search
main
0

Идеология места. Патриотическое воспитание в современной школе

Очевидно, что в современных условиях патриотическое воспитание детей является одним из перво­очередных направлений работы школы. Воспитать любовь к Родине и гордость за свою страну – непростая, но приоритетная задача для системы образования. Академик Д.С.Лихачев говорил:

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному поселку, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству

Территориальная идентичность, под которой мы понимаем отождествление индивидом себя как члена определенной территориальной общности, и глубокая связь с Родиной формируются у подрастающего поколения именно в школе и школой. «С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе» – вспомним строки из блестяще исполненной Марком Бернесом песни на стихотворение советского поэта Михаила Матусовского. Вслед за автором добавим: Родина начинается и со школы, в стенах которой ребенок проводит детство и юность, с учебников по истории и физике, рассказывающих о великих российских ученых и их открытиях, с высокотехнологичного российского оборудования и современной удобной российской мебели, которыми оснащаются сегодня школы. То, что ребенок видит с самого раннего детства, та среда, в которой он растет и которая его формирует, то, к созданию чего он чувствует себя причастным, и то, что он любит, для него и есть Родина.

И хотя каждая школа в нашей стране обладает своей индивидуальностью, у всех школ страны есть главная миссия – формирование поколений образованных, высоконравственных молодых людей, наделенных чувством ответственности за свой город, за свою страну и осознающих свою идентичность. Помимо педагогов и семьи, которые в этом вопросе являются залогом успеха, большую роль играет качественное образовательное пространство. Городом разработаны Единые требования к зонированию, наружной и внутренней отделке школ Москвы, в которых отражены основные принципы проектирования московских объектов образования.

Качественная образовательная среда складывается не только из современного оборудования и мебели, высококвалифицированных кадров, содержания образования и организации образовательного процесса. Это не столько слагаемые, сколько множители успеха, при отсутствии пусть одного из них образовательная среда не будет качественной. Ребенок, личность которого формируется непосредственно в образовательной среде, влияет на эту среду и меняет ее под свои интересы.

Ребенок – это субъект, а не объект обучения, и его не нужно заставлять учиться.

Известный факт – если человек не хочет, он в конечном итоге и не будет, например, развиваться, меняться, учиться. Эффективная образовательная среда повышает мотивацию обучающихся. Это вполне измеримый показатель: сколько времени ребенок проводит в школе (ведь среда должна мотивировать детей на желание проводить время в школе), какое количество кружков посещает, есть или отсутствуют потери контингента школы при переходе на следующий уровень общего образования, в какое количество школьных проектов включены родители. Не все дети умеют придумывать себе занятие, и мы не должны их этому учить. Наша задача как педагогов – создать динамичную мотивационную среду, в которой ребенок захочет и сможет сам себя занять.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений

Так говорил Л.Н.Толстой, которому по мысли близко утверждение швейцарского психолога и философа Жана Пиаже: люди эффективнее всего приобретают знания, создавая их. У любого человека есть свой фундамент, на котором он достраивает знание. Это индивидуальный и творческий процесс. Поэтому детям нужно ставить такие задачи, которые они в состоянии выполнить. Этот подход полностью соответствует идее Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития: нет другого способа помочь ребенку осознать что-то, кроме как дать ему цель, которую он достигнет самостоятельно. Например, ребенок начинает задавать вопросы, увлекается и переходит за грань тех знаний, которые есть в книге. Когда-нибудь он таким же образом задаст себе очередной вопрос, и ответом на него будет что-то новое для всего человечества. Модель мышления, когда знание приходит через правильные вопросы, позволяет на всю жизнь сохранить интерес к образованию и творческое начало.

Сегодня Москва стремится создавать образовательное пространство, проникнутое чувством достижимости будущего. Такое пространство через мотивацию ребенка к образовательной деятельности способствует раскрытию его потенциала, стимулирует активность и ориентирует на саморазвитие. Московские школы сегодня оснащаются и комплектуются современным российским технологичным оборудованием, необходимым для того, чтобы юные москвичи в режиме реального времени могли на практике испытать и проверить полученные знания.

Городу важно, чтобы учащиеся испытывали чувство гордости за полученные ими результаты, гордились своей школой, своим городом. Дети должны чувствовать не только то, что они идут в ногу со стремительно развивающимся миром, но и то, что они часть этого мира. Важно, чтобы ребенок понимал, что его индивидуальный опыт познания становится органичным вкладом в развитие территории, где он живет и растет.

Поэтому, проектируя сегодня школьные и дошкольные здания, город решает задачу по созданию комфортного, технологичного, эффективного пространства, образовательной среды. Важно, чтобы ребенку не хотелось покидать учебное заведение даже после окончания уроков. Для этого в Единых требованиях к зонированию, наружной и внутренней отделке школ Москвы зафиксированы основные предметно-пространственные особенности проектирования зданий школ-новостроек, например функциональное зонирование с единой графической навигацией, прозрачное или трансформируемое пространство по принципу безбарьерной среды, о чем было сказано в статьях ранее. В современной московской школе предусмотрены открытое многофункциональное многосветное пространство (или атриум – замена привычного актового зала), лабораторно-исследовательские комплексы, IT‑по­ли­го­ны, современная медиатека и комфортные зоны рекреации. Во время обучения через тесное взаимодействие с современным и комфортным пространством школы дети постепенно присваивают его, изобретают в нем новые варианты отдыха от учебного процесса или придумывают специ­фические, творческие способы во взаимодействии с разными уголками школы для общих активностей. Одним словом, если учащиеся вовлечены в разные  варианты применения пространства под свои задачи и цели и имеют возможность для самостоятельных коллективных практик, то степень их ответственности за школу значительно возрастает.

Такая образовательная среда способна:

Современная школа должна быть первым большим этапом рождения смыслов, когда ребенок получает необходимые знания и навыки для дальнейшей жизни. Город стремится создавать образовательную среду, в которой органично переплетаются педагогика, нау­ка, искусство, предпринимательство и другие сферы общественной жизни.

В ней каждый элемент, каждая час-тичка, будучи наполненной образовательным смыслом, способствует формированию поколения молодых людей, образование и воспитание которых сделают их конкурентоспособными перед лицом вызовов XXI века.

Современная школа формирует у подрастающих россиян не только территориальную идентичность и любовь к Родине, но и гражданственность, социо­культурные и духовно-нравственные ценности. Мы должны понимать, что образование ­- это основа стабильности и перспективности развития российского общества. От сегодняшних детей зависит то, каким будет наше завтра.

Рузанна Иванцова, заместитель начальника ГКУ Дирекция
по строительству и реконструкции ДОНМ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте