Всю жизнь мы принимаем те или иные решения, какие-то являются знаковыми, даже в некоторых случаях судьбоносными, а какие-то мало что меняют. С возрастом принимать то или иное решение становится проще, поскольку за плечами имеются определенный багаж знаний и опыт. Но как быть выпускникам девятых и одиннадцатых классов, как им совершить правильный выбор вуза или среднего специального образовательного учреждения, а в дальнейшем и сферу своей деятельности, работы?
Да, кто-то уже давно решил для себя сам, кем он хочет стать и где ему учиться, кому-то помогли родители, тогда как быть тем ученикам, которые не могут определиться с выбором самостоятельно, что зависит от большого ряда причин? Кто им поможет? И почему в наше время данная проблема является очень актуальной и требует большого внимания со стороны педагогов?
Если брать прошлое, лет 200 назад, то выбор профессии не был проблемой для молодого поколения, в большинстве своем дети шли по стопам родителей в определении сферы своей деятельности, ближе к 90‑м годам ХХ века концепция выбора профессии изменилась, мы стали слышать чаще фразы «занимайся тем, что нравится», «следуй за своими увлечениями», «преврати свое хобби в работу», «иди за своей мечтой» и «если ты будешь трудолюбив и упорен, ты добьешься успеха в своем направлении», но, как показывают многолетние исследования и практика, данные установки не всегда работают.
Одно из исследований Канадского управления человеческими ресурсами тому подтверждение. Исследователями был проведен опрос среди большого количества студентов местных вузов на тему их увлечений, в какой области они хотели бы работать в будущем. 53% выбрали спортивную отрасль, в основном хоккей, 24% выбрали творческие и культурные направления, в то время как рынок труда может предоставить рабочие места только 7% опрошенных, получается, остальные при всем желании не добьются успеха в выбранной сфере. В настоящее время в России процент опрошенного населения, который работает по специальности, согласно последним опросам, проводившимся в 2017 году, составляет 27%; в 2019 году по специальности, которой обучались, работает каждый второй опрошенный (51%), 47% россиян не работают по специальности (55% среди людей со средним специальным образованием), сообщает ВЦИОМ. Так в чем же проблема? В нехватке рабочих мест, малой заработной плате или имеются другие причины? Естественно, на ум приходит проблема выбора учебного заведения, в которое направится ученик после школы.
Расскажу на собственном примере, как я стараюсь помочь ребятам в данном вопросе. На своих уроках в зависимости от тем, которые мы проходим, я знакомлю ребят с профессиями, которые находятся в данной области. Например, на занятиях по механике, когда мы конструируем механизмы, я рассказываю ребятам о конструкторских профессиях, необходимых для создания автомобилей и других механизированных систем, куда входят не только сборщики, но и инженеры, проектировщики, художники, специалисты по ремонту и обслуживанию оборудования; говорю о таком понятии, как рынок труда, что данные профессии, несмотря на автоматизацию производства, ближайшие лет 15-20 точно будут востребованы. На дополнительных занятиях по робототехнике кроме конструирования и программирования роботов я знакомлю ребят с такими профессиями, как конструктор, программист. Помимо всего прочего заинтересованным ребятам (не важно, ходят они ко мне на уроки или на дополнительные занятия) я рассказываю о разных средах программирования, даю ссылки на полезные ресурсы, чтобы они могли раньше определиться с направлением, которое будут изучать, поскольку видов программирования и языков великое множество. Также сам интересуюсь данным направлением и, если нахожу бесплатные курсы с сертификатами, делюсь ссылками на регистрацию с ребятами. Ученикам, которые интересуются рисованием, рассказываю о возможностях профессий 3D-художника, программах, в которых они работают, и сферах, где в них нуждаются.
Кроме того, на классных часах рассказываю и даю пройти разного вида тесты для профориентации, благо ресурсов и площадок, которые предоставляют подобные материалы, немало. Я провожу подобные мероприятия по большей части в непринужденной обстановке, чтобы дети воспринимали мероприятие по поиску и выбору профессии не как урок, а как приятную познавательную игру. Если после прохождения тестов или опросов на профориентацию кому-то выдается профессия, о которой не слышали, мы вместе ищем информацию о ней.
Мы должны не забывать, что профессии наших воспитанников должны быть важными, нужными нашей стране, теми, которые помогут изменить этот мир в лучшую сторону, к примеру, профессии врача, педагога, инженера, ученого, исследователя и др., чтобы, выпускаясь из дверей школы, наши ученики вставали на новый, осознанный путь в счастливое будущее.
Дмитрий ЛАВРОВ, учитель технологии школы №1598
Комментарии