search
main
0

Идеи и решения рождаются в диалоге

Первый Московский педагогический форум дал импульс к созданию новой реальности

Кажется, наконец-то спало то небывалое оживление, которое царило более двух месяцев в учительской среде благодаря Первому Московскому педагогическому форуму. Дискуссии, которые велись на его площадках, всколыхнули очень многих. Вопросы, поднятые педагогами, образовали даже некий информационный шлейф, продолжаясь на страницах газет и в социальных сетях. «Учительская газета» тоже уделила немало внимания грандиозному событию – мы рассказывали о работе форума в №8 от 23 февраля и №13 от 30 марта и, конечно же, еще чаще в публикациях нашего сетевого издания. Но он продолжался и не переставал удивлять, а значит, давать повод для размышлений и анализа.

Форуму удалось охватить все предметные области

– Столь масштабное педагогиче­ское событие проводится в столице впервые: на протяжении двух месяцев московские учителя были вовлечены в обсуждение вопросов современного содержания школьных предметов и использования новых педагогических технологий. Отличительной особенностью нашего форума стала возможность посмотреть на учебное занятие как на колоссальный ресурс для формирования у школьников современных умений: критического мышления, коммуникации, умения работать в команде. Именно такой подход позволил сделать разговор на полях форума максимально практико-ориентированным, а значит, полезным для участников, – отметил директор Городского методического центра Андрей Зинин.

– Сейчас крайне важно, – подчеркивает заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Наталия Киселева, – проанализировать опыт 2020 года и в диалоге найти общее решение, как строить наше образование в дальнейшем.
Определяли направление дискуссий каждой недели школьные предметы. Но и внутри математических, гуманитарных, естественно-научных диспутов возникали более масштабные междисциплинарные вопросы. Таким образом, обсуждение рабочих моментов и проблематики породило новую реальность. Реальность, в которой вполне естественно делиться практиками и собственным видением решений масштабно, а цифровые технологии нам только в помощь.

Волшебная сила искусства

На форуме обсуждались и обучение школьников перспективным IT-направлениям, и их художественно-эстетическое образование. Участники форума рассуждали о медиаумениях, необходимых современному учителю музыки, изобразительного искусства и педагогу дополнительного образования. Программа форума была насыщена практическими занятиями, которые заинтересовали широкую аудиторию. Так, руководитель художественной школы №548 заслуженный учитель Российской Федерации Геннадий Соколов провел мастер-класс по скетчингу. Директор центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость», исполнительный директор общегородской программы «Поют дети Москвы» заслуженная артистка России Татьяна Жданова рассказала о хоровом воспитании (об этом подробнее можно прочитать в «Учительской газете-Москва» №15 от 13 апреля), а начальник управления непрерывного художественного образования Московского центра развития кадрового потенциала образования народный художник России Борис Неменский учил понимать станковую картину. У некоторых это даже получилось!

– Первый Московский педагогический форум – значимое событие не только для Москвы, но и для всей России, – говорит заслуженный художник РФ Сергей Андрияка. – Художественно-эстетическое образование имеет особое значение, потому что оно помогает каждому человеку видеть красоту и гармонию мира.

Московский педагогический форум проводился на онлайн-площадках, и к нему подключались учителя со всей России.
Ректор МГАХИ имени В.И.Сурикова Анатолий Любавин отметил, что для молодых людей, заинтересованных в получении художественного образования, в столице очень много возможностей. По мнению ректора, растет не только интерес к художественному творчеству среди молодежи, но и уровень подготовки вчерашних школьников.

Президент Мемориального фонда культурного и творческого наследия С.И. и А.С.Ростоцких Марианна Ростоцкая размышляла об образовательных и воспитательных возможностях кинематографа как особого вида искусства. Эти возможности уже активно используются в проекте Городского методического центра «Московское кино в школе». В рамках проекта ребята знакомятся с классикой отечественного кинематографа, активно обсуждают картины с их создателями – режиссерами, сценаристами, актерами.
– Предметная область «Искусство» в системе современного столичного образования успешно соединяет эстетическую и техническую составляющие. Как в школах, так и в домах творчества особой популярностью пользуются элективы и секции, в которых ребята могут получить реальные навыки в области живописи, дизайна, медиаиндустрии, потому что эти навыки помогают успешно осуществлять коммуникацию в поликультурном пространстве города, страны, мира. Думаю, именно это делает профессии, связанные с художественно-эстетической сферой, такими востребованными и актуальными, – констатирует директор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара, член Общественной палаты РФ Надежда Куранина.

