В новых образовательных стандартах ничего не сказано о содержании образования, но довольно подробно описаны требования к условиям реализации программ, в частности, упоминается эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических кадров, а также повышение их профессиональной, правовой, коммуникативной и информационной компетентности.
Довольно долго типичное доступное учителю ТСО представляло собой «тряпку сырую обыкновенную» (поставляется в комплекте с доской и мелом). Ныне же в эпоху тотальной информатизации рисовать на доске мелом просто смешно, то ли дело на компьютере!Как продемонстрировать свое соответствие требованиям времени? Получить сертификат Cisco? Трудно и долго. Может, сертификаты Microsoft? Уже проще, но тоже сложновато. И кому они нужны, эти экзамены, да еще и по-английски? Для аттестации современному учителю достаточно предъявить пару примеров использования компьютера: презентацию по теме урока и презентацию к классному часу, и комиссия поставит заветную галочку в графе «информационная компетентность». А уж если у аттестуемого имеется собственный сайт, то творческих работ в Power Point на нем будет выложено не одна и не две.Великое множество презентаций вы легко найдете на сайтах школ и на многочисленных педагогических ресурсах, еще больше их хранится в портфолио учителей, собираемых методическими службами. Но все ли из них можно считать вершинами педагогического опыта? Создается впечатление, что учителя, попробовав новую технологию, с энтузиазмом принимаются использовать ее всегда и везде, даже если успехи сомнительны.Предлагаем авторам презентаций несколько советов, чтобы избежать типичных ошибок в создании и применении презентаций, а в будущем разрабатывать только дидактически и эстетически выверенные средства обучения.Во-первыхХрани свои знания, подобно часам, во внутреннем кармане; не демонстрируй их, как демонстрируют часы, без всякого повода, с тем лишь, чтобы показать, что они у тебя есть.Ф. ЧестерфилдВопрос: зачем я делаю эту презентацию и можно ли достигнуть того же результата другим способом?Больше половины презентаций представляют собой копии учебника или задачника, иногда расцвеченные клипартом и анимацией. Учебник хорош тем, что его можно открыть в любом месте и читать с любой скоростью, а в презентации последовательность и темп задает учитель. Что из этого следует? Для изучения нового материала учебник подходит лучше, а презентация – клон бумажной книги – вообще не нужна. Если в презентации даются задания на закрепление изученного, то снова камнем преткновения становится время. Ученики выполняют упражнения в индивидуальном темпе, а слайды перелистываются для всех одинаково, поэтому лучше просто перечислить номера заданий из сборника задач или раздавать карточки.Многие учителя используют презентацию как наглядное пособие, чтобы показать ученикам далекие страны, или сложные геометрические построения, или опасные химические опыты, или произведения искусства, недоступные «живьем». В этом случае использование презентаций вполне обоснованно, тем более что в них можно органично совместить просмотр фото-, видеофайлов и прослушивание аудиофайлов с комментариями учителя. Против таких презентаций никто не возражает в принципе, но важно их качество.Совет: используйте презентацию только тогда, когда это действительно необходимо.Во-вторыхПолезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным.СенекаВопрос: как именно это содержание и оформление презентации поможет мне достичь поставленной цели?Содержание презентации должно соответствовать теме занятия, но не нужно стараться непременно поместить в нее все элементы урока. Разумеется, копировать конспект тоже не следует.При оформлении презентаций подавляющее большинство учителей используют шаблоны (стандартные стили, фоны, иллюстрации и др.), которые, несомненно, облегчают жизнь авторам, но быстро надоедают зрителям.Нечитаемый мелкий текст на пестром фоне, разнокалиберные заголовки, неуместные графические элементы, размытые и непропорционально растянутые фото, навязчивая анимация, резкие звуки из предустановленного набора эффектов – каждый пункт этого перечня ухудшает качество презентации, но их совокупность просто убивает.Выбирайте только нужное, от всего остального безжалостно избавляйтесь. (См. таблицу.)Совет: не используйте в одной презентации все доступные возможности, выберите единый стиль и придерживайтесь его.В-третьихНичто и никогда не делается в срок и в пределах сметы.Правило Хеопса (из законов Мерфи)Вопрос: сколько времени займет представление презентации?Педагоги часто грешат избыточной детализацией при объяснении, тот же недостаток имеют часто и презентации. Совершенно необязательно вгонять в десяток слайдов параграф учебника, несколько статей энциклопедий и калейдоскоп фотографий. Собираясь в поход, из горы вещей, которые хорошо бы было взять с собой, опытный путешественник выбирает только то, без чего нельзя обойтись. Иначе рюкзак будет неподъемным. Помните, что каждый слайд должен содержать одну яркую мысль, а оформление помогает эффективно донести ее до зрителей, поэтому крайне важно отбирать содержание и работать над формой. Проверьте, можете ли вы сформулировать содержание слайда одной фразой? А одним словом? При отрицательном ответе удаляйте слайд. Почему не можете? Там же столько информации?! Тогда переформулируйте текст, разбейте его на два или три блока, замените схемой или иллюстрацией.После того как презентация будет собрана, сгруппируйте слайды в разделы и проведите повторную ревизию, чтобы сократить объем (желательно вдвое).Чтобы определить примерное время проговаривания комментариев к слайдам, порепетируйте с секундомером. Полученный результат увеличьте как минимум наполовину.Совет: сократите первоначальное количество слайдов вполовину и запланируйте больше времени на представление.В-четвертыхНикто не знает так много, как все мы вместе.Датская пословицаВопрос: откуда брать материалы, чтобы быстро составить презентацию?Сохраняйте лучшие образцы собственного творчества и понравившиеся вам работы коллег в специально выделенном хранилище (на компьютере, диске, флешке или в облачных сервисах). Для удобства поиска переименовывайте файлы в соответствии с используемой системой группировки: по содержанию, по видам оформления, по авторам и т. д.Создавайте собственные шаблоны, подбирая сочетания фонов, шрифтов, графических элементов и цветовых схем оформления. Формируйте узнаваемый личный стиль презентаций.Соберите собственную коллекцию интересных иллюстраций, чтобы они в любой момент были под рукой и не нужно было тратить время на поиски.Если вы применяете несколько версий одного программного продукта, сохраняйте образцы в самом популярном формате. Если в вашей коллекции хранятся презентации в разных оболочках, изучите возможности переноса отдельных слайдов или других элементов и выбирайте те из них, что максимально сохраняют настройки и функциональность. Приведение сборной презентации к единой цветовой схеме «за один клик» возможно, если выбраны цвета стандартного набора, фантазийные варианты придется перекрашивать вручную.Не забывайте указывать авторов заимствованных материалов, поскольку уважение к чужой интеллектуальной собственности – важный аспект воспитательной работы.Совет: собирайте исходные материалы и заранее делайте заготовки в собственных коллекциях презентаций.В-пятыхОгорошенный судьбою, ты все ж не отчаивайся!Козьма ПрутковВопрос: что делать, если внезапно отключилось электричество, или сломался проектор, или не открывается файл с флешки?В жизни случается всякое, но даже в самых сложных ситуациях не опускайте рук. Смело начинайте урок без презентации, потому что вы прекрасный учитель и отлично сможете все рассказать и объяснить ученикам. Даже на пальцах. А еще лучше, если вместо демонстрации презентации вы организуете урок «с использованием в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа», как написано в ФГОС.Совет: не бойтесь!Удачных вам уроков и побольше приятных впечатлений!
Комментарии