search
main
0

Игра-дискуссия «А это травля?»: помогите школьникам отличить буллинг от конфликта

Травля — серьезная проблема, оказывающая влияние на весь коллектив, а не только на жертву. Умение распознать признаки травли является обязательным как для взрослых, так и для самих детей: зачастую школьники не вмешиваются в ситуацию, потому что считают ее конфликтом и ждут разрешения. 

Фото: gpointstudio, Freepik

Методисты федерального научно-методического Центра толерантности, где уже 5 лет работает антибуллинговая программа «Каждый важен», подготовили для читателей Сетевого издания «Учительская газета» тест-игру «А это травля?». 

С ее помощью педагоги могут не навязывать ученикам определение травли, а подвести школьников к самостоятельно сформированному взгляду на буллинг и его признаки. 

Инструкция

Рассмотрите ситуации вместе со школьниками. Каждая ситуация может быть классифицирована как травля (буллинг), конфликт или недоразумение. 

После изучения всех 17 ситуаций сформируйте с участниками занятия список критериев, по которым можно определить статус столкновения. Перечень признаков, на который можно опираться, приведен в конце материала. 

Обратите внимание, что определение ситуации может зависеть от контекста, которого нет в описываемых примерах. 

С учащимися старшего подросткового возраста можно обсудить, какие детали могли бы изменить статус ситуации. Например, если в ситуации 9 Петя не смеется, а Слава отказывается прекратить шутки, появляются признаки травли. 

17 ситуаций и ответы

Ситуация 1

Двое детей оживленно спорят о том, кто следующий будет пользоваться каруселью на детской площадке.

Ответ
    Это конфликт

Ситуация 2

Петя постоянно дразнит Сашу, оскорбляет его и делает грубые комментарии относительно внешности одноклассника. 

Ответ
    Это травля

Ситуация 3

Дети во время игры в догонялки случайно столкнулись друг с другом, оба упали. 

Ответ
    Это недоразумение

Ситуация 4

Катя распространяет некрасивые сплетни и слухи о Маше, потому что ей не нравится новенькая в классе. 

Ответ
    Это травля

Ситуация 5

Никита и Женя громко спорят на перемене, в какую настольную игру будут играть после уроков.

Ответ
    Это конфликт

Ситуация 6

Диме нравится «доставать» Олю. Раньше она смешно (с точки зрения Димы) реагировала на его подколы, а теперь что-то замолчала. Дима решил привлечь к своим делам одноклассников и подбивает их на всех уроках подкидывать ей в капюшон бумажки?

Ответ
    Это травля

Ситуация 7

Две девочки спорят, какая корейская поп-группа лучше, а после того, как у них не получается договориться, начинают царапаться. 

Ответ
    Это конфликт

Ситуация 8

Ваня случайно наступил Косте на ногу в коридоре, но извиняться не стал. 

Ответ
    Это недоразумение

Ситуация 9

Подростки в кафе рассказывали друг-другу анекдоты и истории. Слава пошутил про Петю. Смеялись все, включая Петю. Позже Петя написал другу, что шутка его все-таки задела и попросил больше так не делать. Слава согласился. 

Ответ
    Это недоразумение

Ситуация 10

Школьный театральный кружок.  После занятия начинаются игры в импровизацию. Инга намеренно и неоднократно исключает Катю из игры, сообщая, что девочка якобы тормозит всю команду. 

Ответ
    Это травля

Ситуация 11

Вечеринка по случаю дня рождения. Женя и Маша спорят, кому достанется последний кусок торта.

Ответ
    Это конфликт

Ситуация 12

Игоря почему-то раздражает Гриша. Школьник решает создать несколько аккаунтов в социальной сети и с каждого из них писать Грише гадости под фотографиями. 

Ответ
    Это травля

Ситуация 13

Ребенок случайно опрокинул башню из кубиков, которую строил другой ребенок.

Ответ
    Это недоразумение

Ситуация 14

Наташа постоянно высмеивает то, как Ника одевается, намекая на отсутствие у одноклассницы дорогой одежды и «нормального» макияжа. 