Над особенностями современного урока изобразительного искусства размышляла автор учебных программ, член Всероссийской ассоциации искусствоведов и Союза художников РФ Лариса Неменская: как должен строиться урок, какое иметь содержание? Об инновационных технологиях, инструментах в работе учителя музыки XXI века говорила учитель школы №1383 Татьяна Чернова. Педагоги московских школ поделились практическими советами на ряде увлекательных мастер-классов, посвященных инфографике, цифровой живописи, артистизму учителя, вокалу.

Логично возник вопрос и о роли учителя: какими человеческими качествами и профессиональными навыками должен обладать педагог, чтобы стать настоящим наставником для своих учеников? Именно об этом говорил протоиерей Артемий Владимиров, духовник и старший священник Алексеевского женского монастыря, педагог высшей категории, член Союза писателей. Он отметил, что важнейший закон педагогики сформулирован еще Блезом Паскалем – это закон о сообщающихся сосудах. Качества учителя, его психологическое состояние, по мнению о. Артемия, непременно передаются учащимся, и потому педагогам необходимо помнить о том, какое огромное значение для школьников имеют их слова, поступки.

О спорт, ты мир

Не обошли вниманием участники форума и вопросы преподавания физкультуры и спортивных дисциплин в образовательных организациях столицы.

– Физкультура и спорт – важные составляющие образовательного процесса, – подчеркнул заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Антон Молев. – Поэтому Московский центр «Патриот.Спорт» совместно с Городским методическим центром Москвы подготовили для форума обширную программу, которая затрагивает разные аспекты формирования, поддержания и популяризации здорового образа жизни среди детей и молодежи. В рамках дискуссий и круглых столов участники форума обсудили роль физической культуры в повсе­дневной жизни, механизмы сохранения и укрепления здоровья, влияние физической активности на успеваемость школьников и многое другое. На мастер-классах и вебинарах эксперты, методисты, тренеры поделились опытом. Педагоги смогли ознакомиться с успешными передовыми практиками, чтобы использовать их в своей работе в дальнейшем.

В течение пяти дней прошло 58 панельных дискуссий, лекций, круглых столов, вебинаров и мастер-классов, посвященных различным аспектам физической культуры, школьного спорта и основам безопасности жизнедеятельности. На форуме выступили представители органов исполнительной власти города Москвы и федерального уровня, а также подведомственных учреждений, уполномоченный по правам ребенка в городе Москве, представители вузов и научно-исследовательских институтов. Кроме того, форум посетили представители учреждений здравоохранения, образовательных и спортивных организаций Москвы, тренеры и титулованные спортсмены.

Эксперты затронули вопросы развития Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО и школьных спортивных клубов в столице, обсудили актуальные направления совершенствования кибербезопасности и особенности проведения соревнований школьных спортивных лиг, подчеркнули исключительную важность формирования культуры здорового образа жизни у молодежи.

Ключевыми идеями всей недели стали необходимость индивидуального подхода к спортивному воспитанию, ориентация на интересы учащихся, их потребности и особенности физического развития.

На мероприятия форума зарегистрировались более 12,5 тысячи участников. Записи всех трансляций доступны для просмотра на официальном YouTube-канале Московского центра «Патриот.Спорт».

Одной из тем форума стали вызовы, с которыми московское образование столкнулось в связи с пандемией COVID-19. В короткие сроки уже существовавшие образовательные программы были адаптированы к онлайн-формату. Новые проекты реализовывали с учетом введенных ограничений.

Основной тенденцией стало проведение онлайн-уроков, соревнований, конкурсов и дистанционных образовательных программ. При этом многие занятия дополнительного образования были приостановлены. Кроме того, отменились спортивные соревнования, что привело к снижению двигательной активности учащихся.

Соревнования школьных спортивных лиг – важнейший элемент системы популяризации здорового образа жизни и поддержания соответствующего уровня двигательной активности детей и молодежи. Поэтому эксперты отметили крайнюю необходимость возобновления массовых физкультурно-спортивных мероприятий для московских школьников и студентов колледжей с соблюдением всех требований эпидемиологической безопасности.

