Знания… Все в современной российской школе упирается в них. На вопрос ученикам: «Зачем вы изучаете данный предмет?» – почти всегда слышу: «Чтобы знать». Школьников с первого класса учат верить в знания, как когда-то в далекой древности взрослые учили детей верить в духов. Знания для школы священны – их надобность не подлежит обсуждению. «Они просто нужны, что бы вы мне ни говорили!» Или: «А как же без знаний? Что же, совсем глупым быть?»
Знания в головах школьников ассоциируются с умом, их отсутствие – с невежеством. Вспоминается случай с Эйнштейном. На одной из лекций его спросили, как делаются великие открытия. Физик немного задумался, а потом ответил: «Допустим, что все знают о чем-то, что это невозможно сделать. Однако находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие». Современным адептам ЕГЭ невдомек, что мышление человека начинает работать тогда, когда сталкивается с неизвестным. Творческое незнание – вот ключ к гениальности! Принцип здорового познания таков: вначале вопрос – потом ответ. Принцип обучения в российской школе: не задавай лишних вопросов, лучше учи готовые ответы – тебе ЕГЭ сдавать. ЕГЭ – раковая опухоль на теле современного отечественного образования, высасывающая из организма здоровые соки (которых и так немного осталось) и медленно уничтожающая организм. Гонка за результатом сдачи экзамена рождает в сознании ученика постоянный интеллектуальный шум. «Умеренный рост числа дарований; их неспешное в согласии с природой созревание; тщательный уход за ними; естественный отбор в кругу благосклонных и тонких ценителей – вот приметы былого, которого уже не вернуть. Силу воздействия сохраняет лишь один раздражитель – мощный рев; но так как все больше народу ревет, используя все более мощные усилители, то раньше полопаются перепонки, чем что-то постигнет дух». Эти строки польский фантаст Станислав Лем опубликовал в 1971 г. в книге с характерным названием «Абсолютная пустота». «Идеальный вакуум» (еще один вариант перевода названия книги) – лучше и не скажешь про современную российскую школьную систему. Разделение учеников на слабых и сильных, диктат оценки, постоянный тестовый контроль всяческих надзоров, затравленные этими проверками учителя и апогей всего – сдача единого экзамена. Уставшие от ежегодно усложняющейся программы школьники и эмоционально выгоревшие педагоги – вот реалии отечественной школы XXI века. Великий принцип Яна Амоса Коменского «Учить с величайшим удовольствием», который чешский гуманист применял как к ученикам, так и к учителям, забыт напрочь. Его место занял другой принцип: «Выжить!» Доучиться до 11-го класса, сдать ЕГЭ и… забыть все это, как кошмарный сон. Опасность ЕГЭ в том, что от ученика требуется выдать огромный набор знаний, совершенно чуждых ему. Душа выхолащивается, теряется радостная чувствительность к процессу познания, свойственная человеку от природы, убивается любознательность. Если ребенок получает знания исходя из познавательной потребности, если эти знания являются результатом его исследовательского опыта – это здорово. Если ученик получает знания, потому что так надо чиновнику в министерстве или завучу в школе – это диагноз. Знания как результат жажды целительны. Знания вне жажды мертвят. Попробуйте, уважаемые взрослые, после плотного завтрака впихнуть в себя несколько крупных порций горячего супчика и заешьте их тройкой котлет. А если не съедите, то ждет вас наказание страшное! Какое именно – сугубо индивидуально, вспомните самое плохое в жизни, это и будет вашим наказанием. Глупая ситуация? Так школьники сталкиваются с ней ежедневно в школе и дома. Ребенок вынужден в день съедать в школе по шесть порций разного посола и качества знаний, а дома обязан еще набить свой желудок массой десертов (домашним заданием). И так в течение одиннадцати лет! Любой здоровый желудок в таком режиме получит прободную язву. Ученик же получает апатию к познанию. «А что делать? Ведь систему не изменишь», – говорят мне родители. Зато сознание изменишь! Российская система образования основана на суеверии, что она эффективна. Вера – это открытие себя для полноты реальности, тогда как суеверие – это возведение какого-то фрагмента реальности в абсолют. Сменим же суеверие на веру – и все получится!Алексей ЧЕРНОВ, учитель истории и обществознания, Тамбовская область
Комментарии