«Обманщики» – так называется спектакль по сценарию одноименного фильма Марселя Карне. Премьера состоялась в театре имени Ермоловой. Жизненный материал о поколении бунтующих французских студентов 60-х годов неожиданно совпал во многом с нашим отечественным материалом новейшего времени.
Дело в том, что действие фильма Марселя Карне «Обманщики», вышедшего на экраны мира в 60-е годы, посвящено интереснейшему периоду – студенческим «беспорядкам» во Франции 60-х. Сам фильм в Советском Союзе не был показан. Для сцены этот сюжет преобразила Надежда Птушкина, написав пьесу специально для ермоловского театра. На афишах и программках обозначен жанр: «два действия про любовь». Хотя жизненный материал куда глубже и емче, чем просто «про любовь».
…Вот и мы дожили. Вот и у нас оно появилось, это племя студиозусов, учащихся на деньги родителей. Проблемы зарабатывания денег на собственный дом. Машину. Мечты о серебристом «ягуаре», а не о «запахе тайги», как в былые советские времена. И отсюда – обострившиеся отношения «предков» и их свободолюбивых «чад».
Надо сказать, что Владимиру Андрееву, худруку ермоловского театра, народному артисту СССР, вообще свойственна «педагогическая жилка» в восприятии новых жизненных реалий. Помню в его театре «Барышню-крестьянку» с Кристиной Орбакайте и Николаем Токаревым – столь неожиданную «классику» посреди тотального экспериментирования в театрах 90-х годов. Помню просветленные лица школьников, пэтэушников в зале на тех спектаклях.
Вот и Карне ему стал необходим, когда появилось у нас первое «отвязное» поколение с наркотиками, тусовками, отрицанием каких-либо устоев… (кстати, о блистательном педагогическом измерении творчества Андреева говорит уже тот факт, что на сцену выведена масса молодых, быстро растущих учеников самого мастера).
Кажется, что на сцене молодые актеры играют самих себя, т.е. нынешнюю российскую молодежь, а вовсе не Францию.
В центре сюжета – любовная драма девушки из бедной семьи, юноши из семьи богатой и «вождя» молодежной тусовки, бросившего университет из-за отказа отца давать ему деньги. Любовный треугольник, в котором победу одерживает «вождь», исповедующий отсутствие морали. Девушка гибнет – в результате «игры в правду», которую затеял «вождь» и в которой двое влюбленных были вынуждены отречься от своей любви, обмануть других. Но не себя.
Центральная роль принадлежит девушке по имени Мик (яркий дебют на сцене этого театра актрисы Людмилы Шмелевой). Мик – из трудовой небогатой семьи, ее брат Роже (это наиболее социально значимая в спектакле, мастерски вылепленная роль Николая Токарева) честным трудом в своей автомастерской зарабатывает на жизнь себе и сестре и копит деньги на дом для себя и возлюбленной (актриса Екатерина Дементьева), тоже работающей в автомастерской. А вот Мик мечтает о серебристом «ягуаре», причем немедленно, без этого занудства накопления денег. И в итоге ее возлюбленный Боб (тонкая и светлая работа актера Антона Семкина) таки дарит ей эту машину, попросив денег у отца. Но к тому времени они оба уже оказываются оплетены сетью интриг, ловко закрученных «вождем» (остро-выразительная игра Родиона Юрина). На его совести до этого уже две смерти – девушки из их тусовки и ее ребенка, когда «вождь» уговорил ее сделать аборт.
Он-то сам выживает. Но гибнет уже Мик, не выдержавшая собственного обмана и услышавшая во время коллективной «игры в правду», устроенной «вождем», что и ее любимый ее не любит. Просто разбивается в своем серебристом «ягуаре», за которым мчится ее возлюбленный, и перед смертью лишь успевает крикнуть: «Я люблю тебя!».
И вот уже опустошенная, притихшая тусовка – перед грудой металла. И уже не до смеха, не до секса, не до музыки и танцев, не до выпивки и наркотиков…
И «молодняк», сидящий в зале, тоже потрясенно замолкает и как-то очень тихо выходит из театра. Правда режиссера Андреева лечит, а не калечит. Ведь недаром его считают верным традициям русского реалистического психологического театра. Этот театр – как бы сказать? – насквозь «педагогичен». Он не ввергает зрителя (что особенно важно, молодого) в пучину хаоса и бессмысленности, он всегда – спасает, предупреждает, утешает. Спектакль «Обманщики» – не обманывает. Он говорит правду и только правду. Но после него не хочется повеситься, как после многих не менее талантливых постановок, книг, фильмов. Хочется думать и – жить. Спасибо!
Ольга МАРИНИЧЕВА
Комментарии