Идея использовать компьютер в школе естественна и привлекательна: во взрослой жизни ИКТ (устройства глобального позиционирования, интернет-терминалы, станки с ЧПУ) используются именно для того, чем учителя и ученики заняты в школе, – для обработки информации. Каковы же условия массовой информатизации школы?
Много лет назад я задал этот вопрос Симуру Паперту. Он ответил: «Нужно видение лидеров. И еще – помогите нескольким школам, единицам на тысячи, сделать это видение реальностью».
Сегодня это происходит в Москве. Руководитель группы проектировщиков «Школы информатизации» – префект Зеленограда Анатолий Смирнов – утверждает: «Школа информатизации» массовая, а не экспериментальная модель. Мэр города Юрий Лужков говорит, что «Школа Будущего» должна быть построена на наглядности (использовании всех форм восприятия мира), активной роли учащегося (деятельностной педагогике) и электронизации (современных ИКТ), и поручает проектирование МИОО «Школы будущего». Президент страны Дмитрий Медведев начинает проект «Нашей новой школы» – «Школы информатизации» для детей-инвалидов, основываясь на опыте ЦО «Технологии обучения», созданном по инициативе Л.Швецовой. Руководитель Департамента образования города Москвы Ольга Ларионова создает городской Совет по информатизации и возглавляет его. Первый заместитель руководителя МДО Людмила Курнешова в течение многих лет поддерживает работу экспериментальных площадок, где инновационная педагогика выстраивается на базе ИКТ. Первый заместитель руководителя МДО М.Тихонов вывел Юго-Западный округ в лидеры детского творчества в области информатизации, а сейчас регулярно проводит мозговые штурмы на городском уровне и привлекает в московское образование мировых ИКТ-гигантов.
В прошедшем учебном году Департамент образования принял «Концепцию информатизации образовательного процесса в учреждениях системы Департамента образования города Москвы», до этого – базисный учебный план, интегрирующий ИКТ практически во все предметные области. Сегодня начинается воплощение Федерального государственного стандарта начальной школы. От нас зависит, станет ли он стандартом «Нашей новой школы», будут ли ИКТ повседневными инструментами деятельности учащегося и условиями образовательного процесса для учителя.
Информатизация образования невозможна без людей. Этот выпуск «УГ» – о школах и людях, которые уже сегодня реализуют инновационные модели и концепции и написали в газету о своей работе.
Уже 20 лет занимаются поиском и созданием ИКТ-инструментов для образования в Институте новых технологий. Еще в конце 1980-х институт стал партнером международных телекоммуникационных естественно-научных (KidsNet) и социальных I*EARN проектов. Сегодня решения для российской профильной школы отрабатываются в проекте «Глоблаб» Б.Беренфельдом и Е.Ковалевской.
В начальную школу ЦО «Измайлово» (А.Муранов) ИКТ интегрированы повседневно и повсеместно. О.Кутукова – учитель информатики, поверившая в то, что информатика может стать органичной в жизни «началки» и всей школы, в течение многих лет эту веру несет другим учителям своей школы, школ города и России. С.Ловягин пришел в информатизацию со «своего конца», выходя за пределы классно-урочной системы, создавая школьные интерактивные, «трогательные» музеи и лаборатории в Московском музее образования, в школе №2030, в манежном «Зазеркалье», в своей школе №1060 и в федеральных перечнях оснащения школ. Творческое использование мирового опыта представлено в статье М.Моисеевой и П.Якушкина из «школы ОРТа», где в течение многих лет интегрируются материальные, информационные технологии и дизайн. Одной из первых попыток построения школы, интегрированной в социальную среду на базе ИКТ, стал опыт ЦО №1828 (С.Горловский), по-новому этот путь проходит лицей №1564 (Т.Смирнова). Для Москвы и России важно, что эффективное применение ИКТ демонстрируют лучшие школы России – гимназия №1518 (М.Фирсова) и ЦО «Царицыно» (Л.Шимутина и Е.Рачевский). Не менее интересно, однако, наблюдать за развитием школы №1458 (Т.Салтыкова), которая при всей своей индивидуальности и своеобразии максимально точно и вдумчиво следует модели «Школы информатизации». Необходимым элементом массовой информатизации является методическая поддержка и повышение квалификации учителя, которые ведут Центр информационных технологий и учебного оборудования, кафедры и лаборатории МИОО. Об их подходах и результатах работы можно судить по статьям Е.Хохловой, Ю.Федоровой, В.Бурмакиной, О.Кутуковой.
Московское образование получает еще один значимый вклад в информатизацию и от «Учительской газеты – Москва» благодаря активной, заинтересованной позиции Виктории Молодцовой. Спасибо!
Алексей СЕМЕНОВ, научный руководитель реализации Концепции информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования Москвы
Комментарии