Арт-мастерская лицея №5 Ставрополя всегда открыта. Это правило ввел учитель изобразительного искусства Владислав Маткин, так как считает, что желание заняться творчеством не может быть регламентировано и если кто-то из детей внезапно захотел выплеснуть свои чувства в рисунке, значит, не стоит дожидаться урока, пусть заходит и пишет. Когда властвует вдохновение, мешать ему не нужно, это он как художник прекрасно знает. И хотя Владислав Геннадьевич только начинает свой педагогический путь, интуитивно понимает, что творчество способно раскрыть личность его учеников, впечатлить и окрылить, а значит, учебе это будет способствовать. Вот и его коллега Ольга Бурба, которую Маткин считает своим наставником, отмечает: после занятий живописью или лепкой оживляется восприятие и обостряется сообразительность ее учеников.
Скорее всего, секрет детского воодушевления и тяги ребят к знаниям кроется в нескучном подходе к преподаванию. Своим стремлением удивить, создать особое настроение на уроке Ольга Александровна и Владислав Геннадьевич похожи, чудеса они совершают порознь и вместе, дополняя друг друга.
– Те, кто думает, что уроки изобразительного искусства – это только натюрморты, пейзажи или портреты, глубоко ошибаются, – говорит Владислав Маткин. – Главное – научить детей фантазировать и претворять фантазии в жизнь. Так рождаются, например, мультфильмы, которые создают его ученики.
– Идея создавать их пришла после просмотра вручную созданных фильмов Юрия Борисовича Норштейна «Сказка сказок», «Ежик в тумане» и Александра Константиновича Петрова «Старик и море», «Корова». Мультипликация объединяет сразу несколько видов искусства. На наших уроках мы занимаемся изобразительной, декоративно-прикладной, конструкторской, медиадеятельностью. Каждый ученик участвует в создании мультфильма на всех его этапах. Этот метод очень помогает справляться с основной задачей учителя, воспитанием у ребят целостного знания о мире. Мультипликация – универсальный язык. Во время работы над фильмом ребенок может побыть в роли режиссера, художника, продюсера, музыканта, программиста, хореографа, монтажера и даже директора. Помимо чисто творческих каждый приобретает еще и навыки работы в команде.
Педагог вообще убежден, что анимация помогает лучше понять сложные темы, а при помощи компьютерной графики освоение основного материала происходит гораздо легче. Но мультипликация – лишь одна из многих форм подачи учебного материала.
Владислав Маткин человек творческий, и в его арсенале всегда найдется нечто новенькое, что разбудит детский интерес, приведет ребят в восторг, а как следствие – даст импульс к желанию узнать больше. На занятии он не прочь взять гитару и проникновенно спеть о чем-то важном и родном, давая и детям возможность размышлять, созидая, пробуждая их чувства.
Силу искусства педагог считает не только развивающей, но и исцеляющей. С 1 сентября в Ставрополе стартовала работа творческой мастерской для детей с ментальными особенностями «Улитка», что весьма дорого Владиславу Геннадьевичу.
– У каждого человека особенный взгляд на мир и на себя, у ребенка с особенностями развития есть гораздо большая потребность найти свое место в мире и быть принятым обществом, – рассуждает педагог. – Один из путей достижения этого мы видим в использовании языка изобразительного искусства для передачи образов и чувств. Особенному ребенку сложно (а порой невозможно) словами рассказать, что он чувствует, но яркие образы и сюжеты, которые понятны любому без слов, способны пробудить потребность и способность общаться со зрителем. С учетом особенностей развития или возрастных особенностей была составлена программа индивидуальных занятий изобразительным искусством для детей с ментальными особенностями, возникшими вследствие психических заболеваний. Темы и сюжеты занятий подобраны таким образом, чтобы вывести ребенка на диалог и помочь ему в раскрытии своих чувств и переживаний, чтобы он мог составить через образы представление об окружающем его мире. Проект реализуется организацией «Душевный арт». Благодаря поддержке правительства Ставропольского края и Фонда президентских грантов занятия проходят бесплатно.
Владислав Маткин, выпускник Ставропольского краевого художественного училища, Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена в Санкт-Петербурге, член Международного союза педагогов-художников, мастер аранжировок, нашел свое призвание в школе. Именно здесь его разнообразные таланты пришлись ко двору, и оказалось, что делиться тем, что умеешь сам, с другими – это здорово. Он пока ощущает себя начинающим учителем, но рядом с ним мудрые наставники, которыми не устает восхищаться: директор лицея №5 Наталья Черемных, учитель начальной школы Ольга Бурба, которую в этом году министр просвещения Сергей Кравцов отметил знаком «Почетный наставник» за личные заслуги в оказании постоянной и эффективной помощи молодым работникам сферы образования.
– Владислав Геннадьевич как-то признался, что ведет тетрадь, куда записывает все мои «поучения», – смеется наставник. – Мне же кажется, что ничего особенно поучающего я не говорю, мы просто проговариваем друг с другом разные ситуации, возникающие на уроках, делимся идеями, нередко проводим совместные творческие занятия.
Ольга Александровна мечтала стать педагогом с самого раннего детства. В этой профессии ее призвание, счастье, жизнь. О своих малышах Ольга Бурба готова говорить до бесконечности:
– Ребята узнали, что дуб можно вырастить из желудя, и решили попробовать! И мы затеяли с классом эксперимент: каждый посадил плод и принялся ухаживать за ним. Честно скажу, не всем удалось добиться результата. Звонили родители: «Не ругайте нас, но кошка съела росток, и мы всей семьей плачем». Жаловались сами: «Я только отвернулся, а младший братишка уже его сломал!» Но половина посевов взошли! Договорилась с нашим ботаническим садом, нам дали там место, и все дружно – и те, у кого росток проклюнулся, и те, у кого, к сожалению, не получилось, – поехали высаживать саженцы в землю.
Теперь в Ставропольском ботаническом саду имени В.В.Скрипчинского есть особая аллея, там растут дубки маленьких лицеистов.
Ольга Бурба убеждена, что успех – это прежде всего тренировка сердца. И немного – обстоятельства, ряд условий, которые складываются в пользу человека. Она теряется порой, по каким критериям оценивать ребенка, его нестандартность, богатство воображения, душевную работу. Для Ольги Александровны увидеть те внутренние изменения, которые происходят на уроке и после с его кругозором, с его личностным ростом, важнее демонстрации заучивания. И никогда ей в голову не приходит сравнивать детей между собой.
– Они в любом случае разные! – восклицает педагог.
Она видит свою миссию в том, чтобы помогать ученикам быть такими, какие они есть, и раскрыть именно свой неповторимый потенциал. Как сказал Иван Бунин, каждый человек – это целый мир.
Доброжелательность и строгость, терпеливость и способность зажечь любопытство – педагоги находят порой самые невероятные дороги, чтобы достучаться до сердец, открывая их знаниям, новшествам, миру. И так важно сформировать свой стиль взаимоотношений с учениками, помогать им учиться с радостью, чтобы дети шли в школу с удовольствием и не теряли этого ощущения с годами! Один неверный шаг, неловкое замечание педагога могут отбить у маленького человека желание учиться. Его потом непросто восстановить.
Ольга Бурба открыла свой Клондайк любви для абсолютно всех маленьких «старателей», шалунишек и бук, всезнаек и неисправимых мечтателей. И они, обогатившись ее любовью, раскрыли свои сердца навстречу. Так она осознала, что истина живет только в открытой душе, а авторитет – только в чистых устах. Кстати, об этом говорил еще Бенедикт Спиноза. Своим профессиональным кредо педагог считает афоризм Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». А еще она убеждена: чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому.
Все дети одаренные, им просто нужно помочь проявить свои таланты. Этот посыл объединяет Ольгу Александровну и Владислава Геннадьевича. А еще то, что все нужно делать от души и уметь праздновать свои победы. Разные. И, продолжая идти вперед, всегда помнить, что нужно быть собой, уважая личность ребенка, идти своим путем, помогая это делать ученику, ставить свои цели, обучая тому же детей, праздновать свои победы, понимая, что они складываются из побед твоих учеников.
Лора ЗУЕВА
Комментарии