Оборудование: конверты (по анкетам и маршрутам), маршрутные карты, домики.
Ход мероприятия
Ведущий: Нас окружает огромное и глубокое море информации. Большую часть информации мы получаем, читая разные книги: художественные, научно-познавательные, справочные и энциклопедические издания.
– Моя отрада – мысленный полет
по книгам, со страницы на страницу.
Иоганн ГЕТЕ
Немного перефразируем высказывание Гете и получим план нашей сегодняшней работы. Наша цель – путешествие по книгам со страницы на страницу.
Сейчас вы выберете себе маршрутную карту по жребию. Используя выставку книг, вы пройдете весь маршрут, работая группой и записывая все, что надо, на листочке. А затем кто-то один “защитит” весь маршрут.
Идет жеребьевка.
Каждая маршрутная карта оформлена иллюстрацией, дополнительным материалом (сигнальные карты, альбомный лист, “домик писателя”, “жильцы”. Например:
Маршрут # 1
“Братья наши меньшие”
Задания
1. Вспомнить и записать авторов и названия книг, в которых есть животные.
2. “Заселить дом В.Бианки”:
а) Мышарик
б) Рыбий дом
в) Отчего я пишу про лес
г) Лесная газета
д) Кто чем поет.
3. Название какой книги зашифровано?
Кто автор?
В книжке рассказывается о скворце, который стал жить в доме Никиты. (“Желтухин”. А.Толстой)
4. Перечислить (записать) книги, где один из главных героев – медведь.
(“Маугли”. Р. Киплинг – Балу, ск. “Маша и Медведь”, ск. “Мужик и Медведь”).
5. Нарисовать хитрую Лису.
Маршрут # 2 “Почемучка”
Задания
1. Кто автор книги?
а) Чем кролик на зайца не похож?
(И.Акимушкин)
б) Что такое хорошо и что такое плохо?
(В.Маяковский)
в) Кто чем поет?
(В.Бианки)
г) Откуда взялся огонь?
(Л.Толстой)
2. “Заселить дом Л.Толстого”:
а) Как гуси Рим спасли
б) Детство, отрочество, юность
в) Вольга-богатырь
г) Поликушка
д) Филиппок.
3. Название какой книги здесь зашифровано?
?
(Что такое? Кто такой?)
4. Какие книги помогают найти ответы на всевозможные вопросы: Как? Что? Где? Почему? Зачем? (Энциклопедии и справочники).
5. Нарисовать Знайку.
Маршрут # 3
“Мальчишки и девчонки”
Задания
1. Назовите книги о детях и укажите авторов (например, “Чук и Гек” А. Гайдар, “Два товарища” Л.Толстой).
2. “Заселить дом А.Гайдара”:
а) Судьба барабанщика
б) Р.В.С.
в) Дым в лесу
г) Школа
д) Тимур и его команда.
3. Название какой книги о двух друзьях-мальчишках здесь зашифровано:
(“Приключения Тома Сойера”)
4. Назовите имя и фамилию друзей Вити Малеева и Юры Баранкина (Костя Шишкин, Н.Носов, “Витя Малеев в школе и дома” и Костя Малинин, В.Медведев “Баранкин, будь человеком”).
5. Нарисовать Незнайку.
Маршрут # 4 “Сказка”
Задания
1. В каких сказках главный герой Иванушка? (“Сивка-Бурка”, “Летучий корабль”, “Два Ивана”, “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”, “Царевна-лягушка”, “Сказка о молодильных яблоках”, “Иван-Царевич и серый волк” и др.).
2. “Заселить дом Г.-Х.Андерсена”:
а) Штопальная игла
б) Жених и невеста
в) Цветы маленькой Иды
г) Свинопас
д) Гадкий утенок.
3. Здесь зашифровано название повести-сказки о двух девочках: Оле и ее зеркальном отражении – Яло. Напишите название и автора.
(“Королевство кривых зеркал”)
4. Какой русский писатель написал слова: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”? (А.С.Пушкин).
5. Нарисовать Красную Шапочку.
Маршрут # 5 “Моя природа”
Задания
1. Вспомните авторов и названия книг, в которых встречаются слова: лес, поле, гора, дерево, солнце, ветер, снег, осень, зима, весна, лето. “Летние дни” – К.Паустовский, “Отчего я пишу про лес”, “За лесами, за горами” и др.).
2. “Заселите дом Н.Некрасова”:
а) Зеленый шум
б) Мороз, Красный нос
в) Крестьянские дети
г) Дед Мазай и зайцы
д) Несжатая полоса.
3. Здесь зашифровано название книги о девочке Насте и мальчике Митраше, об их необыкновенных приключениях в чудесном Блудовом болоте. Кто автор?
(“Кладовая солнца” М.Пришвин)
4. Какое время года любил А. Пушкин? (Осень)
5. Нарисовать весенний пейзаж.
Маршрут # 6 “Приключения”
Задания
1. Вспомните названия книг и авторов. В названии есть слова: путешествие, приключение, история (например, “Приключения Алисы в Стране чудес” Кэрролл, “Приключения Незнайки и его друзей” Н.Носов и др.).
2. “Заселить дом М.Ю.Лермонтова”:
а) Бородино
б) Парус
в) Ашик-Кериб
г) Беглец
д) Утес.
3. Здесь зашифровано название книги о веселом малыше, который побывал на естественном спутнике Земли.
(“Незнайка на Луне”. Н.Носов).
4. В какой книге был мальчик электронный, очень похожий на Сережу Сыроежкина? (“Электроник – Мальчик из чемодана” Е.Велтистов).
5. Нарисовать Мальчиша-Кибальчиша.
Дети, взяв маршрутные карты, всей группой (по 3-4 чел.) записывают ответы, один рисует, второй просматривает книги с выставки, чтобы найти ответы, т.е. работать должны вместе, пользуясь содержанием (оглавлением) книг. Та группа, которая все сделает, поднимает сигнальную фишку. Максимальное время на задание – 20 мин., а затем каждая группа “защищает” свой маршрут. Подсчитывается количество набранных баллов. Чем больше дадут правильных названий с указанием автора, тем лучше).
Подводятся итоги.
Любовь ПЕШКУН,
библиотекарь Янтальской средней школы
Комментарии