Травля — серьезная проблема, оказывающая влияние на весь коллектив, а не только на жертву. Умение распознать признаки травли является обязательным как для взрослых, так и для самих детей: зачастую школьники не вмешиваются в ситуацию, потому что считают ее конфликтом и ждут разрешения.
Методисты федерального научно-методического Центра толерантности, где уже 5 лет работает антибуллинговая программа «Каждый важен», подготовили для читателей Сетевого издания «Учительская газета» тест-игру «А это травля?».
С ее помощью педагоги могут не навязывать ученикам определение травли, а подвести школьников к самостоятельно сформированному взгляду на буллинг и его признаки.
Инструкция
Рассмотрите ситуации вместе со школьниками. Каждая ситуация может быть классифицирована как травля (буллинг), конфликт или недоразумение.
После изучения всех 17 ситуаций сформируйте с участниками занятия список критериев, по которым можно определить статус столкновения. Перечень признаков, на который можно опираться, приведен в конце материала.
Обратите внимание, что определение ситуации может зависеть от контекста, которого нет в описываемых примерах.
С учащимися старшего подросткового возраста можно обсудить, какие детали могли бы изменить статус ситуации. Например, если в ситуации 9 Петя не смеется, а Слава отказывается прекратить шутки, появляются признаки травли.
17 ситуаций и ответы
Ситуация 1
Двое детей оживленно спорят о том, кто следующий будет пользоваться каруселью на детской площадке.
Ответ
- Это конфликт
Ситуация 2
Петя постоянно дразнит Сашу, оскорбляет его и делает грубые комментарии относительно внешности одноклассника.
Ответ
- Это травля
Ситуация 3
Дети во время игры в догонялки случайно столкнулись друг с другом, оба упали.
Ответ
- Это недоразумение
Ситуация 4
Катя распространяет некрасивые сплетни и слухи о Маше, потому что ей не нравится новенькая в классе.
Ответ
- Это травля
Ситуация 5
Никита и Женя громко спорят на перемене, в какую настольную игру будут играть после уроков.
Ответ
- Это конфликт
Ситуация 6
Диме нравится «доставать» Олю. Раньше она смешно (с точки зрения Димы) реагировала на его подколы, а теперь что-то замолчала. Дима решил привлечь к своим делам одноклассников и подбивает их на всех уроках подкидывать ей в капюшон бумажки?
Ответ
- Это травля
Ситуация 7
Две девочки спорят, какая корейская поп-группа лучше, а после того, как у них не получается договориться, начинают царапаться.
Ответ
- Это конфликт
Ситуация 8
Ваня случайно наступил Косте на ногу в коридоре, но извиняться не стал.
Ответ
- Это недоразумение
Ситуация 9
Подростки в кафе рассказывали друг-другу анекдоты и истории. Слава пошутил про Петю. Смеялись все, включая Петю. Позже Петя написал другу, что шутка его все-таки задела и попросил больше так не делать. Слава согласился.
Ответ
- Это недоразумение
Ситуация 10
Школьный театральный кружок. После занятия начинаются игры в импровизацию. Инга намеренно и неоднократно исключает Катю из игры, сообщая, что девочка якобы тормозит всю команду.
Ответ
- Это травля
Ситуация 11
Вечеринка по случаю дня рождения. Женя и Маша спорят, кому достанется последний кусок торта.
Ответ
- Это конфликт
Ситуация 12
Игоря почему-то раздражает Гриша. Школьник решает создать несколько аккаунтов в социальной сети и с каждого из них писать Грише гадости под фотографиями.
Ответ
- Это травля
Ситуация 13
Ребенок случайно опрокинул башню из кубиков, которую строил другой ребенок.
Ответ
- Это недоразумение
Ситуация 14
Наташа постоянно высмеивает то, как Ника одевается, намекая на отсутствие у одноклассницы дорогой одежды и «нормального» макияжа.
Ответ
- Это травля
Ситуация 15
Петр и Иван оба хотят занять должность капитана школьной команды по футболу, но место лидера только одно.
Ответ
- Это конфликт
Ситуация 16
Алина без спроса берет книгу у Евгения, но позже возвращает ее и извиняется.
Ответ
- Это недоразумение
Ситуация 17
Ефим намеренно прячет рюкзак Сени, чтобы вместе с одноклассниками заснять, как мальчик будет его искать и нервничать.
Ответ
- Это травля
Все вышеописанные ситуации вы можете скачать по ссылке в виде карточек и распечатать их, чтобы провести игру со своими учениками в классе. После разбора всех ситуаций советуем вам составить таблицу с тремя столбцами, в которые ребята должны внести признаки травли, конфликта и недоразумения. Мы подготовили для вас перечень признаков, на который можно опираться при составлении таблицы.
Признаки травли
- Повторяющаяся агрессия: поведение агрессора постоянное и происходит в течение длительного периода времени.
- Дисбаланс власти: существует заметный дисбаланс сил между вовлеченными в травлю людьми, например, сила, социальный статус или влияние в группе.
- Намерение причинить вред: действия намеренно причиняют физический или психологический урон.
- Изоляция: жертва социально изолирована, исключена или подвергается остракизму со стороны группы или отдельного человека.
- Вербальное насилие: оскорбления и обзывательства используются, чтобы унизить жертву.
- Угрозы: агрессор угрожает, как физически, так и эмоционально, запугивает жертву.
- Манипуляция: агрессор манипулирует другими свидетелями, чтобы они присоединились к запугивающему поведению.
- Вред жертве: жертва испытывает эмоциональный стресс, страх или тревогу, а также может получить физические травмы.
Признаки конфликта
- Взаимное несогласие: стороны имеют разные мнения, потребности или желания.
- Ограничение по времени: конфликты обычно временные и возникают из-за конкретных проблем или ситуаций, после решения проблемы конфликт завершается.
- Равная власть: между участвующими лицами нет значительного дисбаланса сил, они равны.
- Отсутствие намерения причинить вред: отсутствует прогнозируемое намерение причинить друг другу вред, хотя по мере развития может случиться словесная перепалка или драка.
- Возможное разрешение: выйти из ситуации можно с помощью переговоров или компромисса, также конфликт заканчивается, если кто-то выходит из ситуации победителем.
- Эмоции: во время конфликта негативные эмоции участников усиливаются, но обычно не вызваны желанием причинить вред, а служат способом выражения «разности» желаний и мнений.
- Отсутствие жестких ролей: в конфликтах нет постоянной жертвы или агрессора; роли могут меняться.
Признаки недоразумения
- Отсутствие ясности: вовлеченные лица не совсем понимают намерения или действия друг друга.
- Случайность: любой причиненный вред или оскорбление являются непреднамеренными и являются результатом недопонимания или неверного толкования ситуации.
- Открытость: стороны, как правило, готовы прояснить ситуацию и разрешить сложившееся недоразумение.
- Отсутствие враждебности: во взаимодействии нет скрытой враждебности или негативных намерений.
- Реакция: реакции участников часто основаны на удивлении или замешательстве, а не на гневе или агрессии.
- Отсутствие повторения: недоразумения — это отдельные инциденты, не повторяющиеся и не систематические.
- Готовность к прощению: люди готовы преодолеть недопонимание и простить друг друга, как только все прояснится.
- Отсутствие манипуляции: нет никаких признаков манипуляции или эксплуатации.
Ранее Сетевое издание «Учительская газета» рассказывало, что делать родителям, если их ребенок стал зачинщиком травли. Первое, что следует сделать маме и папе – поговорить с ним, но обязательно спокойно, без криков и ругани. Нужно разобраться в проблеме и понять, в чем причина агрессии ребенка.
Комментарии