Нужно ли менять правила поступления в педагогическую магистратуру, оставляя право на учебу там только тем, кто закончил педагогический бакалавриат? Думаю, тут двойная проблема. На совещании с ректорами педагогических вузов,
где это предложение прозвучало, суть проблемы проиллюстрировали на таком примере: сейчас выпускники любых вузов, даже тех, кто готовит специалистов для промышленного рыболовства в соответствующих вузах, могут прийти в педмагистратуру, чтобы за два года стать учителями. Это, конечно, не порядок и вопросы тут есть. В такого рода случаях педагогические навыки так быстро сформироваться не могут.
Вместе с тем, сама настроенность на то, чтобы в педагогическую магистратуру шли те, у кого есть склонности, интерес и навыки к педагогической работе, вряд ли вызывает опасения. Даже в президентской национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», говорилось о том, что выпускники классических университетов, прежде всего «предметных» факультетов – математики, физики, химии, – вполне логично могут двигаться по педагогической траектории, получая дополнительную квалификацию в педмагистратуре для дальнейшей работы в школе. У них есть хорошая предметная подготовка, и в этом случае два года для обучения и погружения в будущую профессию вполне достаточно. Тем более, что де-факто, многие из них уже сейчас работают в школах.
Этот вопрос, как быть с выпускниками классических университетов, ограничивать им доступ к профильной педагогической магистратуре или нет, на совещании в Минобрнауки с ректорами педвузов глубоко не обсуждался, хотя во вступительном слове руководителя ведомства прозвучал. Часть коллег эту идею тут же поддержала, но серьезного, предметного обсуждения не последовало.
А проблемы действительно есть, как и варианты их решения. Например, если говорить о существенном улучшении подготовки в магистратуре, о готовности выпускников бакалавриата к продолжению учебы на этом уровне, то тут, как мне кажется, надо обсуждать качество входного экзамена, чтобы он был объективным, серьезным и не допускал прихода в педагогическую магистратуру тех, кто не имеет опыта педагогической практики. Кстати говоря, многие выпускники классических вузов, которые поступают в педмагистратуру, как раз уже имеют опыт работы в учреждениях допобразования и даже в школах. Совсем недавно квалификационные характеристики не ограничивали такую возможность для тех, кто не имеет базового педагогического образования, но имеем соответствующую преподаваемому предмету профильную научную подготовку.
Сейчас с постепенным переходом на профессиональные стандарты, по-видимому, эта норма будет отменена. Но, на мой взгляд, для выпускников классических университетов, поработавших какое-то время в образовании и решивших в нем остаться, нужно оставить возможность поступления в педмагистратуру. Там они смогут нарастить педагогические навыки и принести пользу стране, работая потом в школах.
В нашем университете соотношение студентов, пришедших в педмагистратуру после соответствующего профильного бакалавриата и из других вузов, примерно 50 на 50. Есть примеры, когда на магистерские программы идут люди с кандидатской и даже докторской степенью, обучаются два года и трудятся потом в системе образования. Вообще выбор программ в МГПУ очень широкий. Большой популярностью пользуются педагогические программы, связанные с управлением – проектирование в системе образования, менеджмент в системе образования, руководитель образовательной организации, оценка качества в системе образования. Все эти программы относятся к направлению подготовки педобразования, но формируют навык, необходимый на определенном сегменте системы, включая и навыки педработника. Не все, кстати говоря, успешно сдают экзамены в магистратуру.
У наших студентов разные цели и задачи. Вплоть до создания сетевых школ для людей разных профессий. Одна из студенток как раз с такой целью поступила в педагогическую магистратуру – запустить проект по обучению сомелье. Это вообще не связано со школами, но предполагает умение проектировать и реализовывать образовательные программы. Выпускники педагогической магистратуры смогут получить профессию и быть успешными в жизни, приносить пользу стране, даже не работая в системе образования. Именно поэтому решения, связанные с ограничением возможностей получения образования при переходе из одной ступени на другую, в том числе и в педагогических магистратурах, должны быть взвешенными и продуманными.
Цитата
Из президентской инициативы «Наша новая школа»:
«Отдельная задача – привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям, в первую очередь, старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, свой богатый профессиональный опыт».
Комментарии