search
main
0

Идет коза рогатая

Зачем нужна мелкая моторика

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых дней. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка в дошкольном возрасте.

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга.

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, он их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

В нашей педагогике созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования российских физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Доказано, что манипуляции рук оказывают влияние на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

В специальной литературе последних лет работа по формированию и совершенствованию общих движений, тонкой моторики пальцев рук рассматривается как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия на детей с нарушениями речи. Практика показывает, что чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Работу по тренировке пальцев можно начинать с рождения. Вначале это только массаж и упражнения в виде сгибаний и разгибаний каждого пальчика ребенка с помощью взрослого. В конце первого года жизни можно уже перебирать сначала крупные, а затем более мелкие предметы (погремушки, пирамидка, бусы).

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координированно и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на владение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Если ваш ребенок в 4 года не умеет доносить в ладошках воду до лица, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. В то же время, если ребенок в 4 месяца может из кулачка вытащить один из пальцев, это свидетельствует о хорошем развитии мелкой моторики, а в дальнейшем о речевом развитии.

Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь, занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой и другими играми по развитию мелкой моторики.

Также хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики:

  1. Застегивание и расстегивание пуговиц.
  2. Шнурование ботинок.
  3. Шнуровка на специальных рамках.
  4. Нанизывание колец на тесьму.
  5. Мозаика.
  6. Игры с конструкторами.
  7. Перебирание круп, зерен.

Для более старшего возраста используются всевозможные упражнения с элементами письма, такие как:

  1. Штриховка в разных направлениях.
  2. Обводки.
  3. Доведение линий до конца.
  4. Раскрашивание.
  5. Прописи.

В условиях дошкольной группы работу над тонкими движениями рук рекомендовано проводить во всех возрастных группах с постепенным усложнением заданий в любых режимных моментах. В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

Чем раньше родители поймут, что мелкая моторика напрямую связана с речевым развитием ребенка, и начнут развивать ее, тем более точной и правильной будет речь у ребенка в будущем.

Юлия ИСМАИЛОВА, Ирина НИКИТИНА, учителя-логопеды школы №1194

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте