search
main
0

Игра на одном поле. Наука и практика взаимозависимы

Знакомая ситуация. Вал разного рода теорий и концепций. Увлеченные «понятийным» поиском ученые нередко играют на своем поле. Что непродуктивно: наука и практика взаимозависимы. Целью международной научно-практической конференции «Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практики», организованной Департаментом образования Москвы и Московским гуманитарным педагогическим институтом, стали выработка научного прогноза и определение перспектив исследований воспитательной проблематики. Точка отсчета – запросы и потребности педагогической практики.

Место встречи – МГПИ

Ректор МГПИ Александр КУТУЗОВ говорил в своем выступлении о разработке долговременной стратегии решения воспитательных проблем образовательных учреждений столицы.

По его мнению, институт готов к роли головного учреждения в Москве в сфере воспитания. И готовность эта действительно основательная. Именно на осуществление воспитывающей деятельности прежде всего нацеливают студентов МГПИ со дня его открытия. В институте был создан и реализован 3-летний проект «Педвуз – школа воспитания», утвержденный РАО. Все подразделения и кафедры участвовали в научно-исследовательской деятельности, направленной на решение практико-ориентированных задач воспитания. Опыт работы и результаты педагогических исследований сотрудников МГПИ в области воспитания московских школьников вызвали необходимость в широком обмене мнениями, взглядами по научным, методическим и практическим вопросам воспитания. Собственно в этом и заключается главная цель международной конференции.

На конференцию поступило более 180 заявок от ученых и педагогов-практиков из 20 регионов России. Свое участие подтвердили около 40 докторов наук, 85 кандидатов наук, руководители образовательных учреждений, организаторы воспитывающей деятельности школ и колледжей, преподаватели, научные сотрудники, аспиранты и студенты Москвы.

Разговор о многоплановости и сложности проблем, стоящих перед практиками в сфере воспитания, начала Елена Павлова, главный специалист Управления воспитания и дополнительного образования Департамента образования Москвы. Она отметила в своем докладе, что во исполнение московской городской программы «Столичное образование-4», приоритетного национального проекта «Образование», а также в целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования и воспитания научно-методическим управлением по проблемам воспитания детей и юношества Московского гуманитарного педагогического института и Московским городским педуниверситетом осенью 2006 года проведены два мониторинговых исследования по изучению современного состояния воспитания детей и молодежи, места и роли социальных институтов в формировании единого воспитательного пространства и изучению потенциала общеобразовательных учреждений в создании и реализации воспитательных систем. Выявлены актуальные проблемы воспитания, требующие внимания педагогов, стало очевидно: нужны новые профессиональные подходы, методики и технологии воспитания и управления воспитательным процессом.

Думаем, анализируем, сомневаемся…

Воспитание успешно, если оно системно, говорила академик Людмила Ивановна Новикова, создавшая «самую масштабную и практико-ориентированную научную школу в отечественной педагогике». Замечательным в этом смысле стало выступление ее ученицы Натальи СЕЛИВАНОВОЙ, руководителя Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО. «Что такое сегодня реальные успешные механизмы воспитания – воспитательная система и воспитательное пространство? Вернуться к идее системности в воспитании нас заставила возникшая в 90-е годы прошлого столетия ситуация поиска неких универсальных методик в обучении и воспитании, которые, по мнению их авторов, практически гарантировали решение проблем в этих областях. Вспомним методики Шаталова, Ильина, Лысенковой, педагогику сотрудничества. Безусловно, эти методики сыграли позитивную роль для развития инновационных подходов в образовании. Идея поиска универсальных средств в педагогике все больше охватывает педагогические коллективы.

В условиях вариативности образования многие школы стали похожи на «корзинки» из известного детского стихотворения – «в этой маленькой корзинке, что угодно для души…», что, безусловно, являлось признаком реализации бессистемного подхода. По прошествии почти 15 лет идея необходимости создания воспитательной системы (ВС) прочно вошла в повседневную жизнь школы».

Победа! Мне кажется, восклицательный знак ставить рановато. Как прежде инспектора оценивали работу средних обшеобразовательных по тому, «внедряют» ли они методики педагогов-новаторов, так и сегодня существует та же опасность.

Очень велика возможность включения параметра «наличие ВС» в школе при проверке состояния воспитания в ней. Сегодня возникла мода на понятие «воспитательная система». Практически в любой книге, посвященной воспитанию, присутствует это словосочетание. К сожалению, существует опасность превращения воспитательной системы в универсальное средство.

А зачем, собственно говоря, вводить в педагогику понятие «воспитательного пространства», если есть простое и понятное – «среда»? Природа, люди, техника – все то, среди чего находится ребенок? «Но среда в основе своей – данность, а не результат нашей конструктивной деятельности, достигаемый в целях повышения эффективности воспитательного процесса. Воспитательное пространство – это среда, механизмом организации которой является событие. При этом событие рассматривается как «со-бытие» детей и взрослых и в рамках событийной концепции психологического времени». Воспитательное пространство – результат деятельности, причем не только созидательной, но и интегрирующей. Какие же возможности для развития и формирования личности школьника содержатся в воспитательном пространстве? Давайте думать вместе…

Видим проблемы – предлагаем их решение

Людмила КЛОЧКОВА, кандидат педагогических наук, начальник НМУ по проблемам воспитания детей и юношества МГПИ, проанализировала итоги комплексного мониторинга потенциала развития воспитательных систем общеобразовательных учреждений столицы.

Для его проведения был разработан программный продукт – электронный банк данных «Воспитательные системы образовательных учреждений Москвы». В ходе изучения опыта стало ясно, что сегодня применяются разнообразные виды проектирования ВС:

педагогическое – построение способов, средств, методов взаимодействия с учащимися, адекватных целям ВС;

социально-педагогическое – формирование культурно-развивающей среды в образовательных учреждениях различного типа;

психолого-педагогическое – моделирование развивающегося воспитательного процесса, обеспечивающего интегрирование подходов в решении задач обучения, воспитания и развития учащихся.

Для выявления оптимальных моделей проведен городской конкурс «Панорама воспитательных систем-2006».

…Потом на импровизированном «круглом столе», рассказывая об этапах этой нелегкой работы, Людмила Ивановна скажет: «Прежде всего нам удалось определить основную тенденцию развития воспитательных систем города на многовариативной основе. Сегодня все они строятся по какой-либо приоритетной программе или следуя неким идеям определенного педагогического подхода – их порядка 30. Отсюда проблемы».

В Казахстане, оказывается, ученые столкнулись с аналогичными проблемами. «Разные задачи наши практики решают унифицированными методами. Проблемы разные, а формы и приемы работы с детьми – одинаковые. Если различные ВС реализуют себя на разных методологических, методических основах, значит, для каждой модели должна быть своя методическая поддержка. А наши методисты в системе переподготовки и повышения квалификации работников образования удовлетворить потребности каждой уникальной системы, к сожалению, не могут», – сказала Алтынай ЖАЙТАПОВА, и.о. директора Республиканского института повышения квалификации работников образования.

Ученые вообще скучные люди…

Парадигмы воспитания. Сколько их? Педагогика сотрудничества, педагогика общей заботы, педагогика мыследеятельности, педагогика выбора… А сколько сегодня педагогик?

Борис КИРМАСОВ, профессор, заведующий лабораторией педагогических проблем социализации детей и молодежи МГПИ, обратил внимание на серьезное противоречие, существующее в школе: «Мы согласны с мнением ряда ученых о том, что воспитание в современном понимании представляет собою новый тип, развивающийся в постиндустриальном обществе, сущность которого состоит в преодолении противоречия между воспитанием «для всех» и воспитанием «для каждого» на основе поворота к личности, ее индивидуальному сознанию, жизненному опыту и творческому потенциалу». Как преодолевать это противоречие? Думается, опираясь на идеи «многомерности воспитания»: создание различных моделей воспитания, которые учитывали бы интересы, потребности и запросы субъектов воспитания – детей, родителей, педагогов, общественности.

Верим в студенчество

По мнению профессора Элеоноры МЕДВЕДЬ, проректора МГПИ, выпускники педвузов подчас не идут в школу даже не из-за низкой зарплаты. Они, как показывают исследования, «боятся родителей своих учеников» и исполнять роль классного руководителя тоже боятся.

Потому в МГПИ по предложению студентов введены специальные дисциплины, курсы, факультативы по выбору, действует виртуальный музей «Молодежное общественное объединение «Педагогическое призвание».

«Мы предложили департаменту обратить внимание на определенные направления развития методических служб, – сказала Элеонора Медведь. – Проект «Научный поиск в воспитании» должен стать социально значимым в Москве и включать в себя такие задачи, как поддержка науки, создание координирующей научные силы структуры, может быть, на базе нашего института. Мы предлагаем проекты: «Научно-методическое обеспечение воспитания», направленный на совершенствование методической поддержки организаторов воспитания, а также «Классный руководитель как основная фигура в воспитании школьников».

А что на практике?

Главной заботой Людмилы НАГОРНОЙ, заместителя директора по воспитательной работе 626-й школы имени Н.И.Сац, стало ученическое самоуправление. Психологическая служба школы, изучив реальное состояние личностной направленности детей, выявила их яркое стремление к индивидуализации (около 70 процентов учащихся средних и старших классов). Проявляя обостренный интерес к современности, подросток ищет свое место в мире и видит перспективу своей полезности для общества в обогащении собственной индивидуальности. Она и служит основой для его личностного роста. Подростки стремятся к социально-ориентированным формам общения, для них важно признание со стороны сверстников и взрослых.

Удовлетворить насущные потребности детей и подростков реально только в условиях активной деятельности органов самоуправления.

Ребенок – субъект воспитательного процесса, уверены педагоги гимназии №1505, где создана школьная детская организация. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, кандидат педагогических наук Алексей ОРЛОВСКИЙ считает удачной педагогической находкой для гимназии-лаборатории выездные педагогические мастерские. С 1997 года они проходят в Ростовском районе Ярославской области в июне в форме туристско-краеведческого профильного лагеря. Учитывая специфику выезда, ребята и взрослые определили ему название: «Город мастеров». «Безусловно, детская организация необходима в каждом учебном заведении для наиболее эффективной реализации воспитательных задач. Но в основе своей она должна включать не закостенелый штат выборных должностей для школьного самоуправления, а мобильно функционирующий актив представителей всех гимназических творческих объединений, которые связаны общим делом», – делает вывод Алексей Орловский.

…Вал разного рода теорий и концепций. За амбициозными названиями выступлений – очередные по случаю, конъюнктурные словосочетания. Игра на своем поле. Все это, к счастью, неприложимо к московской международной конференции, ставшей, без преувеличения, событием – со-бытием для ее участников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте