К личности Ломоносова, как и к его богатейшему наследию – научному, литературному, художественному, северяне относятся с большим и искренним уважением. Да и как иначе относиться к человеку, заложившему основы и литературного русского языка, и отечественной науки? Но, на взгляд губернатора Архангельской области Игоря ОРЛОВА, дело не только в заслугах Ломоносова, но и в непреходящей актуальности и востребованности его мыслей.
Конечно, за 300 прошедших лет изменилось многое, – отмечает Игорь Орлов. – Но к наследию Ломоносова мы регулярно возвращаемся. Знаете, иногда ради красного словца любят порассуждать о необходимости «стряхнуть пыль» с исторических трудов либо, наоборот, сдать в архив, окончательно и бесповоротно. К мыслям Ломоносова ни первое, ни второе не относится абсолютно. Они остаются своевременными уже три века. Другой вопрос, что порой наши настроения, наши сиюминутные проблемы на какое-то время заслоняют от нас понимание этого факта. Хотите пример? После достаточно длительного периода «полузабытья» мы возвращаемся в Арктику. Но о значимости для России этого вектора развития первым сказал именно Ломоносов. В его работах прослеживается разносторонний интерес к арктическим территориям, к Тихоокеанскому побережью России. Достаточно вспомнить «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу сибирским океаном в восточную Индию». Интереснейший очерк исследования Арктики, включающий как ранние европейские источники, так и современные ему труды. Во-первых, именно в этой книге присутствует знаменитая фраза, которая не всегда точно цитируется: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Во-вторых, это же прямое описание Северного морского пути – маршрута, востребованность которого будет только возрастать в ближайшей перспективе.- Игорь Анатольевич, когда говорят о ломоносовских традициях в Архангельской области, как правило, вспоминают о Ломоносовских чтениях, о ломоносовских премиях, о Ломоносовском фонде. Такая известная триада, овеянная славой и несколько отягощенная традициями. Но насколько эта триада востребована, например, молодежью?- Соглашусь с определениями «известная» и «легендарная», но с определением «отягощенная» категорически не согласен. Ломоносовские чтения были, есть и будут востребованным научным форумом, площадкой для обсуждения значимых достижений в различных областях знаний. Более того, знаний, имеющих прикладное значение для социально-экономического развития региона. Так, Ломоносовские чтения 2016 года посвящены развитию минерально-сырьевого комплекса России. И особое внимание мы предполагаем уделить научным учреждениям и вузам, занимающимся вопросами изучения минерально-сырьевой базы и подготовкой соответствующих специалистов. Для Архангельской области это крайне важно, сегодня развитие минерально-сырьевого комплекса идет опережающими темпами. Это и алмазные месторождения, которые уже дают хорошие налоговые отчисления, и перспективные месторождения на Новой Земле. Что касается молодежи. Уже почти полтора десятилетия проходят Юношеские Ломоносовские чтения. Их участники – студенты средних профессиональных образовательных организаций. В этом году в юношеских чтениях принимают участие более 100 студентов из 38 техникумов и колледжей.- Это единственный проект, связанный с именем Ломоносова и ориентированный на молодежь?- Нет. Актуализация наследия и самого имени Ломоносова в молодежной среде – это одно из направлений нашей работы по сохранению ломоносовских традиций. Скажем, региональная гуманитарная олимпиада «Наследники Ломоносова», в работе жюри которой участвует ведущий телепроекта «Умницы и умники», профессор Московского государственного института международных отношений МИД России Юрий Вяземский. Наша региональная олимпиада является отборочным туром для участия в телевикторине «Умницы и умники». Большой интерес вызвала среди молодежи и уникальная образовательная экспедиция российского культурно-просветительского проекта «Ломоносовский обоз. Дорога в будущее». 100 школьников на автобусах преодолели более тысячи километров, чтобы оказаться в Москве. Ребята практически повторили путь Михаила Ломоносова, посетив города, которые расположены на маршруте, соединяющем столицу Поморья со столицей России.Но это была не просто экскурсия – образовательный вектор путешествию задали многочисленные мастер-классы и занятия. Автобусы стали для ребят своеобразными классными комнатами.Превалирует образовательный вектор и в другом нашем проекте – «Ломоносовский набор». Он организован по приоритетным для областной экономики и социальной сферы направлениям и специальностям: инженерно-техническим, педагогическим, медицинским. Студенты, поступающие в вузы в рамках этого набора, получают поддержку регионального правительства. Критериями отбора выступают набранные на ЕГЭ баллы и образовательное портфолио молодых людей, в которое войдут победы на различных олимпиадах и конкурсах, успехи в творческой деятельности. В дальнейшем этим ребятам будет оказана помощь в трудоустройстве на предприятиях Поморья.Уверен, что участие в таких проектах помогает молодым ребятам не просто прикоснуться к личности Ломоносова, но и осознать, прочувствовать его близость к современности. И конечно, сохранить и передать в будущее, уже своим детям, то искреннее уважение и восхищение великим ученым и поэтом, с которого и начинался наш разговор.
Комментарии