search
main
0

Идеи находят отклик. Духовно-нравственное воспитание на уроках и после занятий

​Образование состоит из двух основных частей – обучения и воспитания. Как учить и чему, ясно. А как решать воспитательные задачи? Общение с детьми и родителями, заседания школьных методических объединений, педагогические советы, телепередачи, статьи в СМИ и многое другое заставило меня посмотреть на качество воспитательной работы в школе с другой стороны. С чего же начать? Не с чего, а с кого. Начинать всегда надо с себя! Началось мое активное погружение в самообразование по духовному воспитанию.

Приглашаем в класс гостейСразу скажу, что не стоит ждать быстрых результатов. Первым делом я прошла курсы повышения квалификации в Московском институте открытого образования по темам «Основы религиозных культур и светской этики», «Научно-методические основы преподавания учебных курсов и модулей православной культуры в общеобразовательной школе». В период обучения я изучала нормативно-правовые документы. С 2012 года во всех школах ввели новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В том же году было подписано соглашение о сотрудничестве между Русской православной церковью и Департаментом образования города Москвы. Опираясь на это соглашение, я начала выстраивать работу по взаимодействию РПЦ с учащимися, родителями и членами нашего педагогического коллектива. Огромную помощь в этой работе мне оказывает Городской методический центр Москвы.Я составила план воспитательной работы на четыре года.На первом родительском собрании мы обсудили план воспитательной работы на весь учебный год. По инициативе родителей строится экскурсионная работа. С их письменного согласия проводим уроки, классные часы, конкурсы с представителями РПЦ.С огромным удовольствием приглашаем к нам в класс гостей. Например, к нам на открытые уроки приходит представитель Русской православной церкви, чья кандидатура утверждена приказом Департамента образования. Священник сидит на уроке, смотрит, слушает, о чем и как говорят дети, и предлагает задавать ему вопросы. Сначала дети стесняются, но потом вопросов становится все больше и больше. А особо любознательным батюшка оказывает помощь при подготовке к Общероссийской олимпиаде по основам православной культуры.Для тех, кто любит мастерить, творить, фантазировать, проводим выставки, конкурсы, мастер-классы. К примеру, узнали на уроках, что такое храм, его строение, каково его значение для верующих, постарались понять, почему многие храмы являются памятниками архитектуры. Пришли мы с детьми и родителями на территорию храма своего района, узнали о нем много нового, сравнили с другими церквями. Художники класса взялись за мольберты. Кто рисовал красками, кто – восковыми мелками, кто – углем. Появился конкурс рисунков «Храмы моего города», «Золотые купола», «Свеча России».Ознакомились и с историей празднования Рождества, и родился игровой проект «Рождественская елка». Мастерицы устроили конкурс поделок «Вертеп», «Свет рождественской звезды».К Дню православной книги дети устраивают конкурсы рисунков и поделок «Имена букв русского алфавита», «Книга своими руками», «Моя первая книжка».Важен позитивный настройЯ использую потенциал уроков окружающего мира, русского языка и литературного чтения. Каждый день на уроке, на перемене, в столовой, в раздевалке, после уроков всегда что-то происходит. И мы с детьми вспоминаем литературных героев, кто и как поступил. Выясняем, а что нам помешало выбрать правильное решение или что будет испытывать каждый из нас, если с нами так поступят.Учимся понимать смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов. В первом классе дети по-новому раскрыли для себя смысл сказок. На вопрос «Что помогло деду вытащить репку?» очень часто первоклассники отвечают: «Помощь мышки», а не дружба. Тогда-то и начинается кропотливая работа по воспитанию.К четвертому классу детям очень нравятся притчи. Они их читают, обсуждают, приводят в качестве аргументов.Однако вся основная работа начинается после уроков. Классные часы, конкурсы, олимпиады, презентации, проекты, исследования, экскурсии, театры, музеи… На классных часах вспоминаем правила культуры поведения: «Ежели вы вежливы», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Все в твоих руках!», «В единстве – наша сила!». В ноябре День народного единства, в этот же день РПЦ празднует День иконы Казанской Божией матери. Предположили, что может объединять эти события, и организовали экскурсию на Красную и Соборную площади.На уроках изобразительного искусства и окружающего мира ознакомились с памятниками архитектуры, возникло желание посетить храм Пресвятой Богородицы на Городне в Москве. Там ребятам была организована экскурсия и дан мастер-класс колокольного звона.Важен позитивный настрой. Отмечаем день улыбки: дети устраивают фотовыставку «Поделись улыбкою своей!», разучивают мимические упражнения для развития лицевых мышц, но главное – учатся быть добрыми, вежливыми и радостными каждый день.Интересные, творческие идеи класса находят отклик во всей параллели, потом в начальной школе. Идеи превращаются в традиционные мероприятия всей общеобразовательной школы. Рядом встают единомышленники: администрация, классные руководители, учителя-предметники, школьные психологи и библиотекарь…А чтобы и родители были нашими единомышленниками, в школе проводятся тематические встречи и лектории для родителей. На них мы приглашаем представителей от РПЦ, ученых, сотрудников МИОО – всех тех, кто будет интересен родителям, полезен детям и очень нужен нам, педагогам, для решения ежедневных духовных и нравственных задач.Оксана ГЕНСУР, учитель начальных классов школы №1526 на Покровской

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте