Существует огромный разрыв между желанием идти в школу и необходимостью учиться, работать, трудиться, без осознания этой необходимости ребенок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать.
Когда мы подготавливаем ребенка к школе, нужно научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать полученную информацию, а также сравнивать, классифицировать, обобщать в логические цепочки.
Все это возможно, если основываться на игре, наглядности, доступности, соответствии возрастным особенностям. И как подтверждает практика, именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста. Так четырех-пятилетние дети легко понимают, что такое план комнаты, и могут использовать его, чтобы найти спрятанный в ней предмет. А этот план и есть наглядная игровая модель. Использование замещающих компонентов, которые отражают объект наблюдения в игре, конструировании, рисовании, аппликации, развитии речи, и служит источником внутренних форм замещения, требующих от ребенка применения разных вариантов наглядных моделей не только в игре, но и на занятии. Это облегчит умение в дальнейшем последовательно рассуждать, делать выводы из наблюдаемых фактов.
Наглядные представления о вещах, богатство опыта действий с предметами предполагают сильную, устойчивую основу для успешного обучения в высших звеньях общеобразовательной системы в целом, а также оказывают положительное влияние на уровень развития умственных способностей детей.
Основное значение для дошкольников имеет игровая форма заданий. Они оказывают влияние на умственное, нравственное, физическое и эстетическое воспитание детей. Игра для них учеба, труд, серьезная форма образования и воспитания. Игрой мы воспитываем интерес к обучению.
Эффективность работы определяется и тем, как сам ребенок участвует в обучающем процессе, какая ему при этом отводится роль, какова степень его инициативности в этом процессе. Ведь содержанием ролевой игры является не предмет и его употребление, а отношения между людьми, которые ребенку придется строить. А задача педагога – сделать плавным, незаметным переход детей от игровой деятельности к учебной, чтобы постепенно ребенок влился в звено «детский сад – школа» и смог полноценно строить модели взаимоотношений, которые напоминали ему игру.
Светлана ВАСИНА, старший воспитатель школы №1103 имени Героя Российской Федерации А.В.Соломатина
Комментарии