Тема «Существует ли равенство?» :: Тема «Имущественное равенство и равенство возможностей» :: Тема «Равенство перед законом» :: Тема «Страницы истории борьбы за равноправие»
Тема «Существует ли равенство?»
План урока
1. Постановка проблемы: существует ли равенство?
2. Что такое равенство? (Разные трактовки этого понятия).
3. Равноправие и равенство перед законом – вот единственное достижимое равенство, за которое можно и нужно бороться.
Материалы для урока
Необходимо просторное помещение типа рекреации или спортивного зала, где играющие могли бы встать в одну шеренгу и свободно передвигаться; кусок мела, а также заранее приготовленные карточки для игры «Более равные, чем другие». По этим карточкам девочка может «играть» мальчика и наоборот (здесь может возникнуть путаница, если ребенок не усвоит твердо своей игровой роли; такое случается довольно часто, так что этот момент приходится разъяснять детям особенно тщательно). Можно сделать карточки на весь класс или только на часть, тогда другая часть класса будет зрителями (что тоже может оказаться очень полезным). Раздавая карточки, ведущий подчеркивает, что нужно сохранить их содержание в тайне до конца игры.
Для того чтобы игра получилась, ведущий должен определить, какие критерии для него важны при составлении биографии. Эти критерии могут быть как положительными, так и отрицательными, и распределяются они по «цене»: один или два шага.
Предлагаем примерный список критериев.
Положительные:
младенец – мальчик;
ребенок родился в городе;
родители ребенка из интеллигенции;
у родителей высшее образование;
у ребенка живы и живут вместе оба родителя;
ребенок является единственным в семье.
Отрицательные:
ребенок – девочка;
ребенок родился с физическим или умственным недостатком;
у ребенка нет одного родителя;
ребенок родился в неблагополучной семье;
район, в котором рожден ребенок, неблагополучен с точки зрения экономики или экологии;
в семье более четырех детей;
родители ребенка являются представителями национального меньшинства.
Этот список может быть изменен или дополнен, важно только, чтобы, получив карточку, участник прямо или из контекста мог четко определить свою ситуацию. Если предложенный критерий прямо не обозначен в карточке, участник считает, что его просто нет. Составляя биографию, можно сделать несколько совершенно благополучных и совершенно обездоленных младенцев, другие, однако, будут обладать как «козырями», так и неблагоприятными исходными данными.
Ход урока
1. Раздача ученикам карточек с ролями.
2. Объяснение вводной информации и правил игры.
3. Игра.
Класс выстраивается в шеренгу. Ведущий сообщает, что все участники – это младенцы, родившиеся в один день. Он задает вопрос, равны ли эти младенцы. Участники стоят все в один ряд, никто не выделяется – ответ будет, наверное, положительным.
Ведущий напоминает, что участники играют роли, которые описаны в их карточках, и приступает к игре.
Он просит «мальчиков» сделать один шаг вперед. Далее делают два шага назад «национальные меньшинства» и еще два шага вперед «дети, родители которых получили высшее образование». Чередуя положительные и отрицательные критерии, доходим до конца игры. Мы намеренно не хотим навязывать количество шагов и порядок, так как вся прелесть игры именно в импровизации, важно только перечислить критерии. В карточках может даже указываться, что человек будет очень высокого или очень низкого роста или ему по наследству от родителей достанется полнота и он станет предметом насмешек для товарищей. Очень наглядно будет назвать этот критерий, чтобы единственный человек из всего класса сделал шаг назад.
Когда сама игра закончена, нужно попросить первых и последних рассказать о себе или прочитать свои биографии. Скорее всего, первым окажется совершенно здоровый сын интеллигентных родителей, живущий в Москве или Петербурге.
4. Послеигровое обсуждение.
Обсуждение этой коротенькой игры-демонстрации проходит в несколько этапов. Первый вопрос, который задает учитель после прочтения несколькими учениками их ролей: «Существует ли равенство? И если нет, то почему именно с признания равенства всех людей начинаются ВДПЧ, конституции большинства стран мира?»
Часть детей обычно высказывает сомнение в возможности осуществления равенства, но многие бывают не удовлетворены этим и готовы ко второму вопросу: «Что вы понимаете под словом «равенство»? О каком равенстве идет речь?» Наиболее типичные ответы: «чтобы было все одинаковое» и «чтобы было равное материальное положение». Учитель просит прочесть те карточки, в которых были указания на какие-то физические особенности или болезни. Уже от рождения люди «не равны» в смысле «не одинаковы». О достижимости имущественного равенства речь пойдет на следующем уроке, а пока можно ограничиться констатацией факта, что о таком равенстве в обозримом будущем говорить не приходится.
