search
main
0

Идеи для бизнеса

Предпринимательство начинается с интереса

Было время, когда предпринимателей в нашей стране, мягко говоря, не уважали. Хотя до того, наоборот, считали опорой и надеждой общества. Сейчас отношение к ним куда более благостное, государство старается поощрять инициативы граждан в плане самозанятости, развития бизнеса, в школах вводят курс «Основы предпринимательской деятельности», развивают в массах общую финансовую грамотность и пр. На днях на ВДНХ, в Доме молодежи, под эгидой проекта «Росмолодежь.Бизнес» и в рамках Международной выставки «Россия» прошел Всероссийский фестиваль молодежного предпринимательства «Бизнес молодых». В течение 12 дней ведущие спикеры делились опытом на лекциях, деловых играх, семинарах. За этот период Дом молодежи посетили тысячи граждан России самого разного возраста, среди которых было немало уже состоявшихся предпринимателей. Разумеется, это была прекрасная возможность задать им вопрос, в чем суть их бизнеса и как они в него вошли.

 

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ, 28 лет:

– Я родом с Урала, у меня сеть школ коммуникации и искусств MDV, которые работают по уникальной методике – синтез актерского мастерства, ораторского искусства, психологии влияния, мышления, развития памяти и пр. Методику я написал сам, работаю по ней 12 лет. Начал этим заниматься уже в 7 лет, когда сам выступал на сцене, вел разные мероприятия. Родители хотели, чтобы я поступил в нефтяной институт, но я уперся и пошел в Челябинский институт искусств, окончил его по специальности «актер музыкального искусства». Работал в мюзиклах, ездил на гастроли. Уже на 2‑м курсе начал преподавать.

То, чем я занимаюсь, – это изначально для души, нигде больше себя не видел. При этом работать начал уже в детстве – продавал сим-карты, распространял листовки, меня хвалили, поощряли. А потом составил бизнес-план. Всему приходилось учиться самостоятельно, никто не помогал. Но я понимал, что без этого никак, ведь, если начинаешь формировать предприятие, все получается только до определенного уровня, а дальше тупик, нужны знания в области экономики, маркетинга, управления, администрирования и пр. Этим могут поделиться только опытные люди.

 

Иван ШУМИЛОВ, 28 лет:

– Я основатель и генеральный директор компании ABIVEE.COM – конструктор кабинетов. Это IT-решения для создания удобных онлайн-кабинетов. Начал заниматься этим с 19 лет, когда окончил кадетский корпус и поступил в финансово-экономический колледж. Кадетам давали хорошую предметную и идеологическую основу, мне же ближе предпринимательство, но экономике нас не особо учили, хотя некоторые преподаватели очень помогли как минимум тем, что не мешали. А вот колледж создал условия для того, чтобы я мог там успешно развиваться. Уже в 19 лет зарегистрировался как ИП, мог оформить свободное посещение, чтобы больше времени посвящать бизнесу. Плюс посещал городской клуб предпринимателей, были там старшие наставники, вот они содействовали.

А вообще зарабатывать начал еще в школе. Я родом из Благовещенска, занимался интернет-торговлей – переправлял товары из Китая в Россию, параллельно учился на программиста. Школа, увы, не помогала, но и не мешала. Знания, которые мне были нужны для ведения бизнеса, в основном приобретал самостоятельно. Впрочем, преподаватели в целом относились хорошо, поддерживали, но были и те, которые пытались заземлить, говорили: «О слишком высоком думаешь, иди работать!»

 

Светлана АНДРИАНОВА, 36 лет:

– Живу в Нижнем Новгороде, занимаюсь производством зарядных станций для электромобилей. Начала зарабатывать в 20 лет, еще будучи студенткой. По образованию экономист, но училась на маркетолога, и это очень много мне дало, потому что самое главное для предпринимателя – умение продвигать свой продукт, понимать, как его надо упаковывать и выводить на рынок, как общаться с клиентом. А вообще все начинается со школы, там формируются лидерские качества, умение организовывать, распределять обязанности, обсуждать идеи, вести за собой, в бизнесе это очень важно. Правда, когда я сама училась, у нас учителя вообще не поднимали вопрос о предпринимательстве. Сейчас другое дело, вот моему сыну 14 лет, а он уже самозанятый – пишет музыку, занимается аранжировкой и сведением песен. Я подсказала, что это можно монетизировать. Бизнес тогда успешен, когда он приносит удовольствие. Хобби ведь тоже можно монетизировать. Главное – уметь. И еще я убеждена: задача школы – дать возможность детям мечтать обо всем, не боясь, ведь именно из детских мечтаний потом складывается то, что станет их профессией, судьбой. Сложнее всего в нашем деле образ мышления, боязнь ошибиться. Люди не разрешают себе ошибаться. Хотя ошибка – это нормально, просто в следующий раз надо это понять и исправить.

У меня было много проектов: я пять лет выпускала свой глянцевый журнал, занималась проведением массовых мероприятий, у меня были своя телевизионная программа и даже свой банкинг, сейчас есть свое молодежное интернет-радио. Я всем своим знакомым говорю: «Не обращайте внимания на конъюнктуру рынка, просто вспомните о том, о чем вы мечтали в детстве, и идите в этом направлении, у вас все получится!»

Мой сегодняшний бизнес начался с того, что я мечтала о машине «Тесла», купила ее и потом поняла, что заряжать эти машины просто негде. Тогда я, как и большинство других предпринимателей, решила сначала удовлетворить собственную потребность, а потом уже чужие. И начала создавать зарядные станции.

Александр КОВАЛЬСКИЙ, 33 года:

– Работаю на свою супругу, у нас семейный бизнес «Слонвиш» по изготовлению и продаже бижутерии. До этого был в сфере IT, хорошо зарабатывал, за счет этого супруга раскрутилась, а когда я понял, что надо ей помочь, ушел с работы. На тот момент наша ниша была свободна, перспективы казались радужными. Но тут грянул ковид, и мы едва не прогорели. Учитывая то, что наши покупатели тоже бедствовали, мы согласились менять свою бижутерию на то, что у них было, – шали, детские игрушки, керамику, еду. Вроде бы натуральный обмен, пещерный век, зато это позволило выстроить коммуникации. А потом все устаканилось, мы вздохнули, наняли людей и расширили производство.

Мы изготавливаем все вручную, и люди это ценят. Конечно, себестоимость высокая, много времени потратили на оптимизацию процессов. Но бизнес развивается, и это главное. Хотя, конечно, мешают слабые компетенции в области предпринимательства. Опыт, полученный методом проб и ошибок, бесценен, однако лучше бы о многих вещах знать наперед.

 

Борис ТАРАСОВ, 20 лет, студент 3‑го курса:

– Я учусь на факультете бизнес-коммуникаций и информатики по специальности «реклама и связь с общественностью» Иркутского гос­университета, самозанятый. В школе был активистом, президентом школы. Потом поступил в вуз и решил, что надо перестать зависеть от родителей в плане финансов. Сначала организовывал мероприятия просто так, потом за деньги, помогал найти людей, транспорт, ставил звук, поставлял стулья, и мне за это платили. Ездил по городам, смотрел, как другие это все делают.

Сейчас я работаю в связке и распределяю обязанности: одни делают сцену, другие – зал, третьи ищут технику. Иногда сам веду мероприятия. Здесь, на ВДНХ, я на все смотрю профессиональным взглядом и оцениваю – вот это интересное решение, вот это я бы сделал лучше. Тут собраны все идеи мира! Москва меня всегда удивляла в этом плане.

В принципе, нам многое дают в вузе, объясняют, как работать в коммерции. Но я все познавал сам с нуля, а в рамках работы узнаю больше и раньше, чем на лекциях. Бывает, что преподаватель говорит одно, а я вижу, что это так не работает, спорю с ним. Другие боятся, ведь, если отчислят, можно остаться ни с чем. А я уже работаю и зарабатываю, поэтому независим, могу себе позволить говорить то, что думаю.

…Довольно интересно было услышать мнение тех, кто формально еще не является бизнесменом и предпринимателем, а либо мечтает об этом, либо смотрит на проблему отстраненно. Таких в Доме молодежи было тоже немало, поскольку на период фестиваля ВДНХ посетили очень много школьников и студентов, причем как в составе профориентационных экскурсий, так и сами, из любопытства.

 

Анфиса ЕСИПОВА, 16 лет, ученица 10‑го класса:

– Учусь в предпринимательском классе. Я сюда пришла, чтобы узнать о каких-нибудь интересных идеях для бизнеса, мне близка эта тема, потому что в будущем планирую открыть салон красоты. И в 10‑й класс я пошла как раз для того, чтобы подготовиться к этому. Думаю, сфера услуг – это то, что всегда будет востребовано. Буду поступать в Университет управления, планирую стать администратором салона. Но, чтобы понимать, чем руковожу, хорошо бы еще окончить курсы парикмахеров, маникюрщиц, стилистов и пр. В школе нам дают много, рассказывают о разных видах бизнеса. Понимаю, что вот это мне нужно.

Дарья ОРЛОВА, 18 лет, студентка колледжа:

– Учусь на факультете анимации. Рисовать я начала в детстве, в 8 лет меня отдали в художественную школу, в 14 лет я ее окончила с красным дипломом. А потом поступила в колледж. Еще в 3‑м классе одноклассники соглашались покупать яркие мультяшные рисунки, и это был хороший дополнительный доход, на который можно было что-нибудь купить в столовой. Потом мамины знакомые начали заказывать картины и портреты, я их делала на холстах, в рамках. Родители всегда меня поддерживали, одобряли стремление к финансовой самостоятельности. Но я не хочу быть художником, а планирую заниматься именно анимацией, во многих странах сегодня эти специалисты очень востребованы, потому что развивается индустрия игр, нужны дизайнеры персонажей, иллюстраторы и пр. Сейчас сама учу корейский по Интернету, есть идея потом по студенческой визе поехать в Корею и там устроиться на работу, в этой стране очень ценят аниматоров.

 

Алина БУШУЕВА, 25 лет, аспирантка:

– Я работаю начальником управления молодежной политики и воспитательной работы Алтайского гос­университета. У меня нет опыта предпринимательства, но есть ряд проектов, которые, уверена, можно вывести на уровень самоокупаемости. А сюда приехала, чтобы увидеть перспективы. Как творческий человек я занималась популяризацией любительских коллективов на территории нашего региона, вовлечением молодежи в занятия танцами, пением, театрами и пр. Планирую создать молодежные театры, музыкальные и вокальные коллективы, которые сначала будут выступать бесплатно, чтобы создать себе имя, а потом за гонорары. На их выступления народ будет приходить, покупать билеты, приносить нам деньги.

Правда, сейчас трудно найти людей, готовых стартовать на добровольных началах. А еще сложно найти площадку, которую бы нам предоставили сначала на безвозмездной основе. Ведь наш проект – социальный, но и на этом можно сделать деньги, я уверена.

 

Анастасия ГРИНИНА, студентка 2‑го курса:

– Сейчас мало игр, основанных на получении знаний в области предпринимательства и бизнеса. В рамках предпринимательского проекта «Я в деле» мы разрабатывали настольную бизнес-игру, инструкции, правила, чтобы игроки получали базовые знания в этой сфере. В стартовой версии это похоже на «Монополию», то есть играть можно на столе. Но в будущем мы планируем перевести ее в онлайн, чтобы количество игроков было неограниченным. К тому же игру можно выпустить на маркетплейс и продавать как продукт «под ключ». Эксперты оценили наш проект как жизнеспособный, но, чтобы довести его до реальной монетизации, нужен стартовый капитал, а мы ведь учимся, у нас нет денег. И времени тоже не хватает.

 

Алена, студентка 5‑го курса:

– Я учусь на факультете рекламы и связей с общественностью, у меня есть идея, которую можно монетизировать: хочу создать интернет-агентство рекламных услуг, которое потом работало бы на меня. Правда, пока это только в теории. Знаю, на пятом курсе многие имеют свой бизнес. Но среди моих однокурсников зарабатывает только одна девочка. Формально нас, конечно, учат рекламному бизнесу, но никто не хочет подрабатывать в агентствах, потому что там предлагают какие-то уж очень низкие стартовые зарплаты – 30‑50 тысяч, ни о чем. А хочется всего и сразу.

 

…Что и говорить, разброс идей и мнений поражает воображение. Как отметил руководитель трека «Росмолодежь.Бизнес» Дмитрий Литвин, количество одаренных предпринимателей в любом обществе весьма невелико – максимум 5%. И задача школы, системы дополнительного образования – выявить тех, у кого этот талант есть. Но в целом, конечно, не стоит делить людей по его наличию и отсутствию, ведь все должны иметь представление о том, как делают деньги. Предпринимательство – прекрасный способ самореализации, полезный для всех.

– Самый распространенный вопрос, который обычно мне задают молодые люди, школьники, – с чего начать, какое направление бизнеса выбрать, чтобы не прогореть, – рассказывает Дмитрий. – На самом деле главное – понять, что тебе самому интересно и в чем ты специалист. Предпринимательство – это способ жизни, а чтобы жить хорошо, нужны дополнительные знания в области IT, коммуникации, экономики и пр. Если просто торговать, можно заработать. Большие деньги можно заработать, только имея большие знания. Если есть компетенции, есть и развитие. А вариантов, как это делается, может быть несчетное количество.

Вадим МЕЛЕШКО, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте