– Сегодня около 90% российских предприятий сменили форму собственности и стали негосударственными. Столь радикальное изменение базиса общества привело к возникновению новых проблем между работодателями и образовательными учреждениями в условиях формирующегося рынка труда и образовательных услуг.
Нерегулируемая структура выпускаемых кадров оборачивается безработицей для молодежи, замещением в экономике рабочих должностей выпускниками вузов и ссузов. Вместе с тем экономика испытывает уже много лет острейшую потребность в кадрах квалифицированных рабочих – до 90% вакансий на рынке труда составляют рабочие должности. Многие выпускники вузов не могут найти работу – например, в Москве на начало прошлого года 58% безработных имели высшее и среднее специальное образование. Для обеспечения нужного баланса объемов выпуска, уровня квалификации и структуры занятости требуются систематический мониторинг макро- и микрорынков труда, развитие договорных отношений учреждений профобразования с работодателями, формирование для них заказа на подготовку кадров. С переходом к рыночной экономике появились и все больше выкристаллизовываются три группы интересов по отношению к профобразованию – интересы личности, работодателя и государства. Они далеко не всегда совпадают и нередко вступают в противоречие, требуя адаптации к их изменениям и такого социального института, как профобразование, которое следует рассматривать как часть более широкой системы, включающей рынок труда, экономическую политику, технологические изменения, общественную организацию труда…
Система начального профессионального образования нуждается не в патернализме государства и не в «совершенствовании», а в освобождении от социальной замкнутости, придании ей открытого характера и способности к саморазвитию на основе новых принципов организации, ориентированных на рынок труда и социальное партнерство. Их введение не может быть одноразовым актом и потребует долгосрочной системы мер государства и общества.
Комментарии