Инициатива Microsoft «Партнерство в образовании» в России реализуется в три этапа. Первый этап охватывал 2004-2006 годы и включал мероприятия, необходимые для запуска проекта и его встраивания в национальные программы информатизации. За это время были локализованы и апробированы курсы Microsoft серии «Партнерство в образовании», открыт интернет-ресурс Microsoft «Сеть творческих учителей» (ITN портал), разработаны дополнительные ресурсы, необходимые для запуска новой модели сотрудничества с регионами и российским учительством. Второй этап инициативы Microsoft «Партнерство в образовании» осуществляется в настоящее время: он начался в августе 2006 года и завершится в июле 2008-го. Сегодня в 43 российских регионах сформированы учебные центры проекта Microsoft «Академия учителей», в школах получили активное внедрение курсы Microsoft серии «Партнерство в образовании», а форумы ITN портала объединили творческих педагогов в сетевое сообщество.
Вскоре региональные учебные центры и ITN портал будут действовать уже в режиме «свободного плавания», в тесном взаимодействии и сотрудничестве не только друг с другом, но и с образовательными учреждениями, вошедшими в партнерство на инициативной основе.
Какие изменения в традиционной системе обучения произошли в результате реализации проекта Microsoft «Академия учителей» в России? И каковы основные достижения работы региональных учебных центров этого проекта? Об этом сегодня рассказывают его участники.
Проект Microsoft «Академия учителей» строится на основе каскадной модели обучения. Головной центр подготовки региональных тьюторов для учебных центров в субъектах России находится на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО). На этом уровне и было сформировано «кадровое ядро» проекта для региональных учебных центров (РУЦ).
Региональные партнеры включились в проект на основе заявки и заключили соглашения с Академией повышения квалификации. Сегодня в проекте Microsoft «Академия учителей» задействованы 43 региона и 48 РУЦ. Функционируют они, как правило, на базе институтов повышения квалификации, региональных центров дистанционного обучения и центров информационных технологий в образовании. Все центры получают от Microsoft финансовую помощь и необходимые учебные ресурсы.
Задача каждого центра – обучить до 1000 творческих учителей, в первую очередь победителей приоритетного национального проекта «Образование». Каждый обученный педагог получает сертификат учебного центра «Академия учителей» и представляет собственное электронное портфолио на портале Microsoft «Сеть творческих учителей». Свой опыт эти учителя смогут передать коллегам, что в конечном итоге будет работать на основную идею проекта – существенным образом обновится информационное образование школьников, повысится уровень использования IT на всех учебных предметах.
«Собираем» курс по вкусу
Разработанная методистами программа повышения квалификации рассчитана на 72 учебных часа. Она построена по модульному принципу и напоминает своеобразный «конструктор». В зависимости от уровня подготовки и профессиональных интересов каждому слушателю можно «собрать» курс, максимально отвечающий его запросам.
Программа использует диагностическое оценивание Microsoft, основанное на международном опыте использования ISTE-тестов в странах, участвующих в образовательной инициативе компании. Оно включает в себя задания на подготовку рабочего места, работу с текстом в редакторе Word, составление презентации, анализ успеваемости по таблицам в Excel, поиск информации в Интернете и ее сохранение, работу с электронной почтой. По результатам диагностирования слушатель самостоятельно определяет свою дальнейшую образовательную траекторию.
Для учителей c недостаточным уровнем ИКТ-компетентности предусмотрен так называемый минимальный модуль базовой ИКТ-грамотности объемом 36 учебных часов. Он включает в себя две части – «Прикосновение к IT» и «Электронное портфолио». В результате освоения модуля педагог уверенно работает в сети, общается в виртуальном пространстве, размещая там свои профессиональные разработки.
После освоения минимального модуля слушателю предлагаются на выбор четыре вариативных 18-часовых модуля, соответствующих четырем учебным курсам Microsoft для школьников: «Учебные проекты с использованием Microsoft Office», «Основы программирования на примере Visual Basic.Net», «Основы компьютерных сетей», «Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка».
Если диагностическое оценивание показало, что слушатель не нуждается в «ликбезе», можно начать обучение сразу с вариативных модулей, минуя минимальный. Такой вариант предлагается, в частности, учителям информатики.
Важная особенность программы Microsoft «Академия учителей» – тесная связь вариативных модулей с конкретными курсами и учебниками, с которыми учитель в дальнейшем будет работать в школе. Собственно идея органичной стыковки с другими проектами в сфере образования изначально заложена и в самой инициативе Microsoft «Партнерство в образовании». Поэтому многие субъекты Федерации, подписавшие соглашения с Microsoft о совместной реализации инициативы, одновременно участвуют в других масштабных начинаниях, а также осуществляют собственные региональные программы.
Инициатива приветствуется!
На прошлой неделе те, кто воплощает идеи проекта в регионах, собрались в Москве. 17-19 апреля здесь проходил международный конгресс-выставка «Global education» – «Образование без границ-2008». На выставке представители РУЦ давали мастер-классы для всех желающих, а на стенде АПК и ППРО географию проекта Microsoft «Академия учителей» можно было увидеть в лицах. Там дежурство, как Олимпийский огонь, переходило от города к городу. И пока одни представители РУЦ экспертировали интерактивные доски различных производителей, другие на своем стенде рассказывали посетителям об элективных учебных курсах и проектной деятельности.
За время реализации проекта было сделано немало. Но как оказалось, каждый регион выстраивает свою иерархию ценностей. «Я считаю, – сказала Галина Андреевна Будникова, – уникальность проекта состоит в том, что он развивает личность, а ведь именно с творческой личности и начинаются любые инициативы». У Галины Андреевны сразу две руководящие должности. В Астрахани она возглавляет РУЦ «Академия учителей» и региональный центр дистанционного образования. В копилку достижений проекта она добавила еще несколько моментов: «Академия учителей» – это прекрасная возможность активизации сетевой активности с пользой для профессионального роста. Становятся очевидными многие вещи – как учитель общается в сети, насколько он смел, чтобы представить свои материалы для обсуждения другим педагогам, какие у него есть идеи, чтобы предложить их на форуме. Сетевая компетентность сегодня – очень важный уровень повышения квалификации учителей. У нас в этом году прошло два форума, которые изначально планировались как региональные, а потом получились федеральными, потому что заинтересовали других и перешагнули границы области. А обсуждали две темы – «Если бы президентом был я, то в образовании…» и «Модернизация системы повышения квалификации работников образования». Мы обобщили свой опыт в рамках проекта Microsoft и выпускаем сборник «Формирование сетевой культуры региона – теория и практика». Сегодня, когда в регионах реализуются комплексные проекты модернизации образования, многое приходится менять в своем сознании. Проект создал замечательную основу для создания педагогического портфолио, что подтолкнуло педагогов обсуждать критерии его оценки, устраивать самопрезентации. Лучшие уроки мы теперь публикуем на портале «Сеть творческих учителей», там же идет групповое обсуждение, где исключена предвзятость, потому что лично никто никого не знает. В рамках проекта Microsoft «Академия учителей» мы создали несколько творческих групп и в результате несколько новых программ по системе повышения квалификации».
В Республике Калмыкия одним из главных достижений в реализации проекта считают изменение отношения педагогов к информационно-коммуникационным технологиям, понимание того, что это мощный инструмент качественных изменений в традиционной системе обучения. Учителя здесь стали активнее использовать проектную деятельность, предложенную в курсах серии «Партнерство в образовании». Кстати, для многих педагогов – участников проекта работа на ITN портале стала первым опытом сетевой активности.
Общение педагогов в сообществах «Сети творческих учителей» как особую ценность результата реализации проекта Microsoft «Академия учителей» отметили все регионы. И сетевое творчество действительно дало хорошие корни. В Тамбовской области, например, в рамках регионального раздела создано четыре педагогических сообщества: «Инновации Тамбовщины», «СоТвоРи БиТамб! (Содружество Творчески Работающих Библиотекарей Тамбовщины)», «Экология и географическое краеведение Тамбовской области», «Технологическое образование Тамбовской области». Количество участников сетевых сообществ с мая 2007 года увеличилось в 3,5 раза. Проект дал возможность ИКТ-активным учителям получить практику дистанционного общения через on-line-консультации, телеконференции, сетевые «круглые столы» и телемосты, освоить новые технологии. Информационной поддержкой проекта стал региональный сайт Тамбовского центра Microsoft «Академия учителей» http://ipk.admin.tstu.ru/ac_teach/index.asp, на котором можно посмотреть свежие новости, дидактические материалы для тьюторов, работы педагогов, списки обученных.
Есть и еще один важный результат. Большинство РУЦев создаются на базе институтов повышения квалификации, и благодаря этому проекту Microsoft учреждения повышения квалификации получают в свое распоряжение значимый экономический ресурс – возможность обучения и международной сертификации в области IT самых широких слоев населения: школьников старших классов и студентов, работников бюджетной сферы и муниципальных служащих. А это дополнительные средства из муниципальных и региональных бюджетов, от заинтересованных предприятий и организаций, от частных лиц. Таким образом, система повышения квалификации учителей получает дополнительный источник для развития и одновременно заметно повышает свой статус в местном сообществе, встраиваясь в рынок дополнительного профессионального образования.
NB!
Подробный материал об участии представителей РУЦ в международном конгрессе-выставке «Global education» – «Образование без границ-2008» читайте в следующем выпуске Microsoft «Достижения педагогов» 17 июня этого года.
Комментарии