search
main
0

Иглы и нить. Сердечная привязанность и страдание

Вышедшую в российский прокат драму «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона можно расценивать как прощальную гастроль исполнителя главной роли Дэниела Дэй-Льюиса, заявившего об уходе из актерской профессии. Вряд ли эти слова являются рекламным трюком: во-первых, Дэй-Льюис однажды уже покидал кино, этим публику не удивить, во-вторых, картина в силу своих достоинств не нуждается в дополнительном пиаре. Это невероятно красивый и стильный фильм о любви – странной, безрассудной, ранящей, и все-таки настоящей.

Дэниел Дэй-Льюис предстает перед нами в образе гениального британского кутюрье 50‑х годов Рейнольдса Вудкока. К слову, еще до начала съемок в западной прессе мелькали предположения, что прототипом главного героя стал известный американский модельер Чарльз Джеймс, чей расцвет славы и творчества пришелся как раз на середину послевоенного десятилетия. До сих пор неизвестно, так ли это на самом деле (режиссер в интервью не говорит об этом дизайнере, упоминая лишь Кристобаля Баленсиагу и Майкла Шерара), но версия вполне жизнеспособная. Джеймс родился в Британии, славился не только талантом, но и крутым нравом, шил наряды и для светских львиц, и для особ королевской крови и болезненно воспринял смену эпохи кутюра временем царствования прет-а-порте. То же самое можно сказать и о герое «Призрачной нити». Плюс ко всему, если сравнить платья, созданные Вудкоком и Джеймсом (посмотрев соответственно на экран и на фото 50‑х годов), то можно убедиться в явном сходстве силуэтов, деталей отделки и т. д.Так вот, Вудкок, которому чуть за 50, живет размеренной жизнью в своем особняке. Утром – завтрак в обществе сестры Сирил (Лесли Мэнвилл), потом работа – наброски, рисунки, хлопоты в мастерской. Кутюрье не гнушается сам взять в руки иглу, ему это в удовольствие. Ну а ближе к вечеру он принимает приехавших на примерку заказчиц, очаровывая их изысканными комплиментами.До поры до времени главная женщина в жизни героя – покойная мать, локон которой вшит в потайной карман его костюма. Вторая по значимости – сестра, лучший друг и соратник. Третье место делят его клиентки, для которых он создает красоту. Вудкок не женат, что, по его словам, хорошо – это спасает от лжи. Иногда он влюбляется в красивых девушек, но, добившись взаимности, быстро остывает и расстается с ними, словно еще раз доказывая себе и всем, что создан для Призвания, а не для семейной жизни.Так что появление в жизни Рейнольдса простушки Альмы (Вики Крипс), официантки из придорожного кафе, можно расценивать не иначе как усмешку судьбы. Девушка привлекает внимание мастера своей живостью, непосредственностью, неброской красотой. Сирил, увидев ее в доме брата, сразу же понимает: это не увлечение, а нечто более серьезное, поэтому настораживается. «Вы идеальны», – говорит она, окинув фигуру Альмы взглядом профессиональной закройщицы. Альма тоже проникается чувством к немолодому, но привлекательному мужчине с тяжелым характером. Счастливы ли эти двое? Сложно сказать. Их диалоги – то язвительные, то нежные, то страстные, то равнодушные, – впору разбирать современным модным психологам, убеждающим женщин уважать себя, не терпеть грубости и не ждать, что нарцисс и психопат изменится. Связанные невидимой нитью влечения, герои при этом часто ведут себя так, словно готовы вонзить друг другу в сердце острые иглы.Но девушка не сдается. Она верит, что гармония в отношениях возможна, и практически добивается ее, причем весьма нетривиальным способом. В этих эпизодах зрителю дается возможность улыбнуться, а заодно и осознать одно из главных достоинств фильма: он, несмотря на свою драматичность, не лишен иронии.Еще из плюсов: мало какая картина может сравниться с «Призрачной нитью» по подаче материального мира. Бархат платьев, кружево белья, фарфоровые завитки посуды, поджаренные бока булочек – все это хочется потрогать, рука так и тянется к экрану. Визуальный ряд по силе воздействия соперничает со звуковым: звуки здесь многозначительно объемны и в меру упорядочены, шум льющейся воды, шкворчание масла на сковороде, шелест шелковой юбки воспринимаются как свое­об­раз­ная мелодия. Если говорить об актерской работе, то, безусловно, Дэниел Дэй-Льюис главная звезда фильма. Будучи профессионалом, у которого на полке стоят три (!) «Оскара», он наверняка отлично справился бы и без особой подготовки. Однако на то он и профи, чтобы каждый раз проявлять ответственность. Красноречивая деталь: за несколько месяцев до начала съемок актер для большего вхождения в образ поработал подмастерьем главного костюмера нью-йоркского балета. Но не только Дэй-Льюис – и Вики Крипс, и Лесли Мэнвилл заслуживают самой высокой похвалы. И напоследок еще несколько слов о Дэниеле Дэй-Льюисе. По слухам, он уходит из кино, чтобы полностью посвятить себя обувному делу, которым увлекся несколько лет назад. Поклонники его таланта вздыхают: может, он откажется от этой затеи? Если же такого не случится, им придется принять это и признать: актер очень красиво покинул подмостки, «Призрачная нить» – достойное, яркое завершение блестящей карьеры.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте