search
main
0

Идей полна корзина для… зина

Технологии работы с детьми с ОВЗ

В сентябре 2022 года Центральная библиотека имени М.Ю.Лермонтова выпустила методическое пособие «Как сделать зин?». Оно включает в себя теоретические советы, примеры из практики – зины ребят, а также QR-коды, которые ведут на видео­уроки. Пособие само похоже на зин – оно яркое, красочное, а верстка напоминает коллаж. Текст составлен так, чтобы был понятен и детям, и взрослым, работающим с детьми. Электронная версия пособия опубликована в группе филиала ЦБ имени М.Ю.Лермонтова – «Семеновской» библиотеки – ВКонтакте.

Творчество важно в воспитании детей, это понимают все. Но часто родители и педагоги воспринимают занятия искусством как часть общего развития ребенка или увлекательное хобби. А библиотека «Семеновская» в этом году решила посмотреть на вопрос с другой стороны: не просто развивать креативность, когнитивные способности, но и дать детям попробовать себя в творческих профессиях, и показать, что заниматься творчеством можно профессионально.

Ребятам с задержкой психического развития или с тяжелыми нарушениями речи тоже нужны возможности для профориентации, профессиональных проб, условия для социального развития и коллективной системной работы. Поэтому в сотрудничестве с 7 петербургскими коррекционными школами различного типа (коррекция нарушений слуха, умственного, речевого развития и др.) сотрудники библиотеки «Семеновская» создали и реализовали проект TeenZine («Зин тинейджера»).

В течение месяца библиотекари с ребятами и педагогами изучали теорию. Приглашенные представители творческих профессий провели занятия для ребят, на которых фотографы, дизайнеры и журналисты рассказали об основах своей профессии.

Для комфортного темпа обучения и возможности возвращаться к теоретическим знаниям сотрудники «Семеновской» сняли занятия на видео. Получилось пять видеоуроков от экспертов различных областей. Специалисты обращаются к детям простым и понятным языком, у них небыстрая речь, а в занятия включено множество наглядных примеров. Например, художник Юлия Левданская рассказала об основных техниках рисования, дизайнер Александра Тикка показала, как оформить журнал, фотограф и редактор Кристина Рягузова пояснила, как грамотно подобрать снимок к материалу в журнале или сделать фотографию самостоятельно, журналисты Анастасия Квасова и Мария Кокоурова ознакомили с технологией создания текстов разных жанров, корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Евгения Чиркова продемонстрировала, как брать интервью. Профессионалы в области фотографии, журналистики, дизайна как бы говорят ребятам: творчество может быть не только увлечением, но и полноценной профессией.

Важно, что теоретической базой теперь могут воспользоваться все желающие: родители, педагоги, библиотекари и, конечно, сами дети. Все видеоуроки выложены на YouTube-канале библиотеки «Семеновская» в плейлисте «Как сделать зин?».

Вторым этапом стала практическая работа. Когда дети узнали основы, важно предоставить им возможность попробовать себя в новой деятельности, применить полученные знания и проявить собственное творчество. Для этой цели организаторы выбрали создание зинов.

Зин – это рукописный или печатный самиздатовский журнал, который автор или коллектив авторов делают и распространяют самостоятельно. Тема, содержание и наполнение зинов могут быть любыми.

Педагоги организовали творческие группы, в которые входили от 2 до 10 детей, и в последующие два месяца создавали зины.

Почему именно зины? В процессе их подготовки дети применяют уже полученные знания и проявляют собственные творческие способности, параллельно приобретая новые умения и навыки. То есть создание зина – это безболезненное погружение в новое дело с помощью привычных действий и, конечно, свобода самовыражения.

В итоге получилось семь разных журналов от семи школ, которые были отправлены на состязание «Голос страны – время действовать». Это ежегодный межрегиональный конкурс для ребят с ОВЗ, организованный школой №522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и образовательной площадкой «Академия талантов» при поддержке Комитета по образованию и администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. В этом году организаторы ввели специальную номинацию – «Лучший самиздатовский журнал», в которой участники проекта представили свои зины.

Конкурс для ребят – это площадка для развития коммуникативных навыков, понимание ценности своей работы и ее результата. Победители состязания получили призы: наборы для творчества и книги.

Как отметила куратор проекта Полина Колосова, дети сразу восприняли идею создания зинов с большим энтузиазмом, кто не мечтал стать настоящим журналистом или редактором? Уже во время презентации проекта и показа роликов ребята обсуждали, какие роли в проекте кому достанутся, кто возьмет интервью у одноклассника, о чем его спросит. Помимо творчества ребят мотивировала и возможность воплотить собственные идеи и с командой с нуля создать настоящий журнал.

Коллеги из других библиотек, педагоги и родители высоко оценили такой формат деятельности детей: школьникам нравится работать над собственным продуктом и видеть физическую реализацию своих идей, а педагогам удобно организовывать и предлагать создание зинов в учебе. Самиздатовские журналы универсальны и могут использоваться в проектах разной направленности.

https://www.youtube.com/playlist?list=PLx-LhuOYGtfLPVRAhtdqHPMyk9SSX2CKK

Дарья МАНДУР, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте