search
main
0

Игра со словом… Комплект «Классическая начальная школа». Издательство «Дрофа» (О курсе «Обучение грамоте» в программе «Чтение и литература»)

Сущность подхода к построению учебного процесса по программе «Чтение и литература» задается статусом младшего школьника. Это учебник, способный квалифицированно осуществлять учебную деятельность в начальном образовательном звене на широком информационно-культурном уровне.

Так, уже в «Азбуке» задана система отработки артикуляции через упражнения типа «Разминка», чтение и составление чистоговорок, введена серия упражнений , формирующих умения анализа и сопоставления устной и письменной речи. Например: «Составь предложения, где все слова начинались бы на определенный звук» и т.п. Речевой слух предполагает внимание к мелодике звучания. В обучение введены песни Д.Кабалевского, В.Шаинского и др.

Решение проблемы нового образовательного уровня заложено уже в названии программы, где чтение и литература с самого начала вводятся как равноправные стороны обучения. Отличительной особенностью курса «Обучение грамоте» является то, что чтение в период начального обучения выступает как самостоятельное направление.

Связь обучения грамоте и развития речи

«Обучение грамоте» – первая часть программы «Чтение и литература». Это не только период первоначального обучения чтению и письму на основе развития речи, но и полноценный раздел языковой и литературной подготовки младшего школьника в период становления навыка чтения и письма.

Программа этого раздела представляет следующие направления: устная речь, письмо, наблюдения над языковыми явлениями (языковая пропедевтика), чтение, знакомство с детскими книгами и освоение литературного текста.

Цель раздела – продолжить процесс освоения детьми разговорно-бытового стиля речи на основе дошкольного опыта и подражания образцу, а также задать осмысленное системное овладение литературным языком и литературой в новой для учащихся форме письменной речи – чтения и письма – при формировании нравственно-эстетического опыта, гражданской направленности, обеспечивая общее и специальное развитие каждого ребенка.

Развитие речи выступает в этот период как цель и средство обучения сознательному слушанию, говорению, чтению и письму.

Формирование речевых умений и навыков предполагает систематизацию, уточнение и расширение знаний об окружающем мире в ходе работы по тематически заданным страницам учебных пособий («Азбука», «Книга для чтения в период обучения грамоте» – далее, «Задачник»), а также путем слушания, чтения-рассматривания детских книг, рассказа учителя, участия в экскурсиях, наблюдениях, праздниках, творческих играх на основе детской литературы.

Тематика подачи материала связана непосредственно с личностно-мотивированным опытом ребенка, в частности – родной край, страна, ее жители, столица, Родина; учеба и школа; игры и забавы ребят, отношения между сверстниками, старшими и младшими, законы коллективной жизни.

Развитие эмоционально-чувственного опыта и нравственно-эстетических представлений осуществляется в процессе специально созданных учебных ситуаций с широким применением выразительного чтения учителя, хоровой декламации, элементов драматизации, речевых и литературных игр, естественной коммуникации, задающей культуру речевого общения.

Серии картинок для рассказывания построены на произведениях, которые дети слушают в чтении или пересказе учителя, а затем на основе услышанного составляют пересказ по картинке. Это сюжеты Б.Заходера «Кот и кит», Б.Житкова «Храбрый утенок», С.Маршака «Мастерломастер», В.Маяковского «Кем быть?», Л.Н.Толстого «Филиппок», В.Бианки «Лис и Мышонок» и др. Особую систему представляет работа с детской книгой и подбор литературного материала в «Задачнике», который построен на образцовой детской литературе, в основном современной, где игра со словом – основной литературный прием. Это произведения Г.Сапгира, М.Яснова, А.Усачева и др.

«Читай – слушай, сравнивай»

В период обучения грамоте проходит целенаправленное становление речевого слуха учащихся. Дети учатся осмысленно слушать речь окружающих, воспринимать информацию на разных уровнях звучания (тихо, громко), у них формируется способность ощущать мелодику, тон и тембральную окраску речи, чувство ритма в тесном единстве с темпом, воспроизводить в речи требуемые ситуацией темп и ритм. Особое внимание уделяется развитию умения различать и воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой языка.

Так, уже в «Азбуке» задана система отработки артикуляции через упражнения типа «Разминка», чтение и составление чистоговорок, введена серия упражнений «Читай – слушай, сравнивай», формирующих умения анализа и сопоставления устной и письменной речи. Например: «Составь предложения, где все слова начинались бы на определенный звук» и т.п. Речевой слух предполагает внимание к мелодике звучания. В обучение введены песни Д.Кабалевского, В.Шаинского и др.

