Пояснительная записка Основная задача воспитания – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.
Алена ТЯПКИНА, учитель начальных классов, классный руководитель 2-го «Б» и 3-го «Б» классов средней школы №101 Челябинска, победитель V конкурса «Мудрая сова» в номинации «Воспитательная программа»
Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с учениками своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности. Создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
Классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками. Вместе они разрабатывают общие педагогические требования и подходы к детям. Классный руководитель представляет интересы своих воспитанников в педагогическом совете, привлекает коллег к работе с родителями, включает свой класс в систему внеклассной работы по предметам.
Формы работы классного руководителя зависят от педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, степени педагогического воздействия, уровня развития личностей учеников, сформированности классного коллектива как группы. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т. д.
Цели, задачи программы деятельности классного руководителя
Мое педагогическое кредо: подлинная педагогика классного руководителя насыщена любовью к детям, методика обучения и воспитания построена на гуманистических началах.
Цель классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи классного руководителя:
– формирование и развитие коллектива класса;
– создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого школьника, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
– формирование здорового образа жизни;
– организация системы отношений через разнообразные формы деятельности коллектива класса;
– защита прав и интересов детей;
– организация системной работы с учениками в классе;
– гуманизация отношений между ребятами, между детьми и педагогическими работниками;
– формирование у детей нравственных смыслов и духовных ориентиров;
– организация социально значимой, творческой деятельности учеников.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к ученикам с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы и ситуации в классе, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Ожидаемые результаты
Главный результат работы классного руководителя – воплощение модели личности выпускника начальной школы.
Модель личности выпускника первой ступени (1-4-е классы):
– ребенок физически и духовно здоровый, добрый, уважительно относящийся к старшим и младшим, любящий природу, свой поселок, город, республику, Родину, Россию;
– ребенок, осознающий ответственность за порученное дело, за свои поступки;
– ребенок, приученный в жизни в коллективе, бережливый, аккуратный, организованный, трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный.
Комментарии