search
main
0

ICCS-2016: результаты намного лучше. Усиление внимания к практической стороне граждановедения приносит плоды

Каждая страна мира, заботящаяся о повышении качества образования, активно использует для оценки своих достижений такой инструмент, как международные сравнительные исследования. Россия также вовлечена в этот процесс. Причем, как отмечают эксперты, прошло достаточно долгое время, прежде чем результаты сопоставления с другими перестали повергать нас в шок. В 2016 году завершился очередной цикл ICCS (Международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования). Окончательные результаты будут обнародованы в начале ноября в Нидерландах, а в России пока подводят предварительные национальные итоги.

Итоговая научно-практическая конференция «Граждановедческое образование в России: вызовы и перспективы» собрала в Московской областной Думе внушительную по охвату и статусу аудиторию: здесь и региональные координаторы проведения международных сравнительных исследований, и учителя истории и обществознания из 50 субъектов, и экспертная команда, которая на протяжении многих лет реализует исследовательские процедуры ICCS в России – ученые из многих ведущих вузов и исследовательских центров страны.
Директор Федерального института оценки качества образования Сергей Пономаренко в начале выступления привел слова Майка Тирумана, руководителя Ассоциации педагогов Сингапура: «Сингапур – первый в TIMSS, PIRLS, PISA! Есть ли еще такая страна, которая может продемонстрировать хотя бы близкие результаты?»
По мнению Сергея Пономаренко, есть. И это Россия. Даже если мы пока не можем говорить о первых местах во всех международных топах, то динамика роста качества образования у нас неоспоримо высока. «Россия в первой десятке в TIMSS, где проверяются фундаментальные естественно-научные знания. Мы занимаем первые строки в PIRLS, и это говорит о том, что читательская грамотность в нашей стране на высоком уровне. Из последних порадовавших всех событий – наш рывок в ходе PISA с 38-го места на 24-е», – отметил директор ФИОКО.
Точно такой же рывок, по словам главного редактора «Учительской газеты», национального координатора ICCS-2016 Петра Положевца, удалось совершить отечественным школьникам и в последнем цикле международного граждановедческого исследования. В 1999 году в ICCS участвовала 21 страна, и тогда Россия была на 19-м месте, в 2009 году в исследовании были задействованы 36 стран – мы поднялись на одну строку. «Пока мы не можем сказать, на каком мы месте – результаты будут официально объявлены 7 ноября в Амстердаме. Скажу одно: результаты намного лучше, чем в предыдущем цикле», – сообщил Петр Положевец.

Отдельной строкой в исследовании значится Республика Татарстан. Участие в оценочных процедурах приняли 150 школ региона (3500 учащихся и 2500 учителей). «Очень хорошо, что у регионов есть возможность участвовать в международных исследованиях с такой значительной выборкой, – подчеркнула начальник Управления общего образования Минобрнауки Республики Татарстан Тамара Федорова. – Вместе с ФИОКО мы уже проработали вопрос участия таким же образом и в PISA. Тогда мы наконец сможем сопоставить себя с другими странами. Особенно интересно увидеть себя в сравнении с Сингапуром. Их технологии у нас на вооружении. Именно их реализовала на своем конкурсном уроке абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2014 Алла Головенькина».
К результатам исследований всегда можно отнестись с позиций эмоциональных и рациональных. Что касается ICCS, то эмоции здесь только позитивные, из рациональных же соображений – необходимость задуматься над тем, как работать над выявленными проблемами, а их немало, и касаются они не только граждановедческого образования.
«Наши девятиклассники показали, что пока не могут в достаточной степени аргументировать свою позицию по той или иной общественной ситуации, не умеют подкрепить свою позицию фактами, – заявил Петр Положевец. – Они не понимают, что такое гражданские действия, путают их с протестной деятельностью, не понимают, что такое выборы и как они влияют на общественную жизнь».
К сожалению, российские респонденты оказались среди первых и по количеству совершенно досадных ошибок: как, например, можно было перепутать пол участников исследования? Или указать количество школьников таким образом, что в 9-х классах стало больше учащихся, чем во всей школе? Культура тестирования и анкетирования у нас, очевидно, не на высоте, и ее формированию во многом мешает то пренебрежение, которое мы до сих пор испытываем к тестовым форматам проверки.
Трудно сказать наверняка, что стало причиной этих ошибок – случайная невнимательность или систематическая безответственность. Но эксперты констатируют: у нас серьезные проблемы с воспитанием самостоятельности и ответственности, и это не могло не сыграть здесь свою роль. Так, по словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Любови Духаниной, сегодня 40% российской молодежи живут под опекой родителей, и нередко она приобретает формы гиперопеки. А отсюда недалеко до полной социальной дезадаптации…
Казалось бы, еще вчера такие слова, как «хикки», «кидалты» и «хикикомори», были на слуху только у специалистов – сегодня практически у каждого найдется пара знакомых в возрастном интервале плюс-минус двадцать лет, частично или даже полностью отказавшихся от социальных контактов и возможностей самореализации. В Японии подсчитали: на таких затворниках страна ежегодно теряет 4,8 млрд долларов…
Заместитель директора Института развития образования Орловской области Лариса Жиронкина уверена: ответственность – одна из важнейших граждановедческих ценностей. Но вот что удивительно: в курсе обществознания, который в нашей стране, по сути, является единственным крупным граждановедческим предметом, отдельного урока по этой теме нет, поэтому от учителя здесь зависит очень многое.
Впрочем, как отмечает Любовь Духанина, ответственности по учебнику не научишь. Самый действенный метод – дать ребенку возможность принимать решения и отвечать за их последствия, и чем раньше, тем лучше, потому что гражданское образование начинается отнюдь не в школе…
Но, пожалуй, даже и не в детском саду. Все начинается с семьи: особенно противостояние (или потворство) инфантилизму в личной и общественной жизни, потому что впитывается (и воспитывается) оно ежедневно – на примере родных и близких.

Кстати

Чтобы убедиться в росте качества граждановедческого образования в стране, на 2017-2018 учебный год запланировано проведение национальных диагностических работ в 8-9-х классах.

NB!
Подводя итоги конференции, ее участники предложили передать на общественное обсуждение Проект рекомендаций органам исполнительной власти, осуществляющим деятельность в сфере образования, по дальнейшему использованию результатов аналитического исследования системы граждановедческого образования. Документ опубликован на сайте «Учительской газеты»: http://old.ug.ru/appreciator/138. Внести свои предложения можно до 1 октября.

Вадим МЕЛЕШКО (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте