- Игорь Анатольевич, вы были хорошим учеником в школе?- Учился очень хорошо. У меня в аттестате всего две четверки было. Одна по труду, другая по пению. Нет, три. Еще и по русскому языку. Хотя я люблю русский язык. Участвовал в тотальном диктанте. Не люблю хвастаться, но результат оказался неплохой. Мне нравится, когда все написано грамотно, все запятые стоят на месте. Отношусь к написанному очень щепетильно. Но признаюсь, с поведением были проблемы. Именно они не позволили мне претендовать на золотую медаль.
– Кого из своих учителей помните?
– Всех помню. Но лучше всех была моя первая учительница Клавдия Иосифовна. Царство ей небесное, я по гроб жизни ей обязан. И отец работал, и мама, и у них не так много времени оставалось на меня. Внимание и забота Клавдии Иосифовны много для меня значили. Хотя надо сказать, что она довольно строго относилась ко мне. Довольно часто расписывала мой дневник красными чернилами. Мне нравилось учиться. Я много читал. Если говорить о том, кто больше всего повлиял на формирование меня как личности, то это мой классный руководитель, учительница русского языка и литературы Людмила Григорьевна. Она ко мне относилась чисто по-матерински, часто защищала меня, когда я грешил с поведением. Очень признателен учителю физики Ирине Александровне. Именно благодаря ей полюбил этот предмет. А Валентина Васильевна преподавала математику так, что формулы и математические символы становились для нас языком общения. Школа была как семья, как дом. Я занимался спортом в школе. Исполнял бальные танцы. Читал стихи со сцены. Я бы сказал, что школа, в которой я учился, – это был особый мир, в котором мне интересно было жить.
– Теперь эта школа находится на территории другого государства?
– Да, в городе Дебальцево Донецкой области. Я слежу за тем, что там происходит. Школа, к счастью, не разрушена. Она состояла из двух блоков (один блок – спортзал и столовая, другой – учебный корпус), соединенных перемычкой. Вот ее немного повредили во время обстрелов. Люди там счастливы, что школа сохранилась. Ведь школа – это центр жизни любого населенного пункта. Без школы он дичает.
– Игорь Анатольевич, вы не жалеете, что перестали быть директором крупного стабильного предприятия?
– Мне очень нравилось быть директором. Я считаю, что директорское время – одна из самых ярких страниц в моей жизни. Я каждый день, проведенный на судостроительном заводе «Янтарь», вспоминаю как прекрасно прожитое время. Мне ни на секунду не стыдно за то, что я там делал. Я оставил после себя устойчивое предприятие с большим портфелем заказов и утвержденным проектом модернизации. А жалею ли? Тут жалеть нельзя. Выбрав новый путь, не стоит жалеть о своем выборе. Если жалеешь, значит, не тот выбор сделал. Я никогда не думал, что буду все или почти все знать о надоях молока, урожайности, сложностях лесопромышленного комплекса, тарифах для котельных. Но губернатору приходится все знать. Конечно, глубина проникновения в проблемы не такая, как у меня было в судостроении, но без погружения, без специфических знаний не получится разумного разговора на равных с людьми, которые занимаются этими сферами. Нужно уметь задавать правильные вопросы. Чтобы уметь их задавать, надо знать, о чем спрашивать. Я каждый раз перед встречей со специалистами серьезно готовлюсь к беседе, чтобы получить от них ответы, которые мне нужны для принятия решения, выстраивания политики.
– Когда ездите по области, в школы заходите?
– Обязательно.
– На что смотрите в первую очередь?
– Прежде всего смотрю раздевалку и туалеты. Не потому, что это дань моде. С этого все начинается. В Архангельской области мы достигли хороших результатов в модернизации системы образования. Оборудование и технологии практически везде одинаковые, что в городской школе, что в сельской. Как встречают ребенка в школе, не менее важно, чем то, как и чему его учат. Непарадные места могут сказать намного больше о качестве образования, чем любые хорошо сделанные презентации.
– Учителя на встречах жалуются или говорят, что все хорошо?
– Конечно, жалуются. Просят помочь с ремонтом. Большинство вопросов связано как раз с поддержанием имущественного комплекса образовательных организаций. А вот относительно организации учебного процесса вопросов практически не задают. Должен сказать, что приоритетный национальный проект «Образование» помог системе сделать мощный рывок. За последние годы значительно выросла заработная плата. Правда, часто возникают дискуссии: за что надо платить? Конечно, за качество. Но не всегда можно четко определить, а в чем оно заключается?
– Игорь Анатольевич, мне кажется, есть одна проблема. Чем лучше работают учителя, школы, тем больше шансов, что область – любая – останется без хороших специалистов. С высокими результатами ребята уезжают учиться в престижные вузы, но домой почти не возвращаются.
– Не согласен.
– Почему?
– Я абсолютно убежден, что наши дети должны учиться в самых лучших вузах не только страны, но и мира. Но дальше власть должна сформировать такие условия, чтобы выпускнику хотелось вернуться домой. Что для этого нужно? Чтобы он мог самореализоваться и обустроить свой быт. Мы должны гарантировать молодому специалисту, что дадим ему возможность создать собственное дело, приобрести жилье на максимально комфортных условиях, поможем устроиться в крупную компанию, где он сможет профессионально расти. Геологодобытчику лучше всего ехать в «Архангельскгеолдобычу», «Севералмаз» или на наши предприятия в Ненецком автономном округе. Если ты инженер, то лучшего места для самореализации, чем Северодвинск, просто не существует. Любая специальность: энергетика, материаловедение, электроника – все там. Если ты медик, становись земским доктором – получишь такую всестороннюю практику, что потом тебя в любую клинику примут с распростертыми руками. В прошлом году на Соловках выпускница малокомплектной школы Анна Максимова закончила учебу с золотой медалью. Могла пойти учиться на любую специальность в любой вуз, а она выбрала педагогический. Дай бог, чтобы она вернулась в Архангельскую область. Я уверен, из нее получится неплохой учитель, а ее ученики будут стобалльниками.
– Насколько я знаю, экономика Архангельской области развивается неплохо. Ей требуются квалифицированные рабочие руки. Где их взять?
– Здесь есть определенные трудности. Они связаны с процессом разрушения системы профессиональной подготовки. Хотя ситуация понемногу стала меняться к лучшему. Предприятия осознали, что никто для них не будет готовить специалистов без их участия, что они должны участвовать в организации учебного процесса, обеспечив образовательные учреждения новейшими технологиями и оборудованием.
– Игорь Анатольевич, у вас есть серьезная проблема – территория.
– Почему проблема?
– Область слишком большая.
– Так это же хорошо.
– Но большая территория не может быть равномерно развита.
– Посмотрите на карту России. То же самое увидите. Наша область – модель страны. Есть центры притяжения рабочей силы, знаний, финансов. У нас это север и юг – конгломерации.
– Вы стараетесь как-то выравнивать социально-экономические условия?
– Пока только в рамках конгломерации. Например, Архангельск – Северодвинск – Новодвинск. Мы стараемся сделать так, чтобы человек, не теряя уровня комфорта, мог работать в каждом из этих городов, чтобы были хорошие дороги, инфраструктура, одинаковые социальные преференции. Стремиться выравнять уровень социального комфорта в деревне Веркола Пинежского района и в Северодвинске – это бессмысленно. У людей, живущих в Верколе, свой особый мир, свой уклад. Задача: как сохранить этот мир и уклад, как не потерять самобытность этого знакового места, где родился великий Федор Абрамов? Вы видели фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», который получил «Серебряного льва»? Он снимал его у нас в Кенозерье. Очень тонко и точно показал, насколько удивительны эти места и богат внутренний мир людей, живущих там. Я был с ним на показе фильма и вручении приза в Венеции. На приеме я сказал ему, что задумался, стоит ли делать хорошую дорогу в Кенозерье. «То, что вы показали, может привлечь огромный поток туристов, они привнесут туда цивилизационный вирус, и мы потеряем подлинность этого места». Я знаю, нужно искать баланс. Но это, наверное, труднее всего. У нас есть удивительное сакральное место – Соловки. Культурно-исторический духовный центр России. Но мы уже вынуждены регулировать туристическую нагрузку на Соловки. Вытопчут – это ведь маленький остров, а наши люди не привыкли ходить по проложенным дорожкам или мосткам, им давай костер в лесу, шашлыки. Соловки – это место духовности, а не место отдыха.
– Что для вас самое главное в Архангельской области?
– Люди. Несомненно, люди. Это наше самое большое богатство. Я с большим пиететом отношусь к мезенцам, которые продолжают ловить рыбу, как это делали их деды-прадеды, сохраняют свою мезенскую породу лошадей, считают свое небольшое поселение городом и гордятся землей, на которой они родились. Точно так же, как пинежане или каргопольцы. Если удастся сохранить их восприятие собственной земли, собственной истории, традиций, все будет хорошо. И экономика поднимется, и сельское хозяйство будет развиваться, и бюджет будет сбалансирован. Если говорить о природных богатствах – то это наши леса. А еще месторождения алмазов. Гипс, бокситы, базальт – богатства, доставшиеся нам от природы-матушки и Господа Бога.
– Говорят, что людей Архангельской земли определяют три понятия: доска, треска… Третье забыл...
– И тоска.
– Почему тоска?
– Доска – лес, треска – это рыба, а тоска – длинные северные ночи. Длинные, но прекрасные, потому что в эти бесконечно длинные ночи рождались удивительные творения народных мастеров, слагались сказки и сказания, рождались замыслы непревзойденных деревянных храмов…
– Каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель?
– Учитель – это не должность, учитель – это призвание. Я уверен, что самые лучшие технологии никогда не смогут заменить общение учителя и ученика. Учитель должен всегда оставаться образцом для тех, кого он воспитывает и учит. Образцом поведения, ответственного отношения к своему делу. Я надеюсь, что мы уже пережили то время, когда в учителя шли одни троечники. Тот, кто не мог поступить на юриста, экономиста, инженера, шел в педагоги. Но надо сказать, что социальный статус учителя сегодня совсем другой, чем десять лет назад. Видно, как растет престиж учительской профессии. И это один из важнейших результатов майских указов президента.
– У российского образования женское лицо. В Архангельской области, наверное, тоже?
– Да. И это неплохо. Женщина – хранительница очага. Хранительница традиций, устоев, уклада. Каждая учительница – это вторая мать для ребенка.
– Вы часто разговариваете со своими детьми?
– К сожалению, нет. Но очень хотелось бы чаще… Чем серьезнее у тебя должность, тем меньше остается времени, как это ни печально, на общение с близкими людьми. У меня два внука. Они живут в другом городе. Я, даже бывая там в командировке, не всегда могу с ними встретиться. Но когда это происходит, это настоящее событие, праздник, я забываю про хронический недосып, усталость. Эти встречи подпитывают мою душу и сердце. Я очень дорожу этими моментами.
– Какое ваше любимое место в области?
– Нет такого одного места. Могу назвать разные места, которые я люблю, где отдыхаю душой. Назвать всего одно – значит сказать неправду о других местах.
– Как вы восстанавливаетесь?
– С удовольствием играю в футбол. Во время поездок по области тоже не отказываюсь от возможности погонять мяч. Читаю книги, смотрю фильмы. Если книги люблю посерьезнее, то фильмы попроще, чтобы мозги не очень напрягались.
– Игорь Анатольевич, что пожелаете учителям в канун первого сентября?
– Открытий. Я всегда желаю учителям открытий. Чтобы они открывали в своих учениках все возможные грани. Хочу пожелать уверенности в своих действиях, в своей жизни. Если учитель чувствует себя уверенно, то он и такого ученика воспитает. И еще важно, чтобы учителя были патриотами своей страны. Своей истории, своих традиций, земли, на которой они живут.
Комментарии