Становление активного и пассивного словаря учащихся – необходимое условие грамотного построения процесса обучения. Решение задач обогащения, расширения, уточнения словаря учащихся, овладения разнообразными языковыми конструкциями осуществляется в ходе специально организованной речевой деятельности чтения, письма, наблюдения над языковым материалом, слушания художественных произведений, заучивания наизусть, воспроизведения прослушанных текстов.

В «Азбуке» первоклассники осваивают явления словообразования на основе образно-структурных схем, практически осваивают многозначность, подбирают синонимы, антонимы, учатся предугадывать последующее слово в словосочетаниях на основе смысла и грамматической конструкции. «Задачник» же целиком построен на жестко заданной системе освоения мира слов в их смысловой, образной, эмоциональной плоскостях.

Совершенствование речепроизносительных навыков предполагает постоянное внимание к выявлению у детей речевых недочетов и их исправлению, становлению орфоэпических норм произношения. При построении учебных книг «Азбуки» и «Задачника» учитывались и вводились логопедические методики, способствующие отработке чистоты и правильности произношения, искоренения наиболее часто встречающихся у детей произносительных ошибок.

Картинка поможет составить текст

Обучение грамоте определяется аналитико-синтетическим звуковым методом, который ведет ребенка от звучащей речи к письменной, где исходным и конечным результатом является текст. Исходный текст дети получают в качестве рассказа учителя или создают его под руководством учителя по иллюстрациям или на основе живого опыта.

Все, что ребенок осваивает на уровне письменной речи-чтения, проходит через устную речь – слушание и говорение. Данная закономерность отражена и в построении разворотов «Азбуки». Здесь предусмотрены сюжетные картинки или иллюстрации, помогающие составить звучащий текст с заданной лексикой и звуковой системой, предлагаются наборы слогов, слов, предложения и только потом дается текст. Он завершает освоение звука и буквы. Данный стандарт имеет вариативность на разных этапах становления механизма чтения. Постепенно материалы для устного этапа речи как бы свертываются, и страницы заполняются текстовым материалом. Но устная речь переходит во фронтальную работу с помощью демонстрационных пособий типа настенных картин, таблиц, подвижной азбуки и т.п. Все необходимые материалы для организации подобной работы предлагаются учителю в методическом пособии.

Формирование механизма чтения дается в последовательности: 1) звуковая система слова, слог, ударение, гласный, твердый согласный, мягкий согласный; 2) чтение: гласные (слушание, артикулирование, запоминание, прочтение букв); упражнения в постановке механизма чтения на основе согласных и гласных а, о, у, ы, э; осмысление звука и буквы и; гласные второго ряда; ь; чтение парных звонких и глухих; непарные по твердости и мягкости; ъ. Данная последовательность не только дает возможность читать многословные тексты, но и позволяет организовать систему подачи языкового материала в определенной системе, что закладывает основы для обучения письму.

Обучение письму идет параллельно с обучением чтению и учитывает принцип координации письменной и устной речи; здесь обращается внимание на отработку артикуляционных умений, способность проговаривания. Относительно самостоятельная система освоения написания букв, слов, предложений, текстов реализуется через пособия «Прописи».

Обучение грамоте предполагает реализацию филологического принципа. «Азбука», «Задачник» имеют материалы, которые позволяют наблюдать языковые явления в определенной системе.

В процессе обучения грамоте дается представление о круге детского чтения и книге, задаются умения грамотно осваивать литературное произведение и книгу. Весь аспект данных умений включен в «Азбуку». Именно она выводит первоклассников на системное рассматривание и чтение детских книг. «Задачник» представляет начинающему читателю доступную для чтения организованную подборку произведений детской литературы на широком диапазоне авторов, жанров, тем. Завершают эту систему специальные занятия с детскими книгами, которые позволяют во всем объеме и разнообразии представить ребенку мир книги и дают возможность реализовать полученные читательские умения в свободном чтении. Слушая и рассматривая книги, учащиеся осваивают практические приемы осмысления художественного произведения: воссоздают прослушанное посредством живых картин, заучивания, декламации, участия в инсценировании, отвечают на вопросы.

В период обучения грамоте особое значение имеет индивидуальный подход. Дети приходят в школу не только по-разному подготовленные в области знания букв, чтения, письма, знакомства с книгами, но и при наличии нормы имеют определенные различия психофизического характера. У детей различные артикуляционные навыки, речевой слух, общеречевое развитие, внимание, память и т.д.

Индивидуализация обучения и выравнивания навыков решается за счет отбора содержания, применения определенных методов и приемов, тесного взаимодействия с семьей, а также использования различных учебных пособий, позволяющих варьировать содержание, методы и темп обучения.

…А в основе всего – «Азбука»

Успех обеспечивается определенным комплектом пособий.

«Азбука» – учебник, который задает основное содержание обучения грамоте, чтению, содержит материалы, позволяющие осваивать явления языка в определенной системе, указывает направления знакомства с кругом детского чтения и книгой.

«Прописи» – система пособий, определяющих подготовку по освоению первоначального письма и формированию элементарного графического навыка, закладывает пропедевтический языковой курс.

«Книга для чтения в период обучения грамоте» – задачник, сборник упражнений, сопровождающий «Азбуку» и определяющий работу в послебукварнный период. Его целевая направленность – обеспечить материалами процесс индивидуализации и интенсификации отработки навыка чтения средствами доступных для прочтения произведений, чтобы дети могли реализовать разноуровневый навык чтения, утверждаясь как читатели. Использование задачника помогает переходить к чтению по хрестоматии всем первоклассникам одновременно, не сдерживая развитие читательских умений детей, пришедших в школу читающими.

Система пособий, обеспечивающих фронтальную работу, помогает организовать внимание детей и сосредоточить их на учебной работе: подвижная азбука для работы у доски и наборное полотно, слоговые таблицы, таблицы слов, сюжетные картины для организации рассказывания.

Знакомство с кругом детского чтения требует наличия не менее 20 детских книг, разных по тематике, содержанию, авторской принадлежности, структуре, художественно-графическому оформлению. Учитель может подобрать их самостоятельно, опираясь на программные требования и методические закономерности, или воспользоваться специальными блоками книг, предназначенных для чтения вслух детям с последующим их коллективным рассматриванием.

Методическое пособие для учителя представляет собой программу обучения, разъяснения основных методических положений, вариант планирования материала, поурочные разработки, содержащие общее направление работы, предполагающие творческое решение учителем задач через вариативность применяемых приемов и дополнительных материалов. Особо выделяется раздел дидактических материалов к урокам: литературные тексты, таблицы, игровые задания, справочно-методический материал, что поможет учителю сократить затраты времени на подготовку к урокам.

Всему свое время

В обучении грамоте различают три периода: предбукварный, букварный и послебукварный – завершающий. Каждый период имеет свои характерные особенности, временные рамки, учебные пособия.

В предбукварный период внимание сосредоточивается на устной речи, отработке речевого слуха, овладении рассказыванием как учебным умением. Дети знакомятся с системой языковых единиц, осваивают терминологию, постигают азы звукового анализа и способы обозначения звучащей речи с помощью графических знаков. Продолжительность периода – от 3 до 6 недель. Основное учебное пособие – «Азбука».

Букварный период характеризует постановка механизма чтения и письма на всем диапазоне русского алфавита. Формирование продуктивного способа чтения. Продолжительность периода – 14-17 недель. Основные учебные пособия – «Азбука» и «Задачник».

Послебукварный период определяет переход от аналитического слогового чтения к чтению синтетическому целыми словами на материале литературных и дидактических текстов путем интенсивного наращивания темпа и с целевым предупреждением ошибок, характерных для этого периода (пропуск, замена, искажение, перестановка), что обеспечивает безболезненный переход к чтению хрестоматии, системному литературному и языковому курсам. Продолжительность периода от 2 до 5 недель. Основное учебное пособие – «Задачник».

Последующий курс чтения и письма занимает 7-10 недель.

Система уроков в период обучения грамоте такова: уроки обучения чтению, уроки обучения письму. Занятия с детской книгой проводятся один раз в неделю как заключительная часть урока обучения чтению. Развитие устной речи, обучение рассказыванию, упражнения коммуникативного характера проводятся как на уроке чтения, так и на уроке письма и являются органической частью любого урока. Особо выделяются уроки-утренники или уроки-концерты, которые проводятся на основе всего изученного литературного и языкового материала один раз в четверть.

Ольга ДЖЕЖЕЛЕЙ, профессор Харьковского государственного университета им.Сковороды, преподаватель кафедры начального обучения

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте