search
main
0

Игра, похожая на реальность. Тема «Государственные институты, призванные защищать права человека». Цикл уроков, разработанных в Молодежном центре прав человека и правовой культуры

Цели: изучить работу суда, правозащитных организаций. Определить возможные нарушения прав человека в практике борьбы с преступностью и способы действия в конфликтных ситуациях. Познакомить с правами задержанных лиц. Мы не предлагаем четкой системы уроков внутри данной темы, так как каждая из предлагаемых ролевых игр может занять в разных классах от трех до шести уроков; соответственно поурочное планирование остается на усмотрение учителя.

Ролевая игра «Драка»

(убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны)

Цели игры

Освоение подростками навыков правового поведения при взаимодействии с органами милиции.

Формирование активной гражданской позиции подростков как членов правового сообщества.

Задачи игры

Учащиеся должны: познакомиться с правоприменительной практикой уголовного правосудия; освоить правовые и юридические средства решения конфликтных ситуаций в поле уголовного правосудия; научиться оперировать юридическими документами и правовыми понятиями, используемыми в уголовном правосудии; увидеть необходимость образования общественных инициатив в области защиты прав человека, попавшего в орбиту уголовного правосудия.

Особенности проведения игры

Игра состоит из сцен, которые повторяются (переигрываются) после рефлексии, для того чтобы при отработке средств решения проблемы закрепить правовое и юридическое поведение подростков, сделав его навыком;

сценки могут повторяться как основными игроками, так и их дублерами, для того чтобы по возможности каждый из присутствующих ребят в ходе игры мог обучаться;

после каждой сцены обязательно проводится рефлексия для высвечивания проблем – выведения их на сознательный уровень и анализа причин их появления;

в игре много групповых сцен, в ходе проведения которых участники приобретают навыки выработки совместных решений, умения прислушиваться к доводам собеседников, аргументированно отстаивать свои позиции;

в игре скрыто множество «подводных камней» (актуальных проблем): яркие характеры и индивидуальные позиции героев, демонстрируемые нарушения работников правоохранительных органов и отсутствие соответствующих знаний и умений у подростков, необходимых в подобных конфликтных ситуациях, столкновение стратегий каждой роли и др.;

линия поведения игрока в инструкции к роли автором не прописана с тем, чтобы игрок мог самостоятельно выбирать свой собственный способ решения возникающих проблем;

ключевым понятием в игре является понятие «статус» (подозреваемый, обвиняемый, свидетель, законный представитель и др.);

в игре в каждой сценке меняется адвокат, для того чтобы как можно больше ребят учились работать с юридическими документами;

в игре много основных и второстепенных ролей, введенных с целью задействовать как можно больше ребят в качестве активных участников, а не только зрителей;

игру можно проводить как целиком, от начала до конца, так и отдельными сценками на разных занятиях в различном порядке;

конструкция игры и обширный теоретико-методический сопроводительный материал позволяют вводить множество других сцен, отражающих реальность взаимодействия подростков с работниками милиции;

игру можно и даже целесообразно проводить в смешанных коллективах взрослых и детей;

игра подразумевает наличие обязательного домашнего задания для участников и зрителей;

содержательной целью игры, представляемой для игроков, является защита невиновного подростка Сергея Толибина, а не поиск убийцы, роль которого автором не предусмотрена;

кроме основных ролей должностных лиц в ходе игры может при необходимости появиться еще роль общественного защитника, еще одного адвоката (например, государственного) и др.;

в игре происходит акцентирование внимания игроков на то, что не всегда юридические средства могут помочь решить проблему взаимодействия с работниками милиции, но иногда необходимо прибегать и к правозащитной стратегии.

Сюжет игры

Трудовой выездной лагерь. Городские подростки, приехавшие по приглашению настоятеля храма на его восстановление, и «местные», деревенские. По вечерам после работы «городские» отдыхают, культурно развлекаются, устраивают дискотеки, игры. Однажды вечером пьяные «местные», приглядевшись к приезжим девочкам, стали приставать к ним. «Городские», защищая своих девочек, затеяли драку с «местными». В драке один из деревенских случайно был убит мастерком. Начато расследование. Трудно найти «концы»… Никто толком и не видел, как, собственно, произошло убийство. Следственная группа опрашивает свидетелей, участников драки. Затем, так и не разобравшись в том, кто же истинный преступник, арестовывает лидера группы «городских» Сергея Толибина и заводит на него уголовное дело, избирая меру пресечения – содержание под стражей. Расследование продолжается.

Роли

Группа городских подростков:

Сергей Толибин

Андрей Волынкин

Мария Шапошникова

Михаил Коржев

Анна Коваленко

Иван Незабудкин

Гена Квинт

Юля Инина

Вожатые:

Мария Стрельцова

Илья Кораблев

Татьяна Павлова

Начальник лагеря:

Михаил Аркадьевич Артемьев

Родители Толибина:

Мать – Ирина Петровна Толибина

Отчим – Петр Ильич Свиридов

Должностные лица:

Оперуполномоченный Анатолий Витальевич Россомахин

Следователь Генрих Зиновьевич Воздушный

Начальник отдела милиции Геннадий Семенович Морозов

Прокурор Константин Абрамович Исаков

Судья Михаил Александрович Кашин

Адвокат (частный) Константин Петрович Белкин

Последовательность сцен:

1. Арест Сергея Толибина – оперативник Россомахин, Толибин;

2. Допрос Сергея Толибина – следователь Воздушный, Толибин, писарь;

3. Сбор ребят по инициативе Гены Квинта – Квинт, Шапошникова, Инина, Волынкин, Незабудкин, Коржев;

4. Разговор Ивана Незабудкина с Геной Квинтом – Незабудкин, Квинт;

5. Сбор вожатых и принятие ими решения о дальнейших шагах – Стрельцова, Кораблев, Павлова, начальник лагеря Артемьев;

6. Беседа родителей с вожатыми и ребятами (можно разделить эту сцену на две) – мать Толибина, отчим Свиридов, ребята и вожатые с начальником лагеря;

7. Беседа родителей со следователем – Воздушный, Толибина, Свиридов;

8. Беседа родителей с начальником отдела милиции – Толибина, Свиридов, Морозов;

9. Беседа родителей с прокурором и подача ему жалобы на неправомерные действия работников милиции – Толибина, Свиридов, Исаков;

10. Встреча родителей с судьей – Толибина, Свиридов, Кашин.

Ход игры

Объявление темы и названия игры, пересказ сюжета.

Раздача ролей, орг.минута, во время которой каждый знакомится со своей индивидуальной (или групповой) ролью.

Поочередное проигрывание сцен; после каждой сцены обсуждение-рефлексия:

Что происходило?

Что делал каждый персонаж?

Как вы думаете, зачем (какова была его «ставка», т.е. то, чего он добивался всеми силами)?

Были ли кем-то из оперативников продемонстрированы какие-то нарушения? Какие?

Что делал игрок?

Как можно было сыграть иначе эту сцену?

и другие вопросы на осмысление происходящего и подбор средств правового взаимодействия с милицией.

В случае продолжения игры – домашнее задание: продумать дальнейшую тактику своих ролевых действий, посмотреть законы, документы, в соответствии с которыми следует дальше двигаться.

Подведение итогов, общая рефлексия.

Примечания:

а) в ходе игры и рефлексии на доску выписываются правовые понятия, используемые в игре (приглашение, арест, объяснения, показания, общественный защитник, адвокат, законный представитель, жалоба, права подозреваемого, обвиняемого, обвинение, невиновность (презумпция невиновности), надзор за деятельностью милиции, протокол, постановление, мотивы, свидетельствование, свидетель, потерпевший, повестка, отказ от дачи показаний, понятые, решение об освобождении из-под стражи и др.);

б) за отдельным столом сидит адвокат с Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами, а на другом столе лежат памятки для родителей, образец жалобы судье и другие вспомогательные материалы.

Инструкции к ролям

Сергей Толибин – главный подозреваемый, лидер группы, находится в настоящее время в ИВС (изоляторе временного содержания).

Инструкция: «Вы лидер группы «городских». Вам 16 лет. Участвовали в драке с благородной целью защитить своих девочек от пьяных «местных». Вы не затевали драку. Все это знают. В драке вас сильно избили. Приехавшая на место происшествия милиция почему-то из всех забрала только вас в качестве подозреваемого по делу об убийстве. Вы не знаете, кто убил того деревенского. И не хотите никого подозревать. При допросе с вами ведут себя очень вежливо, оперативник, назвавшийся Иваном Васильевичем, внимательно, понимающе кивает, предлагает сигареты и воду. Он говорит вам, что вы обязаны дать показания, иначе вас за отказ от дачи показаний могут отдать под суд. Вы не понимаете, каких показаний от вас ждут. Как вам в этой ситуации себя вести – зависит только от вас».

Андрей Волынкин – приятель Толибина, проходящий по делу как свидетель.

Инструкция: «Вы приятель Сергея Толибина. Вам 16 лет. Вы тоже участвовали в драке за девочек. Вы не убивали никого. И Сергей тоже не мог убить. Вы это точно знаете, потому что в драке находились рядом. В дальнейшем ваши действия зависят от вас».

Мария Шапошникова – свидетельница, одна из тех, к кому приставали «местные».

Инструкция: «Вам 16 лет. Во время драки вы стояли в стороне и наблюдали за происходящим. Момент убийства вы не уловили, так как звали в это время на помощь вожатых. Дальнейшие ваши действия зависят от вас».

Михаил Коржев – тайно не любит Толибина, так как считает его авторитет в группе незаслуженным, когда-то сам претендовал на роль лидера.

Инструкция: «Вам 17 лет. Вы участвовали в драке. В коллективе ребят для вас важен ваш авторитет, поскольку вы хотите занять место Толибина и тайно влюблены в его девушку».

Анна Коваленко – подруга Коржева.

Инструкция: «Вам 16 лет. Вы не присутствовали при драке и ее не видели. Вы не хотите вмешиваться во всю эту пугающую вас историю. Тем более что на носу окончание школы, вам нужен хороший аттестат. А история в лагере может подпортить вам репутацию. Вы долго размышляете над случившимся. Дальнейшие ваши действия зависят от вас».

Иван Незабудкин – самый младший в этой группе подростков, ему 14 лет. Он подозревает в убийстве Коржева, так как знает, что тот в последние дни работал с мастерком. Иван долго и мучительно размышляет над тем, стоит ли кому-то об этом говорить.

Инструкция: «Вам 14 лет. Вы всегда восхищались Сергеем Толибиным, гордились им и во всем готовы были ему подражать. Вы, как и он, участвовали в драке. И видели, что он дрался честно, по-мужски, без оружия. Вы подозреваете в совершении преступления Михаила Коржева, о чем говорите с Геной Квинтом. Дальнейшие ваши действия зависят от вас».

Гена Квинт – весельчак и балагур, активно включается в защиту Сергея Толибина и пытается активизировать своих товарищей на помощь в проведении следствия.

Инструкция: «Вам 16 лет. Вы, как и все, участвовали в драке. Натура у вас энергичная, и вы очень болеете за Сергея. Вы организуете общее разбирательство между членами вашей группы, пытаясь вызвать всех на откровенность и призывая помочь следователю найти истину. После этого с вами говорит о своих подозрениях и переживаниях по поводу происшествия Иван Незабудкин. Дальнейшие ваши действия зависят от вас».

Юля Инина – свидетельница, одна из тех, к кому приставали деревенские, подруга Толибина.

Инструкция: «Вам 16 лет. Вы знаете, что Сережа не убивал никого. Но его забрали в милицию по подозрению в убийстве. Никого к нему не допускают, кроме родителей. Вы в отчаянии идете к родителям Сергея и говорите им о своих опасениях: следствие почти завершено, и Сереже скоро будет предъявлено обвинение в убийстве, которого он не совершал. Дальнейшие ваши действия зависят от разговора с родителями Сережи и от вас».

Вожатые – Мария Стрельцова, Илья Кораблев, Татьяна Павлова.

Инструкция ко всем вожатым: «Никто из вас не присутствовал при драке. Но о ее ходе вам рассказали сами подростки. У вас нет какого-то определенного мнения по поводу чьей-то вины, но все же вы решаете спасать Сергея Толибина от тюрьмы. Вы вызываете из города родителей подростка и рассказываете им о произошедшем. Ваше дальнейшее поведение зависит от встречи с родителями и от решения, принятого на общей беседе коллегиально».

Начальник лагеря – Михаил Аркадьевич Артемьев.

Инструкция: «Вы лицо ответственное. Все, что произошло в лагере, заставляет вас очень нервничать. Для вас главное – не «вынести сор из избы»: никто из вашего начальства не должен знать о том, что произошло. Поэтому вы колеблетесь: то ли выручать Толибина, то ли оставить его разбираться одного с родителями. В конце концов вы находите единственную линию поведения. Какую – это зависит от вас лично».

Оперуполномоченный – Анатолий Витальевич Россомахин.

Инструкция: «Вам скоро на пенсию. Вы всякое повидали за годы своей оперативной деятельности, в том числе и такие кровавые драки. В этих происшествиях редко когда найдешь правого и виноватого. Ваша интуиция подсказывает вам, что проще наказать зачинщика, чтобы остальным в иной раз неповадно было. С Сергеем Толибиным, назвавшись Иваном Васильевичем, вы ведете себя очень вежливо, предлагаете сигареты и убеждаете его в необходимости давать показания («…иначе, молодой человек, за не дачу показаний мы заведем на вас уголовное дело», – говорите вы ему, конечно, нарушая должностную инструкцию, но ради святого, ради святого…

Дополнительная инструкция оперативнику:

«Вам совершенно необходимо забрать в милицию Толибина до того, как появится санкция прокурора на его арест, так как в этот промежуток времени он может вам дать показания против себя (вы пытаетесь его заставить это сделать, пригласив его в милицию в качестве, например, свидетеля), после чего вы эти показания принесете следователю и он заведет на подозреваемого уголовное дело. Во время незаконного ареста (так как у вас нет санкции на арест, и впоследствии, когда она появится, то она окажется подписана не самим прокурором, а его заместителем) и в дальнейшем вы допускаете следующие нарушения закона:

не представляетесь;

говорите, что уголовное дело уже заведено и Сергей Толибин забирается вами для дачи показаний как обвиняемый;

в санкции на арест не указано, в связи с чем, по какой причине и по какой статье обвиняется Сергей Толибин;

не сообщаете Толибину о его правах;

не сообщаете сразу же родителям об аресте сына;

производите его обыск без понятых, не записываете перечень изъятого;

подкидываете Толибину наркотик, тем самым добавляя ему новую уголовную (ст. 228 ч. 1 УК РФ);

сами допрашиваете Толибина;

не даете возможность родителям увидеться с сыном;

фальсифицируете подписи свидетелей;

не ведете протоколы об аресте и некоторых допросах;

держите Толибина в СИЗО без предъявления обвинения более трех суток и т.д.».

Следователь – Генрих Зиновьевич Воздушный.

Инструкция: «Вы ведете дело об убийстве во время драки. Мальчик, убитый кем-то из городских подростков, оказался вашим племянником. Вам все равно, кого в данном случае посадить, главное, чтобы его смерть была отмщенной. И вы особенно не копаетесь в тонкостях этого дела, поручая проводить следственные действия оперативно-следственной группе. К вам приходят родители подозреваемого, вы обещаете им помочь. Но на деле не занимаетесь проверкой версии оперативников, поощряя их на самостоятельные действия».

Начальник отдела милиции – Геннадий Семенович Морозов.

Инструкция: «К вам обращаются с жалобой родители подростка, проходящего подозреваемым по ч. 1 ст. 108 УК РФ. Вы убеждаете их в том, что внимательно следите за ходом следствия. Дело сложное, запутанное. Но шанс у Сергея еще есть. Вы сообщаете об этом родителям. Дальше ваши действия зависят от вас».

Прокурор – Константин Абрамович Исаков.

Инструкция: «К вам приходит жалоба от родителей подростка, проходящего подозреваемым по делу об убийстве. Вы той же следственной группе поручаете доследовать дело. И через некоторое время получаете материалы доследования. В них та же информация, но другими словами. Вы считаете необходимым закрыть уголовное дело и передаете дело подростка в суд».

Судья – Михаил Александрович Кашин.

Инструкция: «Вам 35 лет. Вы хороший неординарный судья и просто мыслящий человек. К вам приходят родители обвиняемого Сергея Толибина. Вы требуете материалы уголовного дела, видите, что оно «состряпано». У вас возникают подозрения: слишком все гладко, да и некоторых подписей, протоколов и показаний не хватает. Вы приостанавливаете дело и отправляете его на доследование другой следственной группе».

Родители Толибина – мать – Ирина Петровна Толибина, отчим – Петр Ильич Свиридов.

Инструкция: «Вас вызывают в поселок, где в трудовом лагере находится ваш сын. Там вы с ужасом узнаете о происшедшем. Вы в панике и не знаете, что делать. Добиваетесь свидания с сыном. Он утверждает, что невиновен. С вами разговаривают вожатые и ребята. Они тоже говорят, что он невиновен и убеждают вас действовать в защиту сына, ничего не боясь. Дальнейшие ваши действия зависят от вас».

Частный адвокат – Константин Петрович Белкин.

Инструкция: «Вашей помощью могут воспользоваться любые персонажи игры. Ваша помощь будет состоять в консультациях (у вас для этого есть УК РФ и УПК РСФСР, другие документы) по юридическим тонкостям дела. Вы (в случае если никто из игроков не увидел нарушения закона оперативниками) будете помогать игрокам заметить его и попытаться вместе с ними найти выход из сложившегося положения. Для этого вам необходимо, находясь в стороне, внимательно наблюдать за разворачивающимися событиями и прибегать к изучению имеющихся у вас УК РФ и УПК РСФСР и других документов. Сами свою помощь не навязывайте. Так как игроки должны в вас нуждаться, то они сами к вам придут (может быть, а может быть, и не догадаются)».

Ролевая игра «Суд по делу об убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны»

В областном суде Костромской области слушается уголовное дело несовершеннолетнего Сергея Толибина, обвиняемого в убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны и использовании предмета, заменяющего оружие во время драки, в соответствии со ст. 108 ч. 1 УК РФ и в приобретении и хранении наркотического вещества в соответствии со ст. 228 ч. 1. Материалы уголовного дела «состряпаны» с многочисленными процессуальными нарушениями: не хватает некоторых документов (экспертиз, протоколов допросов свидетелей, характеристик обвиняемого), подписей понятых в протоколах об обыске обвиняемого. Подписи свидетелей сфальсифицированы. Ход судебного заседания определяется ставками каждой роли.

1. Подсудимый – Сергей Толибин.

2. Мать подсудимого – Ирина Петровна.

3. Свидетели – Михаил Коржев и Иван Незабудкин.

4. Прокурор – Никонов.

5. Адвокаты – Зубарев, Белкин.

6. Судебные заседатели – Старостин, Куликова.

7. Секретарь судебного заседания – Чихачева.

8. Судья – Гуров.

Игру предваряет подготовка домашнего задания, заключающаяся в изучении всеми игроками той части УПК РСФСР, где идет речь о судопроизводстве.

Игра идет строго по этапам. Каждый из игроков ведет свою линию поведения. Исход игры неизвестен. В игре участвует два адвоката. Один формальный, назначенный при суде. Другой частный, заинтересованный в том, чтобы помочь выиграть дело Толибина. Он знает все подробности дела и то, с какими нарушениями оно было проведено следствием. К этому адвокату может обратиться каждый из нуждающихся игроков, чтобы спросить совета и помощи. Но этот адвокат не может прямо вмешаться в ход заседания, так как он «за кадром». В лучшем случае дело будет приостановлено и отправлено на доследование, также возможен вариант дачи отвода судье, либо прокурору с адвокатом. Очень важно, чтобы все заявления и ходатайства фиксировались в протоколе. В худшем случае Сергея Толибина обвинят в неумышленном убийстве, приобретении и хранении наркотиков и дадут срок.

В начале игры ведущий говорит о том, что участники игры могут в затруднительной ситуации брать колокольчик и им звенеть, что будет иметь силу остановки игры. После игры (либо после колокольчика) проводится рефлексия.

Порядок судебных процедур

Проверка судьей наличия обвиняемого, необходимых свидетелей, законных представителей обвиняемого.

Открытие судьей судебного заседания:

«N-ским судом Костромской области слушается дело несовершеннолетнего Сергея Толибина, обвиняемого в неосторожном убийстве в соответствии со ст. 108 ч. 1. УК РФ и приобретении и хранении наркотического вещества героин в соответствии со ст. 228 ч. 1 УК РФ.

В судебном заседании участвуют (перечисляются фамилии прокурора, адвоката, заседателей и судьи). Доверяете нам слушать?»

Объявление судьей обвиняемому его прав в ходе судебного заседания.

Выяснение судьей у присутствующих на суде лиц наличия у них просьб, ходатайств к суду.

Зачитывание судьей обвинительного заключения по уголовному делу.

Допрос подсудимого судьей, прокурором и адвокатом:

«Подсудимый, встаньте. Понятно, в чем вас обвиняют? Признаете ли вы себя виновным? Расскажите, как было дело…» и другие вопросы судьи, прокурора и адвоката.

Допрос законного представителя подсудимого (матери) судьей, прокурором, адвокатом.

Допрос свидетелей, предупреждение об ответственности за дачу ложных показаний, их ответы на вопросы судьи, прокурора и адвоката.

Заключительное слово прокурора – предъявление им обвинения.

Заключительное слово адвоката, указание его на особые обстоятельства дела, факты недоказанности, психологическую характеристику подсудимого, его жизненные обстоятельства, ставшие причиной совершенного преступления и т.д. Просьба к суду о смягчении наказания (например: «Прошу принять во внимание… и дать наказание…»).

Предоставление судьей последнего слова подсудимому («Ваше отношение к содеянному и просьба к суду»).

Удаление суда на совещание.

Вынесение приговора (зачитывает судья).

Инструкция: «Вы отвечаете на все вопросы, которые вам задают так же, как и на допросах следователя. Рассказываете, что участвовали в драке, но не убивали никого. Вы можете рассказать еще и то, что считаете необходимым и важным для себя. Например, как к вам были применены насильственные методы выбивания показаний, а также имели место другие нарушения. Вспомните все, что и как с вами происходило во время следствия. Но вы можете и не рассказывать о них, если считаете это вредным для себя, опасным либо бесполезным».

Мать подсудимого – Ирина Петровна Толибина.

Инструкция: «Вы отвечаете на вопросы судьи, прокурора и адвоката. Вы хорошо знаете своего сына. И хотя уверены, что убийство совершил не он, но не можете ничего определенного по этому поводу сказать, так как в последнее время мало уделяли сыну внимания, а он уже вырос и сильно изменился… Как вы будете отвечать на вопросы – это зависит от вас».

Свидетель – Михаил Коржев.

Инструкция: «Вы не симпатизируете подсудимому Толибину. Кроме того, вам выгодно, если его посадят в тюрьму, так как вам нравится его девушка. В соответствии с этими мотивами вы и даете свои показания на суде».

Свидетель – Иван Незабудкин.

Инструкция: «Вы дружите с Сергеем Толибиным. Но вы боитесь допроса на суде. Вы присутствовали во время драки, где убили деревенского парня и сами в ней участвовали. Отвечайте на все вопросы так, как считаете нужным и важным, но не забывайте об ответственности за дачу ложных показаний».

Инструкция: «У вас грозный характер. Вы вообще не любите детей, а тем более подростков. Вы считаете, что с ними можно бороться только крутыми мерами. В вашей практике вы сталкивались с совершенно неисправимыми недорослями. Вот и теперь вы видите перед собой, кажется, такого же. Вы задаете много каверзных вопросов, читаете нравоучения. Срываетесь на крик («Да я таких, как ты» и что-нибудь подобное). В конце, когда судья предоставит вам слово, вы требуете самую строгую меру наказания, какая предусмотрена за это преступление».

Адвокат – Зубарев.

Инструкция: «У вас мягкий характер. Вы адвокат, которого пригласил сам судья на слушание уголовного дела. У вас не очень удачная адвокатская практика, и вы подрабатываете при суде. Благодаря судье вы имеете дополнительный приработок, поэтому перечить ему вам не резон. Вы задаете подсудимому, свидетелям и матери подсудимого вопросы о преступлении. Все время сидите уткнувшись в кодексы, словно бы видите в них смысл жизни. Вообще вы никакой. В конце заседания вы просите судью не наказывать слишком строго подсудимого Толибина, а дать ему половину срока, положенного статьей Уголовного кодекса в связи с…».

Заседатель – Старостин.

Инструкция: «Вас постоянно клонит в сон, время от времени вы засыпаете и даже похрапываете. Исход дела вам безразличен. Вы на пенсии, и для вас важна работа в суде, так как это дополнительный заработок».

Заседатель – Куликова.

Инструкция: «Вы бывшая учительница. Теперь на пенсии. Любите читать мораль и говорить о воспитании нынешней молодежи. Вы не задаете вопросы, а время от времени обвиняете и поучаете Толибина («Вот распустился, наркотики, девочки. А в наше время…» и так далее в том же духе)».

Секретарь – Чихачева.

Инструкция: «Вы студентка юридического института. Ваша задача – протоколировать все, что спрашивают и отвечают на суде. Вы просто молча все время пишете. Вообще подсудимый вам даже нравится. Вы верите, что он не виноват, потому что он симпатичный».

Инструкция: «В начале игры, перед судебным заседанием, вы беседуете с адвокатом, по-приятельски хлопая его по плечу, и убеждаете в том, что дело яйца выеденного не стоит. И надо поскорее его закончить. Вы ведете судебное заседание и чувствуете себя на нем царем, потому что к другому не привыкли. Ваша задача – добиться для подсудимого самой строгой меры наказания. Вы уверены, что он виновен. Ваши интонации в репликах и вопросах издевательские (типа «…Ты будешь убивать и наркотики принимать, а мы тебя за это по головке гладить?! Тебе и адвокат-то не нужен, ты либо убил, либо нет… Чего ты мне сейчас говоришь, ведь в показаниях допроса ясно написано и твоей рукой подписано, что ты был в ярости и мог убить бедного парня… Как ты стоишь, руки по швам, молчать, кому говорю!.. А о матери ты подумал, когда убивал?» и тому подобное). Но если на вас кто-либо захочет подать жалобу или дать вам отвод, то деваться вам некуда. Поэтому подумайте, как выстроить свою тактику так, чтобы этого избежать».

Адвокат – Белкин.

Инструкция: «Вы частный адвокат, заинтересованный в том, чтобы помочь выиграть дело Толибина. Вы знаете все подробности дела и то, с какими нарушениями оно было проведено следствием. К вам может обратиться каждый из нуждающихся игроков, чтобы спросить совета и помощи. Но вы не можете прямо вмешаться в ход заседания, так как вы «за кадром».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте