Зачем нужна Межпредметная ассоциация столичных учителей, в чем секрет успеха интеллектуальных турниров Лиги учителей города Москвы и почему в принципе школьники до такой степени увлечены интеллектуальными играми? Об этом и многом другом в преддверии Нового года мы поговорили с председателем ассоциации, заместителем директора Московского центра технологической модернизации образования Игнатом Игнатовым.
– Игнат Андреевич, расскажите, пожалуйста, про Межпредметную ассоциацию столичных учителей.
– Сегодня наша ассоциация объединяет педагогов московских школ – финалистов, призеров и победителей профессиональных олимпиад и конкурсов. За 4 года работы ассоциации в ее проектах приняли участие более 23000 учителей. Уверен, что все инициативы ассоциации интересны и полезны как нашим коллегам, так и всем жителям города.
Среди проектов, которые вместе со своими партнерами реализует ассоциация, – главный командный конкурс «Учителя года Москвы» и конкурс «Молодые педагоги – московскому образованию», съезд московских учителей и проект «Москва говорит», который помогает повысить качество знаний горожан о правилах русского языка.
Члены ассоциации являются экспертами самой масштабной метапредметной педагогической олимпиады «Московский учитель». Проект ассоциации «19:45», посвященный 75‑летию Великой Победы, реализовывался с сентября по май прошлого учебного года. В течение 9 месяцев 60 московских учителей были задействованы в съемках 9 эпизодов, посвященных памятным событиям Великой Отечественной войны. Программы выходили на Московском образовательном канале каждый месяц в 19.45.
Весной минувшего учебного года в период самоизоляции ассоциацией были организованы и проведены две акции – «Домашнее чтение» и «Изолента», в рамках которых мы прочитали для своих учеников и их родителей любимые произведения мировой литературы, а также провели более 80 необычных, но очень полезных занятий для школьников, родителей, учителей и всех, кто любопытен и любознателен. С материалами можно ознакомиться на сайте ассоциации и на страницах акций и проектов в социальных сетях.
Обо всех проектах ассоциации можно подробнее почитать на сайте https://ugmoscow.ru.
В 2021 году стартует новая инициатива – интеллектуальный турнир Лиги учителей города Москвы. Телевизионная версия игры «Что? Где? Когда?» очень популярна среди московских учителей. И вот на последнем заседании членов ассоциации поступило предложение создать нечто подобное.
Мы планируем провести серию интеллектуальных турниров среди команд учителей столичных образовательных организаций. Игры пройдут в дистанционном формате, а если позволит ситуация – в очном.
– Какое количество команд примет участие и может ли подать заявку кто-то, не состоящий в ассоциации?
– Да, конечно, может! Для участия в чемпионате необходимо собрать команду, состоящую из 6 знатоков, включая капитана. Все члены команды должны быть педагогическими работниками и трудиться в одной образовательной организации.
Конечно, кроме игр чемпионата мы дополнительно планируем провести специальные выпуски, к участию в которых мы приглашаем административные команды школ, команды центральных городских учреждений и профессиональных ассоциаций.
Я уверен, нас ждет большое количество различных интеллектуальных турниров, игр совершенно разного формата. Так что на одном чемпионате мы не остановимся.
– Если говорить о правилах турнира, вы постараетесь придерживаться телевизионной версии игры?
– Мы не хотим заимствовать готовые правила и форматы. Безусловно, без каких-то знакомых элементов игры не обойтись. Отборочные туры будут проходить по принципу, похожему на формат спортивного «Что? Где? Когда?», но с учетом особенностей дистанционного формата.
Игры серии пройдут в более знакомом учителям формате, хотя и адаптированном под дистанционный режим работы. И команды будут играть против нашего ведущего – учителя биологии, кандидата биологических наук, которого мы называем исключительно маэстро. Пользуясь случаем, рад представить читателям «Учительской газеты-Москва» – знакомьтесь, маэстро Рустэм Сейдафаров!
– Какие вопросы ждут игроков: только ли о столичном образовании или будут затронуты все сферы знаний?
– Вопросы мы придумываем сами. Также ждем вопросы и от зрителей – учителей, детей и их родителей. Важно, что вопросы нацелены не на проверку точных знаний, а скорее на логическое и аналитическое мышление и умение строить причинно-следственные связи.
За время, которое дается на обсуждение, вспомнить какой-то факт достаточно сложно. Другое дело – суметь построить логическую цепочку, что называется, дойти до ответа! Это как раз и есть фирменная особенность такой группы вопросов.
– В этом году легендарной игре «Что? Где? Когда?» исполнилось 45 лет. В чем, на ваш взгляд, феномен успеха этой игры?
– Владимир Ворошилов придумал действительно народную игру, классику интеллектуальных игр. Секрет успеха, наверное, в том, что каждый может принять в ней участие. А настоящий интерес и удовольствие представляют те самые поиск и нахождение ответа за ограниченное время, а порой догадка, гипотеза и открытие.
– Можно ли натренировать себя на победу?
– Думаю, да. Вопрос в том, что понимать под победой. Победить в игре – наверное, в этом есть и доля случая. А вот стать отличной командой путем тренировок вполне возможно. Этой осенью мы провели три игры среди своих коллег. Была очень заметна разница между игрой команды, которая тренировалась ранее, и теми, кто сел «за стол» впервые.
– На ваш взгляд, каков должен быть состав команды, нацеленной на победу? Опытные игроки зачастую говорят, что успех зависит в том числе и от баланса пресловутых физиков и лириков.
– Я не любитель делить людей на технарей и гуманитариев. На мой взгляд, игроки должны обладать широчайшим кругозором и определенной системой мышления, потому что большинство вопросов рассчитано как раз на это. Мне кажется, что никакого оптимального рецепта нет, а за формирование команды целиком и полностью отвечает капитан. Это особая, ответственная роль.
– На ваш взгляд, нужно ли развивать движение «Интеллектуальные игры» в школе? Ребята, конечно, участвуют в подобных чемпионатах, но пока это скорее единичные истории.
– Я считаю, что обязательно нужно, потому что все люди любят играть, а дети особенно! Такие мероприятия развивают и формируют и функциональную грамотность, и работу в команде, и коммуникацию, и аналитическое мышление, а еще стимулируют ребят к самостоятельному изучению окружающего мира.
В общем, это очень хорошая идея, и я сторонник того, чтобы данное движение развивалось. Было бы здорово, чтобы у детей и взрослых была возможность принять участие, может быть, даже в некоем большом городском проекте, посвященном интеллектуальным играм!
– Будет ли у вас символ игры?
– Мы играем в дистанционном формате, где маэстро самостоятельно управляет процессом игры. Он наш главный модератор, судья и арбитр. Единственное, что он не делает, – не защищает интересы и традиции нашего учительского интеллектуального клуба. Символом нашего интеллектуального турнира для учителей будет московская сова. Что касается волчка, у нас есть не физическое, а его звуковое сопровождение.
– Кто определяет лучших игроков?
– В соответствии с порядком проведения чемпионата лучших игроков выбирают общим голосованием члены лиги, которые присутствовали на игре. А еще мы планируем проводить прямые трансляции соревнований в Интернете.
Наблюдая за играми учителей, не раз ловил себя на мысли, что знаком с коллегами уже давно и, конечно, в курсе, что они прекрасные педагоги и действительно очень интересные люди. Но представить себе, что они столько знают и умеют до такой степени нестандартно мыслить, я и правда не мог. Искренне восхищаюсь ими.
– Во многих чемпионатах после завершения игр организаторы выкладывают вопросы в общий доступ. Вы планируете продолжить эту традицию, чтобы другие команды тоже смогли бы потренироваться?
– Сегодня существует не одна открытая база вопросов, с небольшими ограничениями они доступны практически для всех желающих.
Ирина ЧУНАРЁВА
Комментарии