Систематическим занятиям физической культурой и спортом также способствует Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО. Выполнение нормативов ГТО требует хорошей физической формы, которую необходимо поддерживать постоянно. В 2020 году Московский центр «Патриот.Спорт» провел более 700 мероприятий по выполнению нормативов, в которых приняли участие более 50 тысяч столичных школьников. А обладателями знаков ГТО в этом учебном году стали более 32 тысяч учащихся Москвы. В дальнейшем возможность выполнить нормативы ГТО планируется предоставить еще большему количеству ребят. Этому поспособствует открытие собственной площадки Московского центра «Патриот.Спорт» на базе Морского центра имени Петра Великого.

Эксперты отметили, что учебный предмет «Физическая культура» является единственной дисциплиной, которая входит в программы на всех уровнях образования. Она оказывает интегративное влияние на формирование личности человека, способствует освоению других дисциплин и играет важную роль в будущем самоопределении человека. Вместе с тем практика показывает, что мотивация обучающихся к занятиям физкультурой существенно снижается к старшим классам. Чтобы вовлечь их в систематические занятия физической культурой и спортом, необходимо использовать современные персонифицированные подходы.

Один из них – создание спортивных клубов на базе образовательных организаций. В настоящее время это приоритетная государственная задача по развитию физической культуры и массового спорта. Также повысить мотивацию учащихся к занятиям призван проект «Урок-секция» Московского центра «Патриот.Спорт». Он позволяет школьникам выбирать индивидуальную траекторию физического развития, а учителям – повышать уровень педагогического мастерства и квалификацию в профильных видах спорта. В 2019 году проект стартовал в 18 образовательных организациях и привлек более 5,5 тысячи учащихся. Сегодня участниками проекта являются 122 организации и более 25 тысяч человек.

Говоря об обучении школьников и студентов с ограниченными возможностями здоровья, спикеры отметили, что индивидуальный подход способствует оздоровлению и адаптации к современным условиям жизни, а при наличии у преподавателя соответствующих компетенций обеспечивает возможность коррекции физического состояния.

Кроме того, эксперты подчеркнули, что в современном мире востребованность преподавателей учебного предмета «Физическая культура» зависит от их многопрофильности. Для качественной организации образовательного процесса и полноценной реализации педагогического потенциала им необходимо обладать набором компетенций, позволяющим проводить как уроки, так и занятия в рамках дополнительного образования, а также организовывать физкультурные и спортивные мероприятия.

В ближайшем будущем, в том числе с учетом потенциальных законодательных изменений, учителям физической культуры важно будет получать тренерские навыки для работы в секциях, а также компетенции организаторов мероприятий, в том числе по реализации ГТО. Кроме того, в расширении арсенала профессиональных навыков и умений учителям помогут навыки арбитра по различным видам спорта.

В целом все большее число детей и молодежи воспринимает физическую культуру и спорт как полезное, модное и позитивное хобби, поэтому роль специалиста в этой сфере в будущем продолжит смещаться в сторону наставничества. Такой специалист должен обладать дополнительными знаниями в области рационального питания, общей и спортивной психологии, спортивного менеджмента и маркетинга.

Форум показал, что педагоги Москвы заинтересованы в постоянном повышении уровня профессиональных компетенций и активно используют курсы повышения квалификации Московского центра «Патриот.Спорт». В дополнительном профессиональном образовании отмечается популярность направлений по видам спорта: баскетболу, шахматам, тэг-регби, киберспорту и аэробике. В 2020‑2021 учебном году по этим направлениям обучились более 550 педагогов. Также популярно направление «Воспитание и развитие учащихся кадетских классов», по которому успешно освоили различные программы более 500 учителей.

Востребованы педагогическим сообществом программы, связанные с обеспечением инклюзивного образования и направленные на организацию современных занятий по физической культуре для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Актуальной является и программа «Менеджмент школьного спорта», направленная на формирование управленческих и организаторских компетенций у руководителей и представителей школьных спортивных клубов. Популярны также программы, связанные с волонтерством, организацией юнармейской деятельности и патриотического воспитания в московских школах.

Эксперты рекомендуют учителям физической культуры в ближайшее время сосредоточиться на программах, развивающих навыки регулирования секционной работы, подготовки и проведения спортивных мероприятий, а также на методиках вовлечения родителей, работы с болельщиками и продвижения продуктов в социальных сетях.

По итогу недели физической культуры и спорта на Московском педагогическом форуме все эксперты отметили, что образовательное учреждение является особым пространством, в рамках которого не только происходит формирование социально адаптированной личности, ее профессионального и гражданского самоопределения, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных, – здоровье.

– Без физической культуры в глобальном ее понимании как части культуры вообще говорить о современном человеке, его успешности бессмысленно, – отметила уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Ольга Ярославская. – И речь идет не о профессиональных нагрузках, а о потребности привести свое тело в тонус, для того чтобы выполнять задачи, которые ставит перед нами сегодняшний день. А еще любая культура, в том числе физическая, – это дисциплина и саморазвитие. Если мы не научим ребенка правильно слушать музыку и понимать картины, бессмысленно водить его в консерватории и на выставки. Если мы не научим ребенка правильно воспринимать свое тело, бесполезно говорить о физической культуре.

В рамках форума состоялся круглый стол «Влияние спорта на формирование личности ребенка», участие в котором приняли прославленные спортсмены. Среди них двукратный серебряный призер Олимпийских игр, двукратная чемпионка мира и Европы, заслуженный мастер спорта РФ, посол школьного спорта Москвы Екатерина Гамова, обладатель кубка УЕФА по мини-футболу, дважды серебряный призер чемпионата Европы, шестикратный чемпион России, главный тренер сборных команд РФ по мини-футболу заслуженный мастер спорта Константин Маевский и олимпийская чемпионка по баскетболу, заслуженный мастер спорта Елена Баранова.

– Отсутствие достаточного уровня двигательной активности – это большая проблема, которая в дальнейшем может отрицательно сказаться на здоровье детей. У нас есть планы решить этот вопрос, тем самым повысив уровень школьного спорта в Москве. Мы надеемся, что это привлечет новых молодых игроков, которые, может быть, в дальнейшем из школьного перейдут в профессиональный спорт, – убеждена Екатерина Гамова.

По ее словам, сегодня также важно создавать школьные команды, которые будут соревноваться и проводить свои чемпионаты, что сможет привлечь к спортивным проектам и родителей, и болельщиков.

В ходе круглого стола участники рассказали, как выбрали спортивную карьеру, какие личностные качества помогли им достичь успеха. Они также рассказали о своей школьной жизни и участии в развитии школьного спорта Москвы сегодня. Кроме того, обсуждались вопросы о том, нужны ли образовательным учреждениям проекты по продвижению здорового образа жизни и как повысить уровень интереса к физической культуре у детей.

Спортсмены также поблагодарили учителей физкультуры столицы за вклад в формирование нового здорового поколения, пожелали им удачи в достижении профессиональных целей.

Романтика дорог и изучения родного края

В рамках форума состоялся круглый стол «Активный детский туризм в системе образования Москвы». Эксперты говорили о том, как сделать школьный туризм массовым явлением и значительной частью образовательного процесса, обсудили организационные механизмы и роль руководства школ в его развитии. Кроме того, спикеры отметили уникальность опыта, который школьники получают во время экспедиций и путешествий.

– Традиции московского и в целом российского и советского образования включают в себя уникальную практику пешего, горного, водного и другого туризма во всем его многообразии, – отметил заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Антон Молев. – И если в школах есть люди, у которых глаза горят, которые посвящают себя этому, понимают, зачем они таким делом занимаются, и привлекают ребят, то туризм может стать неотъемлемой частью школьной жизни. Наша задача – создать необходимые условия, чтобы школа, желающая развивать это направление, могла без ограничений этим заниматься.
Антон Молев рассказал, что департамент работает над упрощением механизма организации и согласования школьных туристических мероприятий. Это позволит директорам, классным руководителям и другим сотрудникам школ, вовлеченным в проведение турпоходов, уделять меньше времени бумажной работе и сосредоточиться на взаимодействии с ребятами.

Собравшиеся высоко оценили проект «Путь героя» Московского центра «Патриот.Спорт»: учащиеся школ и колледжей разрабатывают и проходят туристические маршруты по местам жизни и подвигов людей, внесших весомый вклад в историю России.

– Проект «Путь героя» – отличный пример того, как можно соединить глубокую традицию изучения и уважения памяти о Великой Отечественной войне и традицию активного пешего и исследовательского туризма, – подчеркнул Антон Молев.

Екатерина Тайдакова рассказала о действующих на базе Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма службах, которые помогают организовывать выездные мероприятия за пределами Москвы. А Матвей Шпаро поделился планами Лаборатории путешествий о запуске курсов повышения квалификации, в рамках которых директоров московских школ планируют научить организовывать и самостоятельно проводить походы выходного дня.

А на экспертной сессии «Школьный спортивный клуб – центр притяжения детей и взрослых», в которой приняли участие президент Федерации баскетбола города Москвы Александр Новожилов, исполнительный директор Ассоциации студенческого баскетбола России Сергей Крюков и генеральный директор Международного студенческого футбольного союза, президент Национальной студенческой футбольной лиги Андрей Стукалов, эксперты обсудили значение организованной спортивной жизни для детей и взрослых и поделились своим видением перспектив развития школьных спортивных клубов.

Родом из детства

На форуме эксперты обсуждали вопросы преемственности дошкольного и начального образования, роль педагога дошкольного образования и учителя начальных классов в системе школьного образования.

– Именно дошкольное и начальное образование вносит серьезный вклад в развитие, обучение ребенка и достижение им успехов в более позднем возрасте. На этой неделе участники Первого Московского педагогического форума узнают, какие исследования детства проводятся в России и как развивается среда дошкольного и начального образования в московских школах. Они ознакомятся с эффективным опытом управления развитием содержания программ дошкольного и начального школьного образования, а также узнают интересные технологии и способы проведения учебных занятий, организации школьной жизни, для того чтобы талант каждого ребенка в школе развивался, – говорит первый заместитель директора Городского методического центра Михаил Бородин.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования стало предметом дискуссии, модератором которой выступил директор школы №1788 Александр Ездов.

Доцент факультета социальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, психолог центра социальной помощи семье и детям в трудной жизненной ситуации «Семья» Ольга Даниленко уже много лет занимается изучением адаптации детей к обучению в первом классе, поэтому ее наблюдения строятся на серьезных исследованиях:

– Ребенка важно не просто сводить однажды в школу на экскурсию. В этом здании он должен побывать несколько раз, чтобы сформировать у него ощущение безопасности через узнавание тех мест, маршрутов, которые могут ему пригодиться. Это все в современном формате решаемо в виде игр, квестов, а не только экскурсий. Для детей очень большое значение имеет ощущение, что здесь, в этом пространстве, есть другие дети и им здесь безопасно.

Директор школы «Дмитровский» Вера Нилова во время обсуждения сделала акцент на взаимодействии родителей будущих первоклассников и педагогов школы:

– Очень важно при выстраивании взаимодействия с родителями будущих первоклассников проводить совместные стратегические игры, в процессе которых выясняется, что же родитель сам ждет от начальной школы, от учителя, который его встретил, от той среды, куда попадет ребенок. И когда мы выясняем эти ожидания, безусловно, с родителями гораздо легче работать. Мы понимаем, что ждет от школы семья, каким образом действовать, чтобы ребенок был более счастливым, приходя домой, потому что это важно – повышать уровень счастья в той семье, которая к нам приходит.

Взаимодействовать должны учителя и с воспитателями, считает воспитатель школы №236, победитель конкурса «Воспитатель года Москвы» Светлана Тулайкина. Вместе будет эффективнее устанавливать сквозные правила для своих подопечных. И если в детском саду ребенок усвоил эти правила, то ему будет проще адаптироваться дальше:

– Ребенок в детском саду находится под неустанным контролем воспитателя. Попадая в пространство школы, где уже нет такого контроля, он начинает совершать необдуманные поступки. И здесь важны командная работа, внимание воспитателя, чтобы правила, которые мы вкладываем в ребенка, перешли в его внутреннюю мотивацию. То есть это не правило «взрослые рядом, я должен их соблюдать», а правило «я понимаю, для чего я должен их соблюдать». И здесь мы очень много как педагоги делаем для того, чтобы, переходя на новую ступень, дети были в безопасности.

Вместе эксперты пришли к выводу, что адаптивный период для будущих первоклассников пройдет безболезненно, если они будут посещать школу как можно чаще. При этом они должны запомнить актуальные для них маршруты передвижения до того, как начнут полноценно учиться. И хорошо, если на этом маршруте им встретятся не только взрослые, но и дети, которые будут готовы помочь. Пространство, в котором находятся первоклассники, должно внушать им чувство безопасности и быть приятным для каждого ребенка. Эту атмо­сферу могут создавать игрушки, к которым дети привыкли в дошкольных группах, и они в каком-то виде появляются в игровой зоне класса, или рисунки, поделки, результаты творчества детей, которые могут быть размещены в помещении.

Лора ЗУЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте