Павел КУПОРОСОВ – один из финалистов Всероссийского конкурса «Директор школы-2014». Директорский стаж Павла Александровича небольшой – три с половиной года, но за это время ему многое удалось сделать. Трудно поверить, но еще несколько лет назад молодой словесник и не думал о директорском кресле. У него были иные интересы. Он с удовольствием преподавал русский язык и литературу, много читал, писал кандидатскую диссертацию, готовился к защите, общался с учеными, занимался своей семьей. Но директору школы, в которой он работал, не хотелось, уходя на пенсию, отдавать бразды правления в руки приезжего управленца. Она и предложила Павлу Купоросову подумать об участии в конкурсе на замещение освобождающейся должности. Предложение было неожиданным, но он согласился.
– Павел Александрович, вы почувствовали поддержку коллег на новой должности?- Да, коллектив у нас работоспособный и стабильный. И школа была на хорошем счету в районе, но здание… С момента постройки в 1964 году оно ни разу капитально не ремонтировалось. Прикинув в уме объем первоочередных работ, я понял, что своими силами не справиться, и стал писать руководству служебные записки. Приглашал начальство в школу, показывал самые проблемные места. Мои усилия были ненапрасными. Проектно-сметная документация на капитальный ремонт фасада здания и санузлов обошлась школе в 30 тысяч, зато весной 2012 года школа вошла в муниципальный план по капитальному ремонту – на него выделяли 800 тысяч рублей. А поскольку у одной из школ района возникли проблемы с проектом, нам неожиданно досталось еще полмиллиона. Сумма выросла до 1 миллиона 300 тысяч рублей…- Вам крупно повезло на первом этапе. Дальше все проходило так же гладко?- Да что вы! Все, кто столкнулся с №94-ФЗ, знают, какие крепкие нервы должны быть у директора. Подрядчика работ мы должны были выбирать через электронный аукцион. Процедуру выиграло некое общество с ограниченной ответственностью. Уже вскоре я понял, что все «общество» – это директор и юрист. У них имелись печать и деньги, а еще умение зарабатывать на прорехах в законодательстве. Они на месте нашли подрядчиков, которые в свою очередь наняли исполнителей работ. В итоге у нас работали трое гастарбайтеров из Дагестана, пятеро чувашей, которые сбежали через неделю, и семеро русских строителей с сомнительной квалификацией. Состав бригады постоянно менялся.- И вы терпели такое положение?- А что было делать? С точки зрения закона такой способ реализации контракта не имел никакой коррупционной составляющей. Для разрыва договора в одностороннем порядке не было юридических оснований. Мы оказались заложниками непродуманного закона. Больше всего я боялся, что 1 сентября мы не сможем принять детей. К счастью, учебный процесс мы начали вовремя, но акт выполненных работ был подписан лишь 5 октября. На следующий год нам удалось поменять ветхую электропроводку. В этот раз все прошло благополучно. Серьезный подрядчик с квалифицированной командой в срок и без серьезных замечаний сделал свою работу. Потом были найдены средства на новые парадные двери, на ремонт пищеблока, на спонсорские средства вставлены пластиковые окна в нескольких кабинетах.- В дальнейшем вы более тщательно проверяли подрядчиков?- Да, но нельзя сказать, что мы совсем ушли от проблем. Потом нас порадовал вступлением в силу №44-ФЗ. К сожалению, документ, призванный сделать более прозрачной систему расходования бюджетных средств и предотвратить коррупцию, пока только усложняет жизнь всем участникам контрактных отношений.- Об этом много приходится слышать, но жалобы, насколько я могу судить, неодинаковы…- Директора сельских школ нашего района, не имеющие заместителей по административно-хозяйственной части, на общественных началах взяли на себя обязанности и ответственность контрактных управляющих. Взяли не добровольно, а по настоятельной рекомендации учредителя. Директора давно привыкли к подобным малозатратным решениям, поэтому смирились, хотя и ропщут между собой.Главный недостаток №44-ФЗ даже не в том, что он отнимает у директора школы массу драгоценного времени. Он ломает систему уже выстроенных отношений с поставщиками. Судите сами: поскольку годовые объемы большинства закупок сельской школы невелики, суммы договоров на хозяйственные товары, канцтовары, на отдельные виды продуктов питания не превышают в нашей школе 10-20 тысяч рублей в год. Подобные масштабы сотрудничества мало интересуют серьезных игроков рынка. Муниципалитеты, возможно, по рекомендациям регионального начальства централизуют закупки, привлекая крупные организации. Тем в свою очередь выгодно привлечь субподрядчиков, чтобы покрыть разветвленную сеть точек поставки. К чему приведет организация исполнения контракта, основанная на субподряде, известно. Но главное – директор школы теряет возможность оперативно влиять на ситуацию и эффективно распоряжаться своими ресурсами.- Спрашивать вы можете только с того, с кем подписывали документ?- Да, а возникающие проблемы нужно решать с непосредственным исполнителем. Как показывает опыт соседних районов, особенно много проблем с централизованными поставками продуктов питания. Я считаю, что надежнее работать напрямую с несколькими поставщиками одновременно. Проблемы с поставками или качеством товара можно решить быстро: достаточно позвонить другому партнеру и сделать срочную заявку. Но, переходя к централизованным закупкам по продуктам питания, я должен расторгнуть уже действующие договоры на текущий год с теми, с кем несколько лет успешно сотрудничал, и подписать контракт, который априори сулит мне трудности. Ситуация абсурдная.- И безвыходная?- Выход есть. Централизации закупок требует не закон, а учредитель. А поскольку требования учредителя являются рекомендацией, их можно не исполнять. Конечно, для этого требуется определенное мужество. Поступить по-своему без последствий для себя нелегко. В подобных ситуациях спасают авторитет и опыт. У меня мало того и другого, поэтому приходится подчиняться и играть по правилам, которые установит учредитель. – В вашем конкурсном эссе мне запомнилась фраза о миссии директора: «Ждать, когда учредитель придет и даст денег, бесперспективно. Нужно приспосабливаться к имеющимся условиям. Директор российской школы обязан быть оптимистом и получать удовольствие от своей работы». А вы получаете удовольствие от работы?- Очень редко. Раньше на директоре лежала ответственность за учебный процесс, за микроклимат школы. Сейчас это в основном работа с бумагами, юридическая, бухгалтерская деятельность, нередко работа прораба и снабженца. На первом месте – взаимоотношения с внешними партнерами: поставщиками, подрядчиками и чиновниками. А хочется пойти на урок, посмотреть в глаза детей, но ты должен успеть написать очередную бумагу…Конкурс мне очень много дал, и я бы всем посоветовал хоть раз поучаствовать в нем. Все полезно, что заставляет нас искать и думать. с. Абрамово, Арзамасский район, Нижегородская область
Комментарии