Мы, педагоги дошкольных групп школы №2009, не первый год задаемся вопросом: каким же должен быть идеальный праздник в детском саду? Ответ на него нам помогают искать в том числе журнал «Оранжевый еж» и наши обсуждения с коллегами, анализ проделанной работы с детьми.
Прошлый учебный год мы решили начать необычно – с праздника! Провести в самом начале сентября во всех детских садах нашего комплекса праздник встречи по-новому, без подготовленного взрослыми сценария. Решили доверить детям самим придумать для себя праздник. Некоторые воспитатели и музыкальные руководители не испытывали особых восторгов по этому поводу, переживали и сомневались, что что-нибудь из этой затеи получится… Не были мы уверены и в том, что родители к этому нововведению отнесутся с пониманием. Но все же праздник-встречу планировали вместе с детьми и родителями во всех группах дошкольного комплекса. Что-то получилось, что-то хотелось бы улучшить.
С тех пор прошел целый год, многое изменилось. В наших детских садах мы учимся доверять детям, формируя у них активность и самостоятельность, умение делать выбор и нести за него ответственность. Мы стремимся к тому, чтобы в создании праздничного события предпочтение отдавалось желанию детей, детскому творчеству и инициативе. Мы привносим в наши праздничные события новые формы и, главное, новый подход. Это отражается в их тематике, которая всегда учитывает интерес и выбор самих детей. Праздник в наших детских садах – это итоговое событие в завершение какой-то темы в группе, исследования или проекта. Дошкольники, особенно старшего возраста, самостоятельно выбирают песни, а рисунок танца часто придумывают, двигаясь под музыку так, как хотят или могут. Праздник из показательного отчетного концерта для родителей становится праздничным событием всего детско-взрослого сообщества, где каждый становится равноправным участником и созидателем.
Идеи большинства праздников подсказывают сами дети. Например, после прочтения стихотворения Наталии Волковой «Странная картина» в одной из старших групп выяснилось, что никто из детей никогда не был на выставках художников. Так возникла идея праздничного осеннего события, где вместо традиционного персонажа (обычно это Осень) ребята встретились с художником, который пригласил их в виртуальную картинную галерею. Там они ознакомились с полотнами известных пейзажистов И.И.Шишкина, С.А.Виноградова, В.Д.Поленова, И.И.Левитана, И.С.Остроухова. А потом дети сами, превратившись в художников и перейдя из музыкального зала в импровизированную мастерскую, впервые встали к настоящим мольбертам, чтобы нарисовать осенние пейзажи. Творческую атмосферу создавала музыка композитора Антонио Вивальди «Времена года. Осень». Работы получились замечательные, а созданная из них картинная галерея долго радовала детей и взрослых осенними пейзажами.
Одним из своих достижений мы считаем включение родителей в создание праздничных событий и их участие в мероприятиях. Папы и мамы наших воспитанников оказались способны на многое: они участвуют в подготовке к празднику и в самом празднике, помогают в изготовлении декораций, придумывают сюрпризы для детей, то есть становятся полноправными участниками педагогического процесса вместе с детьми и педагогами, участвуют в праздниках наравне с детьми. Мы поддерживаем любую их творческую инициативу.
В средней группе «Муравьишки» детского сада «Семицветик» дети в течение месяца увлеченно исследовали жизнь лесного обитателя – ежика: узнавали о его жизни, читали литературные произведения о нем, рисовали, лепили, мастерили поделки вместе с родителями. Героем праздника в этой группе стали Осень и Еж, а все танцы, песни, игры были посвящены колючему зверьку. В подарок Ежику дети разыграли сказку «Как ежик маме помогал» Татьяны Сиваревой. Они инсценировали ее в группе много раз, каждый раз по-новому, с разным актерским составом, с придуманными сюжетными линиями. Поэтому ребятам было легко выбрать роль и разыграть ее в зале без долгих репетиций и подготовок. Финалом сказки стал настоящий яблочный пирог, испеченный родителями. Еж позвал ребят в гости на чай и повел их к накрытому столу. Пока ребята лакомились пирогом, Осень предложила родителям приготовить еще один сюрприз для детей – показать кукольный спектакль. Сюжет придумывали на ходу, исходя из имеющихся кукол и числа желающих сыграть в спектакле родителей. Сценарий рождался весело, это стало своеобразным квестом для наших пап и мам. А сочинилось нечто похожее на «Теремок». Отрицательным персонажем оказалась белка, которая навела в теремке беспорядок. Дети были в восторге от спонтанного и творческого включения родителей в праздник и радостно угадывали родителей по голосам:
– Моя мама – лиса!
– А мой дедушка – волчок!
– А моя мама хулиганила, она была белкой!
Все получили огромное удовольствие.
В одной из средних групп дошкольного отделения «Жар-птица» праздник стал итоговым событием по теме «Овощи и фрукты». Помимо песен, танцев и игр дети со своими родителями упражнялись в классификации осеннего урожая по разным признакам. А потом готовили угощение – овощные и фруктовые салаты, используя имеющиеся овощи и фрукты и создавая вкусные и полезные блюда.
Дети старшей группы «Гномики» той же образовательной площадки прошли тему «Насекомые» и решили продолжить разговор по ней на празднике. Музыкальное праздничное событие началось с викторины. Ребята отвечали на самые сложные вопросы, а родители часто ошибались, им приходилось обращаться за помощью к своим детям. Узнав, что на Руси была традиция делать домики из овощей и фруктов для насекомых, чтобы помочь им пережить зиму, ребята решили, что неплохо было бы эту традицию оживить. Все вместе – дети и родители – приняли участие в праздничном мастер-классе. По нашему наблюдению, папы и мамы были довольны не меньше, чем их дети!
На утреннем круге в подготовительной группе «Винни Пух» воспитатели узнали, что одни дети очень ждут встречи с Бабой-ягой, а другие хотели бы побывать на ее дне рождения. В итоге им пришлось решать одну сказочную проблему, и их желания соединились. Баба-яга пригласила их на свой день рождения, но, боясь, что дети не примут ее приглашение, она украла золотую кисть у Осени, а без этого инструмента Осень не сможет навести порядок в природе и завершить все свои дела… Коварная Баба-яга обещала отдать волшебную кисть только тогда, когда дети устроят ей настоящий день рождения, веселый и яркий. Готовясь к этой встрече, наши дошколята создали идеальный сценарий для празднования, приготовили подарки для именинницы, украшения для ее избушки, угощение и музыкальные сюрпризы. Даже пригласили Лешего! Проект праздника постоянно изменялся, подстраиваясь под полет детской фантазии.
В подготовительной группе «Далматинцы» образовательной площадки «Семицветик» дети увлеклись русскими народными традициями: знакомились с фольклором, обрядами и русской кухней. Игра «Ваня, Ваня – простота» особенно полюбилась ребятам, и все единогласно решили включить ее в осеннее музыкальное событие, определив этим тематику праздника. Получился праздник в народных традициях «Осенины»: русские народные танцы, выступление ложкарей, хороводы, песни, игры. В роли ведущей праздника выступила мама одной из воспитанниц. Нарядные и колоритные народные костюмы создавали настроение. Сюрпризом оказалась игра-забава «Заплетайся, плетень!». Вместе с детьми в нее поиграли и родители. Это было неожиданно, весело и интересно. А ароматные пироги в лучших народных традициях стали вкусным сюрпризом от наших мам!
На дошкольной площадке «Цветочная поляна» принесенная ребенком тыква стала темой исследований для всего детского сада. Старшие группы углубились в изучение ботанических особенностей этого чудо-плода, младшие и средние придумывали нетрадиционные способы рисования с помощью тыквы, мастерили из нее поделки. Дети и взрослые придумывали и создавали костюмы и украшения оранжевого цвета. Родители тоже не остались в стороне, вместе с детьми они приготовили множество блюд из тыквы и поделились со всеми рецептами. Всем захотелось сделать тыкву главным героем осеннего праздника. Решили праздновать день тыквы. Здесь были и частушки про тыкву, и конкурсы, и соревнования с использованием тыквы. Наполнение праздника определялось строго по детским пожеланиям.
А игру «Перекати тыкву» придумали прямо на празднике, заменив мяч настоящей тыквой. И хотя задание из-за этого усложнилось, всем было от этого только веселее! Потом дети раскрашивали кусочки тыквы, которые соединились затем в целую большую тыкву. Она и стала главным экспонатом на выставке детско-взрослого творчества, посвященной тыкве.
Мы не можем точно ответить на вопрос, каким должен быть идеальный праздник в детском саду. Это открытый для нас вопрос, а мы открыты всему новому и находимся в постоянном творческом поиске: интересные открытия совершаем вместе с нашими детьми и их родителями. А журнал «Оранжевый еж» помогает нам взаимодействовать и вдохновляться. Это зеркало нашей дошкольной жизни в школе №2009.
Марина КИЗИЛ, методист дошкольного отделения школы №2009;
Екатерина ЧЕРКАСОВА, музыкальный руководитель дошкольных отделений «Семицветик» и «Жар-птица» школы №2009
Комментарии