Народная мудрость гласит: если бы в супермаркете работали все кассы, а не две из пятнадцати, очередей бы не было вовсе, а качество обслуживания клиентов возросло в разы. Думается, эта аналогия уместна применительно и к другим сферам. Например, на извечный вопрос, сколько учеников должно приходиться на одного учителя, так и нет однозначного ответа. Кто-то говорит, что оптимальное соотношение 1 к 16, кому-то удобнее, когда 1 к 20, а для кого-то комфортно 1 к 1. А вот что со школьными психологами? Что они сами думают по поводу своей нагрузки, о чем мечтают?
Наталья МАМАДАЛИЕВА, педагог-психолог ППМС-центра «Доверие», Плавск, Тульская область:
– Наша организация охватывает всю психологическую службу школьных и дошкольных учреждений. И мы помогаем людям решать проблемы, находясь вне их образовательных организаций. Я работаю уже 14 лет и поняла главное – в школе должно быть не менее двух человек. Один на младшее звено, один – на старшее. Конечно, в идеале хорошо бы еще и третьего – для среднего звена. Но я понимаю, что это вряд ли получится. Не говоря уже о том, что кто-то должен заниматься исключительно взрослыми – учителями и родителями, помогая им решать их проблемы. Поэтому, повторюсь, два человека на школу, где учатся не более 500 человек, – нормально. Но если больше, то и психологов тоже нужно добирать. Не думаю, что задача специалиста нашего профиля – сопровождать всех и каждого. Все-таки мы должны работать прежде всего с теми, у кого есть явные и выраженные проблемы. И с теми, кто в нас нуждается. На деле же приходится обращать внимание на самых сложных детей, а вот на менее сложных не остается сил и времени. Что тоже нехорошо, ибо со временем они, не получая помощи, вполне могут стать самыми тяжелыми. Так что и тут проблема нехватки психологов способна вылиться в большие проблемы.
Мария ТИХОНОВА, студентка 1‑го курса факультета экстремальной психологии МГППУ:
– Я училась в московской школе, где было довольно много детей и учителей. Но я видела там только одного психолога, хотя, возможно, их было и больше. Он проводил для нас тренинги, приходил в каждый класс и рассказывал, как, например, психологически подготовиться к экзаменам, как справиться со стрессами и нагрузками. Это были полезные рекомендации. Проводил он и индивидуальные занятия с теми, кто в этом нуждался, но в основном с учениками младших классов. У нас таких не было. Или были, но мы считали себя взрослыми и со своими проблемами справлялись самостоятельно. По крайней мере, я точно. Старшеклассники вообще не любят обращаться за помощью к взрослым. Это плохо, но таков уж у нас менталитет в целом. А в МГППУ я поступила, как раз чтобы помогать другим.
Александра ЕРМОЛАЕВА, педагог-психолог детского сада №35 «Лейсан», Елабуга, Республика Татарстан:
– В детском саду работаю три года, а до этого преподавала психологию в Елабужском институте КФУ. У нас в республике на одну ставку педагог-психолог должен работать с 500 детьми. Точнее – от 500 до 1000. Но это, мне кажется, очень много, потому что нет возможности уделить внимание каждому ребенку. Да и еще очень важно, сколько там проблемных детей. Где-то мало, а где-то предостаточно. И с каждым нужно работать индивидуально. Поэтому хорошо бы подходить как-то более дифференцированно, исходя из конкретной ситуации. Вот если бы соотношение было 1 к 100… В частных школах именно так и есть, и там ощутима разница, виден результат. И еще, как показывает практика, проблемы есть у всех – и у маленьких, и у больших. Поэтому не стоит думать, будто кому-то надо уделять внимания больше, потому что они младше, а кому-то – меньше. А уж что касается педагогов… Но нас изначально ориентируют на то, что в школе и детском саду придется работать и с детьми, и со взрослыми. Потому что все они части единой системы, и не стоит выделять из нее кого-то, тут все взаимосвязано. Речь не идет о личной психотерапии – это совсем другое. Но помочь создать комфортную среду, дать полезный совет, как справиться с проблемой, – наша главная задача.
Ольга МОРОЗОВА, педагог-психолог школы №5, Зея, Амурская область:
– Стаж у меня три года. И считаю, что психологов не бывает слишком много, их всегда не хватает, поэтому, как говорится, чем больше, тем лучше. Но желания надо соизмерять с возможностями, а еще с требованиями нормативной базы. Если исходить из этого, то больше, чем одного психолога на 500 учащихся, никто не возьмет. Хотя, мне кажется, это приемлемый вариант, потому что человек с активной жизненной позицией вполне способен плодотворно работать и с таким количеством детей. Да, можно справиться! Но при поддержке межведомственных организаций, родителей, учителей и общественности. Мы помогаем им, они – нам. У меня пока еще нет эмоционального выгорания, поэтому я оптимист, работаю с полной отдачей сил и вижу результаты, несмотря на то что у нас в школе 707 учеников, а напарника у меня нет. Но тут есть и свои плюсы: приходится работать со всеми с 1‑го по 11‑й класс плюс педагогический коллектив. И получается видеть всю картину, а не только ее фрагмент, скажем, по начальному или среднему звеньям.
Нина БУРОВЦЕВА, педагог-психолог Гимназии имени Александра Дмитриевича Петрова, Псковская область:
– В нашей школе учатся более 600 человек, но я работаю только в 6-11‑х классах, у нас с коллегой разделение функций. Правда, мы обе трудимся на полставки, вот такое необычное решение кадровой проблемы. Потому что если по закону, то надо было оставить одного человека на ставку и спрашивать с него как с одной кадровой единицы. А получается, что у нас по полставки, а спрашивают все равно по полной. Я тут работаю более 20 лет, в должности педагога-психолога – более 7 лет. И считаю, что два психолога на нашу школу вполне могли бы решить все проблемы… если бы у каждого была отдельная ставка. Вот раньше, лет 10 назад, было именно так. Но потом, видимо, решили сэкономить. И еще, как нам объяснили, наша ставка (точнее – две полставки) дана только на детей с ОВЗ. Но на ставку положено не более 20 таких детишек. А у меня лично только в старшей школе их 14, и количество постоянно растет. То есть по нормативам я должна была бы работать только с ними и вообще больше ничем не заниматься. Но… сами понимаете, так не получается. А что касается проблемы кадров, то тут все упирается в деньги. Можно было бы расширить контингент психологов, но придется потратиться, а ведь, думается, ставку сокращали не для этого. И принцип «если не я, то кто же?» не позволяет отказать, когда тебе говорят, что надо поработать не только в школе, но и в детском саду, проведя там диагностику. Хотя в ДОУ должны быть свои психологи. Но их сократили. Перевод психологической службы на аутсорсинг не спасает, такие службы могут куда-то выехать, точечно помочь решить ту или иную проблему в отдельно взятой образовательной организации, а также предоставляют возможность оказать консультации тем, кто обратится к ним за помощью. А что делать тем, кто не хочет обращаться? Тут без штатного психолога в школе и саду не обойтись, он первым должен сигнализировать о наличии проблемы и работать с проблемным человеком на месте. Но для этого надо, чтобы один специалист был максимум на 200 человек.
Екатерина ЗАЙЦЕВА, педагог-психолог Хиславичской школы, Смоленская область:
– Работаю здесь пять лет. У нас учатся порядка 400 человек. Думаю, двоих психологов на это количество вполне достаточно. А одного все-таки мало, потому что нужно проводить массу диагностик, мониторингов, уделять время каждому школьнику, не обходить вниманием педагогов. Я знаю, что в разных регионах эту проблему решают по-разному: где-то есть возможность содержать целый штат психологов, а где-то все сваливают на одного. В нашей школе один специализируется по младшим классам, другой – по средним и старшим. И это правильно, потому что проблемы детей разного возраста сильно отличаются, и чтобы помочь их решать, надо во всем этом постоянно находиться. А ведь где-то со всем этим должен справляться один человек…
Наталья БРЕМ, педагог-психолог школы №4, Аргун, Чеченская Республика:
– У нас учатся 530 детей и работают примерно 50 педагогов. Из психологов там только я одна. Два специалиста положены только если количество детей превышает 1000 человек. Мне приходится работать и со всеми учениками от мала до велика, и с учителями, и с родителями. Даже с администрацией и техперсоналом, когда у них возникает такая потребность. Хорошо хоть в детские сады не приглашают, там есть свои специалисты. Я работаю 8 лет и все-таки считаю, что для повышения эффективности нашей деятельности хорошо бы разделить педагогов по возрастным категориям: кто-то должен заниматься только начальными классами, кто-то – средними, кто-то – старшими. Отдельного психолога для взрослых не нужно, это уже перебор. Лично мне интереснее работать со средним звеном. Понимаю, его считают самым проблемным, потому что переходный возраст, но тем и интереснее! Никогда не знаешь, чего от них ожидать…
Сергей ГРИГОРЯН, педагог-психолог, специалист, заведующий приемно-диагностическим отделом Центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации, Кисловодск, Ставропольский край:
– Работаю по специальности три года. Для меня и всех моих коллег соотношение психологов и учащихся в образовательной организации – больная тема, особенно в последние годы. Как показывает практика, нередки случаи, когда в школе учатся 1000-1500 ребят, а на это количество приходится всего один специалист. Понятно, что эффективность его работы крайне низка, потому что охватить их всех он просто не в состоянии, даже теоретически. По моему мнению, оптимально соотношение 1 к 200-250. Хотя, говорят, по каким-то нормам рекомендуется одного психолога брать на 500 школьников. Но это слишком большая нагрузка. Тем более что с детьми разных возрастов надо работать по отдельности. Поэтому, исходя опять же из моих наблюдений, в начальной школе должен быть один специалист, двое – в среднем звене и еще один – в старшем. Безусловно, хорошо бы, чтобы и с педагогами тоже кто-то работал отдельно. Но… это пока только мечты. Ведь у нас, как и у всех, очень много письменной нагрузки, которая отнимает много сил и времени от реального общения с людьми. И вот если бы нам помогли решить эту проблему, качество и эффективность работы педагогов-психологов заметно возросли бы.
Евгений БАЖЕНОВ, педагог-психолог городского психологического центра «Потенциал», Барнаул, Алтайский край:
– Мой стаж 3,5 года. У нас в положении прописано, что на одного психолога должно приходиться порядка 600 детей. Это тот минимум, который необходим для качественной работы. Но в реальности нередки ситуации, когда в школе 1200 человек и со всеми ними работает один психолог. А должно быть так: один работает с начальными классами и детьми с ОВЗ, а второй – со средними и старшими классами. Хотя мои коллеги из других регионов рассказывают, что у них по-разному выстроена работа: где-то есть отдельный специалист только для детей с ОВЗ, где-то один работает сразу со всеми, а где-то в одной школе 6 психологов, 4 дефектолога и 5 логопедов. Значит, кто-то может найти средства, чтобы обеспечить всем им полноценную нагрузку, а где-то – нет. Хотя должно быть везде одинаково в лучшем смысле этого слова.
От редакции
Мы обращаемся к вам, дорогие психологи. Что вы думаете по поводу этой проблемы? Как она решается в вашей образовательной организации, а если не решается, то почему?
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии