Говоря об организации образовательного процесса в малокомплектной школе, мы понимаем, что он требует серьезного профессионального подхода и постоянного самосовершенствования, поиска учителем новых средств, методов, педагогических технологий, которые позволят оптимизировать и облегчить работу учителя в малокомплектной школе. Одной из таких педагогических технологий является технология тьюторского сопровождения.
Нормативно-правовые основы технологии
В 2008 г. приказами Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 года №216н и №217н (зарегистрированы в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. №11731 и №11725 соответственно) были утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе новая для российского образования должность тьютора. Стандарт определил основное содержание профессиональной деятельности тьютора, однако необходимы детализация и «вписывание» этой новой должности в социокультурные контексты сельской малочисленной малокомплектной школы.
В приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 06.10.2010 №18638) раскрываются должностные обязанности тьютора, которые заключаются в том, что тьютор:
«Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).
Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.
Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.
Организует взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.
Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.
Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.
Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии), для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.
Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.
Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.
Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).
Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы, в своей деятельности.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности».
Отметим, что вышеизложенные квалификационные характеристики 2010 года определяют основное предназначение тьюторского сопровождения обучающихся в области самообразования, предпрофильной подготовки и профильного обучения, предполагают эту деятельность на всех ступенях общего образования.
В приказе Минтруда России от 10.01.2017 №10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (зарегистрирован в Минюсте России 26.01.2017 №45406) описаны трудовые функции и трудовые действия, входящие в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) тьютора.
Теоретические основы технологии
Рассмотрим основные принципы тьюторского сопровождения, предлагаемые Т.М.Ковалевой в работе «Тьютор как новая педагогическая профессия»:
1. Модульность. Модуль понимается как завершенный цикл деятельности учащихся. Задача тьютора – провести воспитанника через разные способы работы, осмыслить успехи и неудачи. Путем анализа пройденного пути прояснить индивидуальный образовательный профиль, собственные предпочтения и, разумеется, попутно сформировать навыки работы в каждом модуле.
2. Гибкость проявляется в ориентации тьюторского сопровождения на расширение социальных контактов, в неизменной поддержке инициативы в выборе способов деятельности.
3. Непрерывность обеспечивает последовательность, цикличность, своевременность процесса развития познавательного интереса.
4. Индивидуализация позволяет ориентироваться на личностные образовательные запросы учащегося, его особенности, интересы и склонности, общую направленность.
5. Открытость реализуется в создании условий для управления школьником собственной познавательной и образовательной деятельностью.
Практическое осуществление вышеописанных принципов, по нашему мнению, является более реалистичным в малочисленной образовательной организации. Необходимость применения технологии тьюторского сопровождения в учебном процессе малокомплектной школы не вызывает сомнений.
Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся индивидуальной образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута.
Задача педагога-тьютора – научить подопечного планировать собственную деятельность, осуществлять ее анализ, самостоятельно ставить вопросы собственного развития, намечать перспективы роста.
Следовательно, тьюторское сопровождение – это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании.
Т.М.Ковалевой предлагается реализация индивидуализации в школьном обучении по соответствующим ступеням образования:
1) в начальной школе тьюторское сопровождение познавательного интереса: его выявление, осмысление и реализация;
2) в средней школе как помощь в движении обучающегося к самообразованию, сопровождение проектной, исследовательской, творческой деятельности, то есть «окультуривание» познавательного интереса в форме проекта, исследования, спонтанного творчества;
3) в старшей школе работа в области профильности, координация подготовки к поступлению в учреждение профессионального образования, выбор профессиональных стратегий.
Принцип индивидуализации образовательного процесса в старших классах включает в себя:
инновационный опыт взаимодействия педагогов со старшеклассниками в образовательной практике для формулирования обучающимися своих образовательных целей, задач, планов и ожидаемых результатов;
создание условий для порождения старшеклассниками инициатив, направленных на реализацию собственных образовательных планов;
овладение и использование тьюторского сопровождения образовательной деятельности старшеклассников.
Тьюторское сопровождение направлено на самостоятельное разрабатывание приемлемых для данной личности норм, которые затем обсуждаются с педагогом-наставником. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую образовательную пробу, результаты которой и будут предметом совместного анализа. Педагогическое сопровождение подразумевает четкий инструктаж, список необходимых предметов, знакомство с предстоящим маршрутом, распределение должностей и обязанностей, возможно, совместное планирование досуга и т. д. Педагог-тьютор старается использовать практически любую ситуацию в качестве образовательного ресурса, применяя в своей работе разные технологии открытого образования.
