 Федерального закона “О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации” в свою очередь устанавливает: “Законодательные акты Российской Федерации в области образования, науки, научно-технической политики, культуры, принятые до введения в действие кодекса, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу”. Эти нормы представляют собой достаточные юридические основания для опротестования образовательными учреждениями действий федерального казначейства и его региональных органов в суде. Однако по факту финансовые (как и налоговые) органы руководствуются собственными инструкциями, составленными на основе соответствующих законов, и игнорируют сохраняющие свои действия нормы федеральных законов в области образования.
Наиболее коротким и эффективным путем решения проблемы могло бы быть внесение изменений и дополнений в Гражданский и Бюджетный кодексы. Например, статья 120 ГК могла бы быть дополнена пунктом 4 следующего содержания:
“Особенности статуса образовательных учреждений и их функционирования определяются федеральными законами в области образования”.
Аналогичным образом соответствующие нормы Федерального закона “О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации” могли бы быть перенесены в его основной текст.
В случае внесения данных законов правительством или поддержки правительством законодательной инициативы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы вопрос можно было бы решить не более чем в трехмесячный срок.
Напротив, изменение статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений на образовательные организации потребует внесения изменений и дополнений в следующие нормативные правовые акты.
1. Статья 43 Конституции РФ – в противном случае отменяются конституционные гарантии прав граждан на общедоступное и бесплатное образование, которые установлены именно в образовательных учреждениях и на предприятиях.
2. Гражданский кодекс – потребуется специальная глава либо группа статей, ибо учебные заведения с особым статусом не вписываются ни в одну из установленных кодексом организационно-правовых форм.
3. Бюджетный кодекс – потребуется специальная глава или группа статей, поскольку учебные заведения с особым статусом не могут быть отнесены ни к одному из существующих видов бюджетополучателей.
4. Закон РФ “Об образовании” – потребуется новая редакция, поскольку чисто механическая замена учреждений организациями невозможна.
5. Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” – по аналогичным причинам фактически потребуется новая редакция закона.
6. Федеральный закон “Об утверждении федеральной программы развития образования”.
7. Федеральный закон “О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию” – новая редакция закона по аналогичным причинам.
8. Федеральный закон “О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования”.
9. Федеральный закон “О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”.
10. Постановление Правительства РФ N 751 от 4 октября 2000 года “Об утверждении национальной доктрины образования в Российской Федерации”.
11. Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”, статьи 11, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21 – обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе; 22, 24, 25 – призыв, отсрочка от призыва; 34 – военная служба по контракту; 35 – обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования; 52 – зачисление в запас; 55 – освобождение от военных сборов. В противном случае, в частности, прекратится действие отсрочки от военной службы на период обучения.
12. Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, статья 19 – право на образование – иначе прекратится действие установленных данной статьей льгот для военнослужащих, поступающих в профессиональные учебные заведения.
13. Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации используют термин “бюджетные учреждения”, к которым относятся образовательные учреждения.
В Налоговом кодексе Российской Федерации (часть вторая) в статьях 149, 217, 219, 239 используются следующие термины: дошкольные учреждения, учебные заведения, некоммерческие образовательные организации, учреждения образования и науки, образовательные и дошкольные учреждения, образовательные учреждения. Поэтому в случае изменения статуса образовательных учреждений на образовательные организации прекратится действие:
– льгот по НДС для образовательных учреждений;
– освобождения от налогообложения стипендии студентов и иных категорий обучающихся;
– освобождения от налогообложения зарубежных грантов.
14. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и ряд других федеральных законов.
Внесение изменений и дополнений в десятки законов потребует по меньшей мере нескольких лет. При этом во избежание рассогласованности, утраты налоговых льгот и (или) социальных гарантий вносить эти изменения необходимо одновременно. Если же учесть, что изменение редакции статьи 43 Конституции РФ возможно на основе либо референдума, либо решения Конституционного собрания, выполнение поставленной задачи представляется вообще нереальным.
Против изменения организационно-правовой формы государственных и муниципальных образовательных учреждений, помимо парламентских комитетов, высказались съезд Российского союза ректоров и пленум ЦК Профсоюза работников народного образования и науки.
Поддерживая акцию протеста работников образования, мы надеемся, что дискуссия о статусе образовательных учреждений не превратится в спор глухих и доводы здравого смысла будут услышаны. Если же этого не произойдет, мы сделаем все возможное, чтобы правительственный законопроект, реализующий эту вредную идею, был провален Государственной Думой, и обратимся за поддержкой ко всей педагогической общественности.

Олег СМОЛИН,
заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте