search
main
0

Идея фикс. Заниматься научно-исследовательской работой готов далеко не каждый

Сделать нашу страну богатой и великой державой можно, лишь самым серьезным образом вкладываясь в развитие ее науки, поддержку научных кадров, поиск людей, способных делать революционные открытия и создавать прорывные технологии. Очень многие инициативы последних лет направлены как раз на то, чтобы мотивировать ребят заниматься научно-исследовательской работой уже со школы, поддержать юные таланты в колледжах и вузах. Какова же динамика интереса молодежи к НИР? Насколько увеличилось (или уменьшилось) количество студентов, желающих после бакалавриата поступить в магистратуру и аспирантуру, написать диссертацию – сначала кандидатскую, а потом и докторскую?

В начале июня в Шуйском филиале Ивановского государственного университета (бывшем Госпединституте им. Д.А.Фурманова) прошла IX Международная конференция «Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов и молодых ученых «Университет – новой школе». Ставшее традиционным мероприятие собрало немало людей из разных городов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья – Китая, Ирака, Туркменистана и так далее.Стоит отметить, что в этом вузе едва ли не с самого его основания в 1952 году очень пристальное внимание уделяется именно научной работе. По словам советника по подготовке кадров высшей квалификации и международной деятельности, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ Альбины Червовой, здесь была открыта первая в стране кафедра акмеологии, созданы мощные научные школы культурологии, педагогики и психологии, адаптивной физической культуры, теории и методики изобразительных искусств. 84 процента преподавателей вуза имеют те или иные научные степени. Многие аспиранты являются победителями всевозможных олимпиад, лауреатами стипендий Президента РФ. Учиться здесь не только интересно, но и заманчиво в плане перспектив профессионального роста. Не случайно сюда охотно приезжают на учебу гости из Вьетнама, Пакистана, Украины, Азербайджана, Турции и целого ряда других стран.Тем не менее Альбина Александровна говорит о том, что раньше из всего количества аспирантов до защиты доходили 70 процентов, теперь это количество упало до 20, основная причина тому – закрытие большого числа диссертационных советов, общее сокращение штатов и так далее. Свою роль играют уменьшение количества бюджетных мест в аспирантуре, отсутствие бесплатной заочной аспирантуры, а также то, что прикрепление для написания кандидатских диссертаций в организации возможно лишь при наличии диссертационного совета по соответствующей специальности. Из-за этого желающих поступить в аспирантуру, в том числе и среди школьных учителей, все меньше и меньше. А жаль, ведь научная деятельность для школьного педагога, решившего защитить диссертацию, могла бы стать вариантом серьезного профессионального роста без отрыва от производства, той самой карьерной лестницей, о которой сейчас так много говорят. Тем более что педагогов-практиков, имеющих огромный опыт преподавательской деятельности и теоретически способных воплотить его в научный труд, на самом деле у нас немало.А вот профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта Шуйского филиала ИГУ, доктор педагогических наук Михаил Правдов считает, что нет поводов для пессимизма. Ведь желающих заниматься наукой на самом деле с каждым годом становится все больше. Пережили же мы лихие 90-е, и ничего, живы, а вспомните, тогда было не в пример труднее, но и в те времена было немало тех, кто занимался исследованиями, писал и защищал диссертации. А сегодня налажено плодотворное сотрудничество с другими вузами, госучреждениями и школами, студенты активно взаимодействуют с преподавателями и учителями, разрабатывают и реализуют проекты, выигрывают гранты.С коллегой не согласна доцент кафедры педагогики и специального образования Елена Рзаева. По ее глубокому убеждению, интерес к проблемам дошкольного образования в целом снижается, в вузе даже ликвидирован факультет, на котором готовили педагогов по этому профилю. Как следствие все меньше студентов и аспирантов, которые хотят развивать это направление. Люди стали более прагматичными, они понимают, что если ты занимаешься научной работой, то нужно писать кандидатскую, а написав, нужно ее защищать, но что тебя ждет потом, совсем не ясно. В вузе при нынешней демографической и экономической ситуации работу найти сложно, идти в детсад воспитателем – а стоило ли ради этого столько учиться? И вообще не лучше ли заняться чем-нибудь более прибыльным?Профессор кафедры экологии и географии, доктор педагогических наук Михаил Шептуховский подходит к данной проблеме довольно осторожно, как истинный ученый. Он предпочитает не связывать интерес у студентов и аспирантов к науке как таковой с количеством диссертаций и защит. Ведь можно заниматься фундаментальными исследованиями, делать открытия, публиковаться в научных журналах, не преследуя цель стать кандидатом или доктором. И наоборот, нередко случается, что людей со степенями у нас много, а вот ученых раз-два и обчелся. Да и вообще год на год не приходится, любой вузовский преподаватель подтвердит: иногда на курсе попадаются сразу несколько очень перспективных студентов, которые желают и умеют заниматься серьезными исследованиями, а иногда, увы, таковых днем с огнем не сыщешь. «Во времени в пространстве» статистика вроде бы стандартная – лишь 3-4 человека из 100 имеют врожденные предпосылки к этому виду деятельности. Однако это никоим образом не может служить поводом для каких-либо планов и обязательств «выпустить в этом году на столько-то процентов больше молодых ученых, чем в прошлом».Как отмечает заместитель декана факультета педагогики и психологии, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Оксана Баркунова, действительно, ситуация меняется весьма непредсказуемо, хотя и здесь можно найти свои закономерности. Так, буквально два-три года назад был замечен резкий спад интереса к научной работе по специальностям «начальное и дошкольное образование», «логопедия», «психология», «социальная педагогика». Но сейчас наблюдается явный всплеск интереса к логопедии и дефектологии. Причина в том, что в школах активно внедряют инклюзивное образование, а значит, стал ощущаться острый дефицит специалистов. К тому же согласно статистике заметно выросло количество детей, имеющих проблемы в речи и развитии, что также ориентирует студентов более серьезно заниматься исследованиями этих сфер.Да, количество диссертантов упало, подтверждает декан факультета искусств Людмила Ершова. Но ведь и студентов в целом тоже стало меньше! То есть демография в данном смысле мешает развиваться нашей науке. Эту же мысль высказал и директор Шуйского филиала ИвГУ Алексей Михайлов. Собственно, во многом именно по этой причине в 2012 году и было принято решение о присоединении Шуйского госпедуниверситета к Ивановскому госуниверситету. Меньше студентов – меньше преподавателей, меньше исследований, поэтому и был взят курс на выживание, сиречь укрупнение. Одна надежда на то, что рано или поздно демографический маятник качнется в другую сторону, в вузы и филиалы хлынут потоки абитуриентов, повысится набор, увеличится контингент, что подстегнет развитие науки.На самом деле к проблеме вузовской науки следует подходить тоже с научной точки зрения. Таково мнение заведующего лабораторией теории и методики подготовки кадров информатизации образования, доктора педагогических наук, кандидата технических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ, действительного члена РАЕ и Академии информатизации образования Олега Козлова. Как бы мы ни заявляли, что наукой должны заниматься и учителя, и ученики, и студенты, нужно трезво понимать: во-первых, это далеко не каждому дано, во-вторых, для этого нужно иметь соответствующую материальную базу и подготовку, а в-третьих, результат скорее всего будет отсрочен минимум лет на десять. Да и результат этот вряд ли можно выразить в количестве научных работ и открытий. На самом деле самое главное – это дать возможность каждому человеку почувствовать себя исследователем, помочь ему сделать пусть и маленькое, но открытие, хоть даже просто для самого себя, а не для всей мировой науки. И здесь особая роль принадлежит студенту педагогического вуза – будущему учителю, ведь именно под его руководством будут делать свои первые открытия школьники следующих поколений. Поэтому начинать нужно с малого и ни в коем случае никого не принуждать, а действовать исключительно «пряником», организуя самые различные конкурсы, олимпиады, конференции (подобно Шуйской сессии), на которых каждый желающий может выступить с докладом и выслушать мнение ученых мужей относительно своего исследования.Иными словами, у российской науки определенно есть будущее, коль скоро есть люди, способные и готовые ее развивать и укреплять.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте