Есть люди, которые не выделяют для себя «любимое время года». Они одинаково хорошо себя чувствуют и зимой, и летом, умеют правильно отдыхать как во время отпуска, так и в выходные, в течение рабочего дня, равномерно распределяя нагрузку, меняя род деятельности. Они знают на собственном опыте, что лучший отдых – это смена источников усталости. Поэтому независимо от того, на какое время года выпадает их отпуск, они проводят его максимально активно, получая массу позитивных эмоций.
Другая часть людей, к коим в большинстве случаев относятся педагоги, испытывает прямо противоположные чувства. Их тревожная активность заметно повышается к лету, ведь в их понятии этот сезон – единственный, который ассоциируется с идеальным временем для отдыха. Поэтому они стремятся буквально «утрамбовать» в непродолжительный летний отдых максимальное число развлечений, они стремятся успеть все и всюду… Люди такого склада воспринимают летнее время как период максимальных возможностей. Бесконечно нервно планируя плотный летний график, они не замечают, как их лето проходит в постоянном напряжении вместо расслабляющего отдыха. Их главная беда в том, что им сложно осознать, что лето, особенно сибирское, короткое и успеть отдохнуть на целый год с запасом просто невозможно. Как правило, таким людям не удается сбалансировать свое время, равномерно распределив нагрузку и отдых: они либо перегружают себя работой, либо отчаянно пытаются отдохнуть на все 100. Однако впоследствии такой «отдых» требует дополнительного отдыха.
В таких случаях можно порекомендовать приобрести новые навыки расслабления. Не стоит ждать отпуска, чтобы отдохнуть, просто «разгрузите» слегка свой рабочий график, а вместо вечернего просмотра телепередач сходите в бассейн, вместо дополнительных занятий – в кафе, и вы откроете в себе новые резервы для дальнейшей плодотворной работы. Научитесь отдыхать в любое время года, не стоит ждать лета только потому, что вы не знаете, чем можно заняться зимой.
Не случайно у учителей отпуск длится два-три месяца, ведь устают они ничуть не меньше, чем их ученики. Но, дождавшись отпуска, они часто проводят его в квартире или на даче, не общаясь с окружающими. Для них лучший отдых – это отдых от общения, от социальных связей. Хроническая усталость, или синдром профессионального выгорания, не является болезнью в чистом виде, а может сопровождать разные состояния и тем не менее может прогрессировать, вызывая негативные изменения. Таким людям рекомендуется посетить психолога или психотерапевта, особенно перед предстоящим отпуском. Для того чтобы компенсировать чувство подавленности, связанное с хронической усталостью и профессиональным выгоранием, следует летом, во время отпуска, заняться чем-то, что у вас лучше всего получается, но реализовать в профессиональной деятельности вы это не можете. Например, плаванием. Устройте мини-соревнования или поучаствуйте в дружеских спорах. Победа или просто участие принесут вам массу положительных эмоций – а это своеобразная «прививка» от различных депрессивных состояний.
Для того чтобы отпуск прошел более-менее успешно, учителям, имеющим склонность к профессиональному выгоранию, необходимо пройти процесс «репрофессионализации» и обрести готовность вернуться к своей профессии. Для этого достаточно соблюдать некоторые правила. Старайтесь во время отпуска не вспоминать и не обсуждать проблемы, которые вас окружают на работе, чтобы снова не погружаться в будничную атмосферу. Если вам сложно полностью на время забыть о своей работе и найти идеальное место для отдыха, имеет смысл посетить специальные летние тренинговые семинары, которые включают не только эффективную работу над собой, но и активную программу отдыха, они освежат ваши эмоции и откроют перспективы для самореализации и личностного роста. Желательно, чтобы при этом произошла смена местности. И помните: если рядом с вами отдыхают ваши коллеги и общие разговоры закономерно перетекают в разбор «сложных случаев» во время «перекура», то вы, минуя все законы материального мира, возвращаетесь на свое рабочее место, а значит, отпуск прерывается.
Еще один очень важный фактор, который должен присутствовать в «идеальном» отпуске, так как он является надежной защитой от воздействия стрессовой техногенной среды, – общение с природой. Не важно – просто вы гуляете по лесу или собираете грибы, фотографируете бегущий ручеек или ловите рыбу – любое прикосновение к живому миру в значительной степени компенсирует депрессивные состояния и способствует духовному возрождению.
Только от вас зависит, какими они будут, ваше «идеальное лето» и ваш «идеальный отдых». Не злоупотребляйте солнечными лучами и не пренебрегайте отдыхом в другие времена года.
Владимир ЛЫСЕНКО, психотерапевт, председатель общества «Здоровый дух»
Комментарии