Затем учитель обращает внимание на тех «младенцев», которые остались позади не из-за своих врожденных свойств и не из-за плохого материального положения. Это дети беженцев, представители национального или религиозного меньшинства, девочки, жители районов с плохой экологией и т.д. Почему они оказались в таком положении? Поскольку тема «Дискриминация» уже изучена, дети легко находят ответ и говорят о том, что именно в этих случаях можно говорить о нарушении прав человека. Так разговор переходит на равенство в правах, т.е. равноправие, и равенство перед законом.
Урок завершается беседой о том, что могли бы сделать окружающие для того, чтобы изменить судьбы «младенцев».
Тема «Имущественное равенство и равенство возможностей»
Задачи урока
В ходе занятия ученики:
убеждаются в том, что все попытки осуществления равенства имущества в государственном масштабе приводили только к еще большему неравенству и диктатуре;
учатся уважать чуждые им идеалы и не навязывать свои идеалы всем окружающим.
1. Идеал имущественного равенства в книгах философов-утопистов.
2. Попытки воплотить в жизнь этот идеал в России.
1. Беседа об идеале имущественного равенства.
Основные вопросы:
Почему на прошлом уроке при обсуждении игры вы сразу же заговорили о материальном неравенстве?
Как вы думаете, когда и почему возникло представление об идеальном обществе, в котором у всех граждан одинаковое материальное положение?
Как вы представляете себе такое идеальное общество? Хотели бы вы там жить?
2. Работа в группах: обсуждение текстов о киббуцах, составление правил для подобной общины.
От ответов на последний вопрос легко перейти к проблеме возможности реальной организации жизни на принципе равенства имущества. Учитель предлагает детям, разделившимся на три-четыре группы, выполнить такое задание: «Представьте себе, что вы решили создать общину, основанную на равенстве имущества. Разработайте правила (устав). Можно использовать тексты об организации киббуцев, которые вы читали дома».
3. Обсуждение результатов работы в группах.
После того как каждая группа прочтет свои правила и ответит на вопросы, учитель должен обратить внимание детей на следующее:
эти правила подходят только для небольшой группы единомышленников и будут действовать до тех пор, пока не появится следующее поколение (ведь дети не делали сознательного выбора, когда становились членами общины);
жизнь общины во многом будет зависеть от силы воли ее членов, их сознательного самоограничения;
уровень жизни в общине скорее всего будет невысокий, ниже среднего по стране.
4. Беседа о неудачной попытке воплотить идеал в жизнь в масштабах страны.
Поскольку ученики прочитали дома материал из «Книги для чтения», можно ограничиться двумя вопросами:
Каковы были последствия этих попыток для всех людей: и бедняков, и «кулаков»?
Равенство всех при Советской власти – миф или реальность?
5. Завершая занятие, учитель должен обязательно сказать детям, что идеал имущественного равенства, как любой идеал, необходим человечеству и что все права «второго поколения», о которых речь еще впереди, появились как попытка некоего приближения к этому идеалу.
Тема «Равенство перед законом»
Учащиеся должны:
познакомиться с понятиями «равная защита закона» и «равенство в правоприменительной практике»;
почувствовать несправедливость неравенства перед законом;
научиться разделять ситуации, возникающие в случае дискриминационных законов, и ситуации дискриминации в правоприменительной практике;
научиться анализировать жизненные случаи с правовой точки зрения;
учиться работать в группах, высказывать свою точку зрения и вести переговоры.
Карточки-жребии для деления на группы, игральный кубик, карточки с описаниями ролей для каждого играющего, призовые фишки (20 штук).
Ролевая игра «Горожане и приезжие»
Этапы игры
В начале игры учитель предлагает ребятам разделиться на небольшие команды по четыре-пять человек. Вся игра будет состоять из трех туров.
I. В первом туре моделируется ситуация простейшей игры, правила которой несправедливы для большинства игроков.
Представители каждой команды по очереди кидают кубик. Если выпадает какое-то определенное число, команда выигрывает очко и получает призовую фишку. Побеждает команда, набравшая наибольшее число фишек.
Вот примерные правила для четырех команд:
Первая команда получает очко, если выпадает «пять».
Вторая – «шесть».
Третья – «один» или «два».
Четвертая команда получает очко, если выпадает «два», «три», «четыре», «пять» или «шесть».
Несложно заметить, что правила игры создают более выгодные условия для некоторых групп. Рано или поздно ребята поймут это, и группы, оказавшиеся в невыгодном положении, возмутятся. Можно предлагать выкидывать кубик до тех пор, пока не «проснется народный гнев». Учитель просит ребят объяснить, что именно им не нравится в игре и почему. Если же ребята смирились и не протестуют, учитель может сам через некоторое время остановить игру и спросить, были ли правила справедливыми.
Как ответ на констатацию несправедливости можно попросить ребят предложить новые справедливые правила. Есть небольшая вероятность, что играющие из «привилегированных» групп будут настаивать на сохранении своего статуса. В этом случае вопрос решается голосованием – так как «обиженных» было больше, они побеждают. В конце следует специально отметить, что по новым правилам все игроки поставлены в одинаковое положение. Если есть время, можно проиграть один круг по новым правилам.
II. Второй тур посвящен раскрытию понятия равной защиты закона. В нем моделируется ситуация существования законов, несправедливых к одной из групп населения. Дискриминация проводится по национальному и религиозному признаку, а также по месту жительства.
Играющие – жители большого города (а также приезжие, надеющиеся стать жителями), в котором действуют правила регистрации. Каждый участник получает карточку с ролью, где описаны его «жизненные обстоятельства». Обязательно следует отметить, что все приезжие – граждане этой страны и на старом месте жительства честно трудились и платили налоги. Почти у всех есть какие-то проблемы (нет работы, необходимо купить жилье, устроить ребенка в школу, создать религиозную общину среди своих единоверцев и т.д.), которые они должны решить, обращаясь к «официальному лицу» – учителю. Объяснив это ребятам, учитель зачитывает законы, действующие в городе:
1. Чтобы получить регистрацию в городе, приезжий должен принадлежать к коренной национальности и исповедовать традиционную религию. Лица некоренной национальности и нетрадиционного вероисповедания должны убедительно обосновать свое желание получить регистрацию.
2. Работа в городе предоставляется только зарегистрированным гражданам.
3. Стоимость жилья для незарегистрированных граждан устанавливается в три раза выше, чем для зарегистрированных. (Для более старших ребят, имеющих представление о том, что такое налоги и зачем их платят, следует отметить, что в городе нет какого-то дополнительного налога, обосновывающего право горожан на более дешевое жилье).
4. В школы города принимаются только дети зарегистрированных граждан.
5. Создать и официально оформить новую религиозную общину могут только зарегистрированные граждане.
6. Создать и официально оформить новую общественную организацию могут только зарегистрированные граждане.
Было бы хорошо дать каждой группе копию законов.
Как и в первом туре, игра проходит по группам. Группа должна выбрать самого «обездоленного» члена и попробовать решить его проблему. Для этого он сам или кто-то из его группы обращается к «официальному лицу» (следует отметить, что в зависимости от проблемы это разные люди – чиновник паспортного стола, биржи труда, комиссий по регистрации религиозных общин или общественных организаций, продавец жилья, директор школы), т.е. учителю, и просит его о чем-нибудь (продать жилье, принять ребенка в школу, найти работу, получить регистрацию и т.д.). «Официальное лицо», опираясь на законы города, удовлетворяет или не удовлетворяет просьбу. Его задача – не предоставлять регистрацию лицам некоренной национальности и нетрадиционного вероисповедания, требуя «убедительного обоснования» ее необходимости и признавая все обоснования неубедительными. В соответствии с законами он отказывается подбирать или давать незарегистрированным работу, не принимает их детей в школу, не позволяет им создавать новые общественные организации и религиозные общины, продает им жилье по очень высоким, не доступным для них ценам. В то же время, если приезжий коренной национальности и традиционного вероисповедания, он легко должен получить регистрацию, а с ней и все блага. Чем артистичнее будет играть свою роль учитель, тем интереснее будет игра для ребят, наблюдающих, как решаются чужие проблемы.
Если проблема решена, группа получает призовую фишку. Затем говорит представитель второй группы и так далее, по кругу. Как и в первом туре, побеждает команда, набравшая наибольшее число фишек.
Очень скоро играющие поймут, что есть люди, чьи проблемы легко решаются, и те, чьи проблемы по этим законам совсем не разрешимы. Необходимо заметить, что карточки с ролями можно раздать двумя способами: так, чтобы в каждой группе были те, кто будет дискриминирован, и те, кому удастся решить свою проблему по закону; и так, чтобы «несчастливцы» оказались всего лишь в двух или трех группах. В первом случае практически все группы столкнутся с дискриминацией. Во втором случае существование более «успешных» групп, получающих одну призовую фишку за другой, сделает игру более острой.
В зависимости от темперамента ребят они могут открыто возмутиться несправедливым положением, подавленно молчать или начать терять интерес к игре. В этот момент учителю необходимо прервать «решение проблем» и предложить ребятам высказать свои впечатления и ощущения. Ответом на описание негативных чувств может быть задание изменить законы так, чтобы они стали справедливыми. (Если несправедливость законов не очень ясна для ребят, можно попросить их сравнить этот тур с предыдущим). Несколько минут ребята работают над своими вариантами законов в группах.
Обычно играющие предлагают законы, в которых не содержится дискриминации по отношению к приезжим. Если же среди ребят нашлись желающие предоставить коренным жителям больше прав и возможностей, чем некоренным, следует уделить несколько минут для того, чтобы поговорить о причинах такого желания, о реальных и мнимых страхах горожан, об отчаянном положении человека, потерявшего все дома и не могущего получить работу (а значит, и средства для существования) на новом месте. Можно кратко сказать о различиях между социальными льготами, которые осуществляются на налоги граждан, и неотчуждаемыми правами, например, свободой совести или правом на объединения в ассоциации.
III. Третий тур показывает, что такое «равенство в правоприменительной практике». В нем моделируются ситуации, в которых справедливые законы выполняются для одних людей, но не выполняются для других.
В этом туре достаточно по одному представителю от каждой группы, а если времени мало, то двух человек от всего класса. Они по очереди описывают свои проблемы и для кого-то, например, для «безобидной девушки» «официальное лицо», опираясь на законы, делает все, что нужно. В то же время решение по делу «подозрительного молодого человека» оттягивается – чиновник куда-то «уезжает», просит прийти завтра, его не оказывается на месте, и в конце концов он прямо отказывает.
Лучшим окончанием игры будет решение «подозрительного молодого человека» обратиться в суд. Ребята могут догадаться об этом сами или им предложит это, выйдя из роли, учитель.
Обсуждение игры
Тема «Страницы истории борьбы за равноправие»
На примерах истории борьбы за гражданские права цветного населения в США и крымских татар в СССР ученики должны рассмотреть основные методы борьбы за равноправие; понять, что сознательный гражданин не может равнодушно смотреть на любые проявления дискриминации.
1. Что такое дискриминация? (Повторение)
2. Примеры борьбы за равноправие в США и СССР.
3. Анализ методов борьбы за равноправие.
1. Повторение темы «Виды дискриминации» и завершение обсуждения игры «Горожане и приезжие».
Учитель просит учеников проанализировать с правовой точки зрения ситуации, возникавшие на втором и третьем этапах игры. Речь пойдет прежде всего об узаконенной дискриминации по национальному и религиозному признакам. Можно сравнить «законы Города» с законами фашистской Германии (дети дома прочитали текст «Власть ненависти»), с местными законами, которые издаются сейчас во многих регионах, в том числе правительством Москвы. Одновременно необходимо отметить, что ни в Конституции, ни в большинстве федеральных законов (за исключением Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях») нет никаких следов дискриминации.
Далее разговор переходит на ситуации из третьего этапа игры, именно с такой правоприменительной практикой нам чаще всего и приходится иметь дело. Ведь обращение в суд – это только начало тяжелой борьбы, и, к сожалению, решение часто будет не в пользу гражданина, подвергшегося дискриминации. Известно, что в статье УК об ответственности за «разжигание межнациональной или религиозной вражды» наши суды не выносят обвинительных приговоров.
Как же в таком случае вести себя нам, гражданам этой страны? Может быть, найти ответ на этот вопрос нам поможет изучение опыта борьбы разных народов за равноправие?
2. Индивидуальная работа с текстами из подпункта 4.2.4 «Борьба за равноправие».
Учащиеся работают самостоятельно с текстами «Борьба за гражданские права цветного населения в США» (1-й вариант) и «Борьба крымских татар за возвращение в Крым» (2-й вариант), готовят ответы на вопросы:
Каковы были цели борьбы?
Кто принимал в ней участие?
Какие методы использовали?
Достигло ли движение поставленных целей?
Эти вопросы можно заменить на те, которые идут сразу после текста о крымских татарах.
3. Обсуждение методов борьбы за равноправие.
При обсуждении учитель должен обратить внимание учеников на то, что и в США, и в СССР движения за равноправие старались держаться исключительно в рамках существующего законодательства, закон нарушало правительство (штата или государства).
В обоих случаях борьба привела к победе, может быть, именно потому, что в ней участвовали не только те, чьи права были нарушены, но и просто граждане, которые не могли примириться с тем, что в их стране существуют дискриминационные законы, а судебная власть не выполняет в полной мере своих функций. Именно разговором о гражданской активности можно завершить этот урок.
Светлана ДЬЯЧКОВА
Москва
Комментарии