Во время чемпионата мира по футболу произошло много неожиданных событий, связанных с командами сборных разных стран, неожиданно показавших результативную игру. Конечно, это не случай или везение, а серьезная работа тренера, каждого игрока и всей команды. Это событие позволило провести интересный и полезный анализ не только спортивным специалистам, но и нам, педагогам, которые также следили за сюжетами игровых баталий и проводили анализ своей педагогической деятельности через призму мира футбола.
В своей модели я представил управленческую команду школы, где есть тренер, вратарь, игроки и даже свой стиль игры. Игра эта особенная – с педагогическими правилами и образовательными задачами.Игроков управленческой команды на нашем образовательном поле я назначил одиннадцать. У каждого игрока на поле есть своя зона ответственности, связанная с тем или иным направлением работы. Расположение игроков определено на схеме следующим образом:- линию защиты занимают заместитель директора по ресурсам, главный бухгалтер и начальник отдела кадров; все основные рабочие вопросы, а значит, линию защиты держат они;- линию полузащиты держат специалисты по вопросам дополнительного образования, безопасности и профилактики;- на передней линии выступают заместители по качеству, содержанию и воспитанию; эти игроки реализуют тактику игры, совершая управленческие маневры за счет своих решительных действий.Каждый игрок имеет четко поставленную задачу, которая определена тренером. Команда нацелена на ее выполнение: у игроков есть область, где каждый должен быть профессионалом, чтобы не было сбоя на отдельном участке.Главным игроком на поле является вратарь. Этот игрок объединяет в себе три функции: он стратег-тренер, он лидер – капитан команды, и он игрок, принимающий решающие удары на себя. Очень важно капитану научить команду играть в изменяющихся условиях, выполняя новые задачи. Все игровые мячи ловит именно он. Игроки делают все, чтобы эти мячи, как можно реже прилетали к вратарю. Для этого каждый должен знать зону своей ответственности.Время игры – учебный год: два тайма по одному полугодию без дополнительного времени. Игра имеет свою специфику – результатом является успех каждого ученика в школе. Эта игра многогранна, в ней соперником является новая задача, определяющая динамику результата каждого ученика.У игры есть свои правила, и каждый игрок следует этим правилам. Поэтому очень важна дисциплина, так как именно она является основным фактором успеха команды.Для реализации тактической схемы тренера в образовательном учреждении подошла бы модель «тотального» футбола, так популярная в 70‑е годы прошлого столетия. Такая тактическая схема организации игры подходит для построения эффективной работы. Футболисты чрезвычайно хорошо обучены тактически и физически, так как скорость игроков в этой схеме имеет огромное значение. Преимуществами данной тактической схемы являются вариативность, широта действий. В каждой линии есть игроки, отличающиеся мобильностью при перестроении. Игроки должны обладать навыком контроля мяча, а также иметь хорошую физическую подготовку и выносливость. Игроки должны быть взаимозаменяемыми универсалами. Эта схема построения командной игры подойдет для создания крепкой управленческой команды, для достижения высокого результата в образовательной организации.Если говорить не только об управленческой команде, а о большой школьной команде, она в идеале должна включать большее число игроков. В эту команду входят учителя, родители и обучающиеся. Достижение совместного результата является смыслом всей игры, и каждый игрок должен понимать это. Бывает так, что нужно время, чтобы рассказать о правилах игры, о том, как играть в команде, и главное – как добиться желаемого результата, координируя действия всех членов команды. Это является самым сложным и интересным, поскольку правильная установка и ее выполнение обязательно приводят к желаемому результату.
Подобное описание стратегической деятельности директора через призму футбола еще раз доказало, что, какая бы ни была игра – деятельность, она полностью зависит от кадровой – управленческой расстановки конкретных игроков с конкретными компетенциями, способностями и потенциалом.
Артем КОНДРАШОВ, директор школы №2000
Комментарии