Ответ
    Это травля

Ситуация 15

Петр и Иван оба хотят занять должность капитана школьной команды по футболу, но место лидера только одно. 

Ответ
    Это конфликт

Ситуация 16

Алина без спроса берет книгу у Евгения, но позже возвращает ее и извиняется. 

Ответ
    Это недоразумение

Ситуация 17

Ефим намеренно прячет рюкзак Сени, чтобы вместе с одноклассниками заснять, как мальчик будет его искать и нервничать. 

Ответ
    Это травля

Все вышеописанные ситуации вы можете скачать по ссылке в виде карточек и распечатать их, чтобы провести игру со своими учениками в классе. После разбора всех ситуаций советуем вам составить таблицу с тремя столбцами, в которые ребята должны внести признаки травли, конфликта и недоразумения. Мы подготовили для вас перечень признаков, на который можно опираться при составлении таблицы.

Признаки травли 

  • Повторяющаяся агрессия: поведение агрессора постоянное и происходит в течение длительного периода времени. 
  • Дисбаланс власти: существует заметный дисбаланс сил между вовлеченными в травлю людьми, например, сила, социальный статус или влияние в группе. 
  • Намерение причинить вред: действия намеренно причиняют физический или психологический урон. 
  • Изоляция: жертва социально изолирована, исключена или подвергается остракизму со стороны группы или отдельного человека.
  • Вербальное насилие: оскорбления и обзывательства используются, чтобы унизить  жертву.
  • Угрозы: агрессор угрожает, как физически, так и эмоционально, запугивает жертву. 
  • Манипуляция: агрессор манипулирует другими свидетелями, чтобы они присоединились к запугивающему поведению.
  • Вред жертве: жертва испытывает эмоциональный стресс, страх или тревогу, а также может получить физические травмы. 

Признаки конфликта

  • Взаимное несогласие: стороны имеют разные мнения, потребности или желания.
  • Ограничение по времени: конфликты обычно временные и возникают из-за конкретных проблем или ситуаций, после решения проблемы конфликт завершается. 
  • Равная власть: между участвующими лицами нет значительного дисбаланса сил, они равны. 
  • Отсутствие намерения причинить вред: отсутствует прогнозируемое намерение причинить друг другу вред, хотя по мере развития может случиться словесная перепалка или драка. 
  • Возможное разрешение: выйти из ситуации можно с помощью переговоров или компромисса, также конфликт заканчивается, если кто-то выходит из ситуации победителем. 
  • Эмоции: во время конфликта негативные эмоции участников усиливаются, но обычно не вызваны желанием причинить вред, а служат способом выражения «разности» желаний и мнений. 
  • Отсутствие жестких ролей: в конфликтах нет постоянной жертвы или агрессора; роли могут меняться.

Признаки недоразумения

  • Отсутствие ясности: вовлеченные лица не совсем понимают намерения или действия друг друга.
  • Случайность: любой причиненный вред или оскорбление являются непреднамеренными и являются результатом недопонимания или неверного толкования ситуации. 
  • Открытость: стороны, как правило, готовы прояснить ситуацию и разрешить сложившееся недоразумение. 
  • Отсутствие враждебности: во взаимодействии нет скрытой враждебности или негативных намерений.
  • Реакция: реакции участников часто основаны на удивлении или замешательстве, а не на гневе или агрессии.
  • Отсутствие повторения: недоразумения — это отдельные инциденты, не повторяющиеся и не систематические.
  • Готовность к прощению: люди готовы преодолеть недопонимание и простить друг друга, как только все прояснится. 
  • Отсутствие манипуляции: нет никаких признаков манипуляции или эксплуатации.

Ранее Сетевое издание «Учительская газета» рассказывало, что делать родителям, если их ребенок стал зачинщиком травли. Первое, что следует сделать маме и папе – поговорить с ним, но обязательно спокойно, без криков и ругани. Нужно разобраться в проблеме и понять, в чем причина агрессии ребенка. 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте