Само понятие «методические объединения» может объяснить цель их создания. Чтобы решить ту или иную проблему, касающуюся той или иной предметной области, нужно объединиться. Помимо этого, к примеру, Светлана ТУРЛЮК, учитель русского языка и литературы школы №367, считает, что подобные объединения нужны, чтобы помогать молодым учителям и чтобы было комфортно и интересно учиться детям.
– К примеру, в наше методобъединение входят семь учителей-словесников, все имеют первую и высшую квалификационные категории. Методобъединение является еще и «кустовым» – в школе работает районный методист кабинета словесности, поэтому на базе нашей школы проходят различные семинары, открытые уроки. Скажем, недавно проходила олимпиада по русскому языку, и в ней участвовали семь школ, включая нашу. Традиционно проходят предметные декады, и, что показательно, в ней задействованы как взрослые, так и дети. Лично мне работа в объединении важна тем, что мы с коллегами делимся опытом, помогаем друг другу. Совместно решаем любую трудную ситуацию, любой сложный вопрос, касающийся предметных областей.
– Действительно, – подтверждает Елена Ускова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе 367-й школы, – у нас есть классические объединения, которые интегрируют предметные области: русский язык, математику, историю… Это удобно тем, что учителя могут решать узкие вопросы своих предметов. Если педсовет решает все в комплексе, то в методобъединениях анализируют преподавание предмета и организацию внеклассной работы учителя с детьми. Например, объединение словесников может поставить задачу: формирование орфографической грамотности или, допустим, развитие речевой деятельности. Учителя берут эту методическую тему, и каждый вносит свой вклад. Кто-то, скажем, дает серию открытых уроков, и на них приходят учителя-словесники, коллеги из других школ.
– С какой периодичностью выбираются темы?
– Над общей методической темой методобъединение может работать год, три года. Учителя заявляют свои методические темы и стараются в общую тему накапливать материал. То есть делают обзоры литературы, проводят взаимопроверки тетрадей. На итоговом отчете учителя рассказывают о достижениях и проблемах, поскольку суть подобного объединения в том, чтобы в процессе работы вычленить проблему и решить ее.
Еще одна сторона деятельности методобъединения – предметные декады, где часто используются игровые технологии, скажем, игра по станциям. Эта форма удобна тем, что позволяет участвовать абсолютно всем ребятам. В отличие от других школ у нас взрослые являются только организаторами мероприятия, а проводят игры сами дети.
У каждого методобъединения существует своя папка, где собирается накопленный материал. Здесь вместе с нормативными актами – сценарии интегрированных уроков, достижения ребят, итоговые отчеты, графики успеваемости по каждому классу, по каждому предмету, протоколы заседаний, выступления учителей на методобъединениях, программы элективных курсов. Что важно, предложенной разработкой урока может воспользоваться любой учитель.
С традиционной практикой работы методобъединений в 367-й школе соседствует инновационная деятельность. Школьный клуб «Сова» – совет веселых и находчивых активистов – объединение методических объединений школы. Как говорит Анастасия Волкова, учитель математики этой школы, «Сова» – это оригинальная идея школы, ее обобщенный опыт.
– Подобная инновационная деятельность сплачивает и позволяет решить проблемы более эффективно, чем если бы каждое методобъединение работало само по себе. Кстати сказать, с проектом «Сова» мы даже заняли первое место на районной научно-практической конференции.
Почему возникла идея создания подобного объединения? Потому что очень часто замечаешь учеников, которые успешно учатся. Им, как правило, уделяется много внимания. А средние ученики, которые в силу каких-то причин боятся выступать на уроке или их затмевают «звезды», остаются без внимания или талантливы в одной области и никак не могут проявить себя в остальных. Наш клуб «Сова» предоставляет этим людям такую возможность. Они придумывают и сами готовят уроки, викторины для маленьких.
– А сколько ребят принимает участие в работе клуба?
– Более сотни ребят начиная с 7-го класса. За полтора года функционирования клуба мы провели несколько уроков для малышей, причем разработанных самими ребятами. Я, как председатель клуба, только корректирую их планы уроков, а вместе мы формируем конспект, если надо, репетируем. И проводим уроки по разным предметам, праздники, викторины. В прошлом году, например, проводили неделю, посвященную дню снятия блокады Ленинграда. Все клубные ребята делились на группы. Сценарий урока был один, но каждый готовил его по-своему. И провели урок для всех классов: с 1-го по 6-й. Очень важно, что малыши относятся к таким урокам замечательно, внимательно слушают, ждут их и, главное, понимают ровесников лучше, чем учителя. Каждого мы обязательно отмечаем грамотами, и это идет в портфолио ребенка, которое ему потом понадобится к 9-му классу, чтобы поступить в 10-й. В клуб также входят все учителя, и еще ни один не сказал, что отказывается принимать участие в его работе. Хотя зачастую урок, разработанный ребенком, может быть совсем не в «тему»: допустим, кто-то решил провести урок по Древнему Египту, а в классе данной темой еще не занимались. Важно, что проект еще долго обсуждается по окончании. Мы провели внутришкольный социологический опрос и выяснили: 74 процента клубных ребят стали лучше учиться по многим предметам.
Санкт-Петербург
Комментарии