Широкому зрителю Игорь Ливанов известен с 1979 года – после выхода на экраны фильма режиссера Андрея Малюкова “Безответная любовь”, где актер сыграл главную роль. Он сразу попал, если можно так выразиться, в “созвездие звезд”. Леонид Марков играл его брата, Инна Макарова – его любимую женщину. В картине также были заняты Сергей Никоненко, Леонид Куравлев. Потом вышли такие картины с его участием, как “Мерседес” уходит от погони”, “Репортаж с линии огня”, “Чернобыль – последнее предупреждение” (США – Англия), “Кодекс бесчестия”, “Волки” (США), “Тридцатого уничтожить”, “Пьеса для пассажира”, “Графиня де Монсоро”, “На углу у Патриарших”, “Империя под ударом”… Всего на его счету около тридцати фильмов.
Игорь Ливанов десять лет играл на сцене Академического театра драмы имени М. Горького в Ростове-на-Дону. В Москве с 1988 года. Работал в театре “Детектив”, сейчас – в труппе Театра Луны. Именно здесь и проходила наша беседа.
– Игорь, в том, что вы стали актером, есть “вина” вашего старшего брата Аристарха?
– Безусловно. Аристарх с самого детства был влюблен в театр. Еще школьником серьезно занимался в народном театре Киевского Дома ученых, так что, получив аттестат, поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Я же вначале думал о том, чтобы стать профессиональным спортсменом, так как с пятого класса занимался боксом, причем весьма успешно: со своим упорным характером стремился только к победе. Но родители были против моего выбора, и я по просьбе мамы после окончания школы тоже поехал в Ленинград. Несмотря на огромный конкурс, триста человек на место, легко поступил в институт, который к этому времени Аристарх уже закончил. Не могу сказать, что учеба была мне в радость. Видимо, тогда я еще не совсем понимал сути своей будущей профессии. Это мне очень мешало, так как с детства не любил проигрывать. К тому же со мной на курсе учились люди, которые уже прошли определенную жизненную школу. К примеру, Андрюша Толубеев, известный сейчас актер, успел закончить военную медицинскую академию, Сережа Лосев пришел после университета. И таких студентов у нас было большинство. К сожалению, должен сказать, профессиональное обучение на нашем курсе было поставлено не на должном уровне. Правда, мы много занимались самостоятельно, читали книги и, если из нас что-то в дальнейшем получилось, то этим мы обязаны в основном себе.
– После института вы ведь служили в морской пехоте. Не армия ли привила любовь к боевым искусствам?
– Армейскую службу я, действительно, проходил во Владивостоке, в элитных войсках морской пехоты, где и речи не могло идти о дедовщине. Здесь я научился стрелять, получил навыки рукопашного боя и, самое главное, научился мобилизоваться в нестандартных ситуациях.
– Как складывалась ваша дальнейшая творческая судьба?
– После армии я уехал в Ростов-на-Дону. В Театре юного зрителя в первом же сезоне сыграл сразу двенадцать ролей. Затем стал актером академического театра, в котором прослужил десять лет. По приглашению Василия Борисовича Ливанова (моего однофамильца) приехал в Москву и стал работать в его театре “Детектив”. К этому времени Москва уже не была для меня каким-то открытием. С 1979 года я регулярно снимался на “Мосфильме”. Вскоре, правда, “Детектив” распался, и долгое время я оставался вне театра, только снимался в кино. Четыре года назад я пришел к Сергею Проханову в его Театр Луны.
– Каким образом вы, по сути, новичок в кино, попали в фильм “Безответная любовь”, где были заняты сплошь “звезды”?
– Меня пригласили на “Мосфильм” по моей любительской фотографии. Но самое интересное – это то, что еще в 1978 году, когда был на гастролях в Ленинграде, я с такой же фотографией пришел в актерский отдел киностудии “Ленфильм” с просьбой поставить на актерский учет. К собственному удивлению, услышал в ответ: “Молодой человек, с такой внешностью вам нечего и думать о кино…”
– В фильме “Волки” ваш герой говорит по-английски. Вас не дублировали?
– С этим проблем у меня не было. У меня был очень сильный педагог по английскому языку, впоследствии я постоянно совершенствовался. Знание английского мне пригодилось и при встрече с Джейн Фондой, которая произошла в Ленинграде во время съемок фильма “Синяя птица”, где она принимала участие. У нас с ней и ее мужем-журналистом сложились дружеские отношения. Благодаря английскому я также получил роль в спектакле по пьесе Пристли в Московском интернациональном театре. Спектакль шел на английском языке и предназначался для англоязычной публики.
– Кто вам помог овладеть боевыми искусствами?
– Мне всегда хотелось уметь то, что умеют делать герои моих любимых фильмов – Брюс Ли и Чак Норрис. Тренером по тэквондо у меня был чемпион Европы (от ФРГ) Саша Сухарев. Затем я встретился с корейцем Даниелом Ра, который являлся обладателем высоким, шестым, даном, и он взял меня к себе в группу. Тренировался я много и разнообразно, главное, делал это с удовольствием. У меня и сейчас много друзей, занимающихся боевыми искусствами. Они работают с различными подручными средствами, которые помогают защитить в неожиданных ситуациях, обучают, как уйти от конфликтной ситуации. К сожалению, сейчас я настолько загружен, что на тренировки остается очень мало времени.
– В фильмах вам обычно достаются главные роли, вы популярный актер. “Звездная” болезнь не коснулась?
– Понимаете, я твердо знаю: что дается, то и забирается. Любой талант – это божественный дар, с которым нужно обращаться бережно и осторожно. За все в жизни приходится платить, в этом я за свою жизнь убедился не раз. Так что о “звездной болезни” речи идти не может.
– Вам нравится то, что вы делаете на экране?
– Во всяком случае мне не стыдно ни за одну из своих ролей. В каждую из них вкладываю душу, каждая работа – это твое дитя, так как же можно не любить своего ребенка? Другое дело – зрительский успех картины, но это тоже понятие относительное. Кто-то, например, с восторгом отзывается о “Пьесе для пассажира”, “На углу у Патриарших”, “8 Марта”, и в то же время совсем не приемлет “Империю под ударом”. И это понятно.
– Что бы вы никогда не сделали на сцене или в кадре?
– Например, когда я снимался в одном из фильмов Виктора Доценко, то категорически отказался ругаться матом. И это с моей стороны вовсе не было каким-то капризом. Просто пошлость, я считаю, оскорбляет зрителей. Также не захотел заниматься разрушением образа своего героя. По сценарию мне предлагалось заниматься любовью с несколькими героинями. Я отказался, заявив, что герой только тогда привлекателен, когда по-настоящему любит одну женщину.
– Рискованные ситуации во время съемок бывали?
– И не раз. На съемках фильма “Волки”, например, сломал запястье; когда снимали “Обитаемый остров”, получил довольно серьезные ожоги. Подобных ситуаций было много, но, видимо, меня оберегал мой ангел-хранитель.
– Есть вещи, за которые вы себя уважаете?
– Есть. Я уважаю себя за то, что не сделаю никому подлости, что не завистлив, не причиню, сознательно по крайней мере, зла другим людям. У меня много друзей, а без взаимной помощи в дружбе не обойтись.
– Как получилось, что ваша фотография без вашего ведома появилась на обложке одной из книг Виктора Доценко?
– Ее, действительно, поместили без моего согласия. Со стороны Виктора Доценко это был, скажем так, не совсем понятный авантюризм. Он заявил, что имеет право на мое изображение, хотя на самом деле никаких прав у него не было. Правда, в конце концов этот конфликт мы уладили.
– Игорь, мне известен ваш маленький секрет: оказывается, вы любите утром танцевать?
– Точно, люблю. Мне нравится двигаться под этническую музыку, особенно, когда звучит африканский барабан: получаешь потрясающий энергетический заряд на целый день.
– Участие в рекламе вы считаете творческой работой, или вы это делаете ради денег?
– То, что я озвучиваю на телевидении, безусловно, является творческой работой, от которой, кроме денег, я еще получаю и большое удовольствие. Другое дело, что отказываюсь появляться на экране в какой-либо рекламе, несмотря на то, что мне предлагают за это очень хорошие гонорары.
– В каких спектаклях Театра Луны вы заняты?
– “Путешествие дилетантов” и в недавней премьере “Губы”. Кстати, в нашем театре хорошая, добрая атмосфера. В свое время я сознательно уходил из театров, где царят интриги.
– Ваша семья – это…
– Это мой двенадцатилетний сын Андрей и подруга Ольга.
– Как вы покорили сердце Ольги?
– Не скажу…
– Да ладно уж, колитесь…
– Мы познакомились на одной из вечеринок, это было четыре года назад. Понравились друг другу. По профессии Оля юрист, не актриса, чему я очень рад. И довольно большая разница в возрасте нам не мешает хорошо понимать друг друга.
– Андрей бывает на ваших спектаклях в театре?
– Конечно. А после спектакля у нас происходит его обсуждение. Мне интересно услышать его мнение. Я пытаюсь развивать в нем способность к анализу, умение отстаивать свою, собственную точку зрения. И вообще стараюсь воспитывать сына как товарища, друга.
– Вам не хотелось попробовать себя в роли преподавателя?
– Я уже прошел через это. Одно время был руководителем курса актерского мастерства и, по-моему, вполне состоялся как преподаватель. Но потом понял, что это совсем другая жизнь, так же, как и профессия режиссера. Сейчас бы я за это не взялся. Отказываюсь и играть в антрепризах, потому что очень ценю свое свободное время, которого мне катастрофически не хватает. У меня много предложений в кино. В ближайшее время приступаем к съемкам третьей части фильма “На углу у Патриарших”, в планах – продолжение съемок фильмов “Империя под ударом” и “Самозванцы”.
– Кроме театра и кино, что еще греет душу?
– Выступаю с концертами, исполняю романсы. В детстве я пел в хоре имени Свешникова, учился в музыкальной школе по классу фортепиано, баяна, играю на гитаре.
– Хозяйничать дома любите?
– Люблю готовить, особенно хорошо у меня получаются рыбные и мясные блюда. А вот когда мы ездим с семьей и с друзьями на рыбалку на Оку, то там уж демонстрирует свое искусство Оля. У нее получаются замечательные шашлыки. Обычно с нами ездят и наши собаки: боксер Пьер и такса Элис.
– Больше у вас животных нет?
– Как же, есть еще кошка и аквариум, в котором живут лягушки. Иногда ночью мы просыпаемся от их громкого кваканья.
– Игорь, возраст – вещь неумолимая.
– Я вас понял. Стараюсь за собой следить, чтобы не растолстеть. У меня дома на балконе есть турник, кушетка для пресса, гантели, скакалки, эспандеры, железо, словом, все, что нужно для занятий спортом. Так что упражняюсь.
– Вы можете назвать себя счастливым человеком?
– Я отвечу так: у Володина есть стихотворение “Стыдно быть несчастливым”. И я с ним согласен. Действительно, стыдно чувствовать себя несчастливым, когда у тебя имеются руки, ноги, кое-какие способности, интересная профессия, любимая работа, деньги на пропитание, живы родители, дай Бог им здоровья, когда рядом с тобой человек, который согреет душу и тело, есть сын – близкий и родной человечек.
Леонид ГУРЕВИЧ
Комментарии