В качестве примера перечислим некоторые технологии открытого образования, используемые в работе тьютора:
кейс-метод (метод анализа конкретных ситуаций);
образовательный туризм;
портфолио;
технология активного слушания;
технология групповой работы;
технология консультации;
технология постановки вопроса;
технология сопровождения познавательных интересов;
технология сопровождения проектно-исследовательской деятельности и др.
Позиция педагога-тьютора состоит в максимальном открытии перед ребенком возможностей окружающего мира, которые в дальнейшем помогут, во-первых, удовлетворить стихийно возникший познавательный интерес, во-вторых, сформировать особый комплекс умений – культуру работы с собственным образованием, выстраивание личной траектории.
Тьюторское сопровождение разворачивается в виде единого цикла взаимосвязанных этапов. Каждый из них имеет свою специфику и предлагает определенные способы работы педагога и учащегося. Основным инструментом и методом тьюторского сопровождения является специально организованная работа с вопросом школьника или собственные вопросы педагога-тьютора, задаваемые им во время реализации каждого из этапов тьюторского сопровождения.
К основным этапам тьюторского сопровождения относят:
1. Диагностико-мотивационный.
2. Проектировочный.
3. Реализационный.
4. Аналитический.
Технология тьюторского сопровождения в малочисленной школе реализуется в условиях малочисленности обучающихся, зачастую малокомплектности организации образовательного процесса, то есть объединения обучающихся разных классов в один класс-комплект. Последнее имеет следствием совмещенное или совместное обучение в разновозрастных группах (РВГ), которое многие специалисты считают специальной технологией.
В силу ограниченности кадровых и материальных ресурсов особенностью реализации технологии тьюторского сопровождения в малокомплектной школе является совмещение функций преподавателя и тьютора в деятельности одного учителя.
Далее раскроем содержание и рассмотрим ранее названные этапы тьюторского сопровождения на примере урока совместного обучения в разновозрастной группе в малокомплектной начальной школе.
Начальная школа
Напомним, что в начальном общем образовании под тьюторским сопровождением понимают особый вид педагогического сопровождения, в ходе которого педагог-тьютор создает условия и предлагает способы для выполнения и осознания учеником начальных классов своего познавательного интереса, образовательного запроса и действия.
Тьюторское сопровождение, согласованное с основными этапами данного учебного занятия в начальной школе, выступает как технология, ориентированная на обеспечение условий выявления, реализации и осознания индивидуальных познавательных интересов и в своей основной части является совместной деятельностью по выстраиванию и реализации всей цепочки шагов по развитию интереса, где ученик получает опыт его фиксации, постановки цели, задач, интеграции различных ресурсов образования для их достижения.
Тьюторское сопровождение в начальных классах осуществляется на основе следующих принципов: дифференциации и индивидуализации (означает направленность на организацию деятельности с учетом личностных особенностей и запросов, интересов учащихся, ориентацию ее на расширение контактов); непрерывности (предполагает обеспечение последовательного, цикличного, своевременного содействия младшим школьникам в развитии познавательного интереса); гибкости (включение в деятельность тьюторских способов работы с интересом в соответствии с индивидуальными потребностями, мотивами и интересами учащихся); открытости (реагирование на необходимость освоения учащимися новых социальных ролей, смену позиций, осуществление подготовки не только к конкретному, но и к запасным вариантам реализации).
Результаты применения технологии:
по отношению к младшим школьникам – развитие познавательных интересов, культуры выбора, коммуникативных и творческих компетенций;
по отношению к учителю начальных классов – повышение его функциональной грамотности в результате овладения технологией.
Основная школа
Что касается реализации технологии тьюторского сопровождения на ступенях основного и среднего образования, то здесь также важно учитывать ряд особенностей.
Тьюторское сопровождение в основной школе – это педагогическая деятельность, суть которой заключается в освоении подростком компетенций, умений и навыков самостоятельного планирования образовательного и жизненного пути, формирования и реализации индивидуальной образовательной программы (стратегии), умений и навыков разрешения проблемных ситуаций. Тьюторское сопровождение проявляется в готовности педагога-тьютора адекватно реагировать на психологический и эмоциональный дискомфорт обучающегося, на его запрос о взаимодействии.
В целом можно рассматривать тьюторство в основной школе:
как осуществление общего руководства самостоятельной образовательной деятельностью;
как переход на субъект-субъектные отношения в образовании (особый вид педагогической деятельности, направленный на развитие автономности и самостоятельности субъекта в решении проблем);
как сопровождение личностного развития, сопровождение поиска подростком самого себя, поиска человеческого в себе.
Функции педагога-тьютора в основной школе:
управленческая – создание условий для управления подростком своей мыслительной и познавательной деятельностью;
диагностическая – совместный с подростком анализ его познавательных особенностей для решения образовательных задач и профессионального самоопределения;
целеполагающая – помощь подросткам в формулировании их собственных долгосрочных и краткосрочных образовательных, профессиональных, жизненных целей;
мотивационная – создание и поддержание интереса к образованию и удовлетворение потребности в самоактуализации через образовательную деятельность;
коммуникативная – построение субъект-субъектных отношений, создание и поддержание открытого коммуникативного пространства;
контрольно-рефлексивная – создание условий для формирования адекватной самооценки, саморефлексии и корректировки учащимися собственной образовательной деятельности, ее содержания и способов реализации;
методическая – создание необходимых средств для организации тьюторского сопровождения учащихся, разработка контрольно-диагностических методик, технологий и техник тьюторского сопровождения.
Формы и способы работы тьютора в основной школе, педагогические приемы и технологии помогают подростку находить эффективные способы и формы своего образования, и прежде всего самообразования, видеть и формулировать проблемы, задавать грамотные вопросы, осмысливать и осуществлять рефлексию полученного опыта, его успешность или ограниченность, неуспешность.
Для подростков в силу их возрастных особенностей особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы, образовательные события, тренинги – должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков.
При выборе и построении форм образовательной деятельности учеников в основной школе важны:
сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность командного зачета;
специальная организация рефлексивной деятельности, экспертиз, консультаций;
предоставление времени и места для отдыха, неформального общения, релаксации;
возможность выбора обучающимися и преподавателями конкретных форм и способов образовательной и иной деятельности при наличии общих рамок (показаний, требований, ограничений).
Соответствующие особенности имеют отбор и организацию образовательного содержания:
использование различных видов материалов, с которыми работают ученики (задачи, описание жизненно-проблемных ситуаций, алгоритмы, черновики, эскизы, художественные, аналитические и критические тексты и т. д.), это помогает активизировать интеллектуальную и творческую деятельность;
включение нескольких стратегий построения образовательного содержания (стратегия усложнения, стратегия программированного обучения, стратегия формирования индивидуального стиля, стратегия свободного выбора образовательного содержания);
использование правил ситуативного и «островного» (экземплярного) отбора содержания.
При взаимодействии педагогов и учащихся необходимо обеспечить:
открытую разработку критериев оценки успешности, предоставление оценки там, где возможно, в развернутой словесной форме;
оптимизацию межличностного общения, профилактику и разрешение конфликтных ситуаций (через выработку и принятие общих норм взаимодействия, введение традиций и ритуалов, обеспечение возможности получить моральную поддержку со стороны других участников образовательного процесса);
поддержку духа коллективной (групповой, командной) сплоченности и коллективного самоопределения в противоположность конформности, корпоративности и формализму.
Кроме этого, важными аспектами деятельности тьютора в основной школе являются взаимодействие с другими участниками образовательного процесса (учителями-предметниками, родителями, администрацией школы) относительно вопросов построения и реализации образовательной деятельности, а также участие в работе педагогического коллектива по проектированию образовательной среды и принципов основной школы, коллективных и групповых образовательных событий.
Старшая школа
Тьюторская позиция на ступени среднего образования – старшая школа – занимает ключевое место в современном образовании: по результатам выпускников старшей школы судят об эффективности всей системы общего образования, именно старшая школа во многом определяет возможности систем профессионального образования и качество профессиональной подготовки молодых людей.
Эффективность тьюторского сопровождения образовательного процесса современной старшей школы обусловлена реализацией следующих организационно-педагогических условий:
процесс образования строится на основе принципа индивидуализации, открытости и вариативности учебной, практической и рефлексивной деятельности старшеклассников, что соответствует их возрастным личностным особенностям;
содержание образования составляют не только знания, но и универсальные способы деятельности – творчество, исследование и проектирование;
методы образования включают совокупность продуктивных методов обучения, социальной реализации, рефлексии и мыследеятельности;
базовой институциональной формой образования выступает не школа, а индивидуальная образовательная программа, которая реализуется как в школе, так и в реальных и виртуальных образовательных сетях, на стажировках, при подготовке и защите проекта и исследования, в рефлексивных текстах, во время социальной практики и осуществления образовательной рефлексии.
Базовым процессом образовательной рефлексии выступает процесс самоопределения личности. Образовательная рефлексия – это осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу. Обеспечивает этот процесс тьютор – тот, кто организует условия для разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. Под индивидуальной образовательной траекторией (ИОТ) будем понимать персональный путь реализации личностного потенциала человека в образовании, который отражает индивидуальную образовательную историю (освоенное содержание образовательных программ), индивидуальный стиль учения, выбор оптимального темпа и ритма учения, систему оценки личных образовательных достижений. ИОТ может быть результатом индивидуального образовательного планирования и программирования (ИОП).
Индивидуальные образовательные программы старшеклассников должны реализовываться через набор образовательных областей, соответствующих ключевым сферам деятельности современного человека. К таким сферам могут быть отнесены политика и управление, экономика и предпринимательство, социальные коммуникации, знаниевые и знаковые системы (в том числе наука и языки), искусство, технологии.
Если говорить о содержательном наполнении образовательных областей старшей школы, то обязательными для каждой образовательной области должны являться:
теоретический материал – представление ведущих идей и понятий, описывающих данную человеческую практику, историческое развитие основных направлений в этой сфере, способы и формы осуществления данной практики в современном мире, прогноз перспектив ее развития;
практическая работа (проба) учащегося в данной сфере – реализация творческого замысла, проведение исследования, разработка и реализация проекта;
рефлексивно-аналитическая работа учащегося (самостоятельно, или с тьютором, или с научным консультантом) – формирование целостного видения предмета, системной организации предмета, понятийных взаимосвязей и тематических обусловленностей, иерархии знаний и т. д.).
Основная функция тьютора в старшей школе – организация рефлексивно-аналитической работы через специально организованные рефлексивные сессии и тьюторские консультации (индивидуальные или групповые). Кроме этого, тьютор помогает учащимся в выборе способа деятельности, изучения, освоения той или иной образовательной области.
Но функции тьютора старшей школы не ограничиваются только сопровождением овладения учащимися рефлексивно-аналитической деятельностью. Также в сферу деятельности педагога-тьютора старшей школы входит овладение учащимися культурными способами деятельности – творчеством, исследованием, проектированием, что является основой для построения и корректировки индивидуального профиля обучения, индивидуальной образовательной траектории, реализации индивидуальной профильной программы в рамках ступени среднего образования.
К основным функциям тьютора в старшей школе можно также отнести:
организацию пространства встреч учащегося с культурными очагами и персональными носителями культуры (профессорами, мастерами, профессионалами и т. д.);
оказание помощи учащемуся в овладении способами освоения культуры (исследованием, проектированием, творчеством) через организацию рефлексии учащегося над его деятельностью;
оказание помощи в осознании возможностей и образовательных перспектив, связанных с профессиональным будущим;
создание условий для организации исследовательской, проектной и творческой деятельности учащихся с учетом индивидуальных программ;
помощь в формировании осознанного заказа к обучению, работа по формированию индивидуальной образовательной траектории, программы;
расширение образовательного пространства учащегося как пространства пробы себя, своих возможностей.
Таким образом, деятельность тьютора старшей школы направлена:
на формирование у старшеклассников навыков рефлексивно-аналитической работы и навыков разработки и реализации индивидуальной образовательной программы;
на организацию процесса овладения учащимися культурными способами деятельности;
на создание условий для профессионального самоопределения выпускника школы.
Важно учитывать также, что образовательная деятельность старшеклассника должна выходить за стены школы и включать в себя стажировки в мире взрослой жизни, основной предмет тьюторской и социальной деятельности – индивидуальная образовательная траектория, программа молодого человека, включающая проект дальнейшего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности. Все вышеперечисленное может эффективно использоваться в малокомплектной школе, где особенностями работы учителя является большинство рассмотренных положений и функций работы педагога-тьютора. Многие учителя, не осознавая, работают в технологии тьюторского сопровождения.
Тьюторское сопровождение, понимаемое как со-действие, со-участие, со-трудничество, будет эффективно на всех ступенях общего образования тогда, когда осуществляется ненавязчиво и деликатно, своевременно и грамотно, адресно и дозированно, повседневно и экстренно.
При этом педагогу важно помнить, что тьюторство – это определенная профессиональная педагогическая позиция. Такой педагог не выносит оценочных суждений, как хвалебных, так и осуждающих. Речь идет не столько о педагогическом такте, психологической стратегии безусловного принятия ребенка и т. п., сколько о базовом профессиональном мировоззрении. С этой точки видения сопровождаемый (независимо от возраста, социального опыта) является безусловным экспертом в собственном образовании. Задача педагога-тьютора – помочь ребенку увидеть и осмыслить инструменты самопомощи, адекватные для него способы обучения и общения.
Комментарии